Авиация россии. Авиация россии Макс взлетная масса ил 2

06.03.2024 Бизнес-будни

Самым массовым самолетом Второй мировой войны считается советский штурмовик Ил-2. Всего их было построено около 36 тысяч штук. Этот самолет стал символом воздушной мощи Красной армии.

Висящие над головой врага бронированные «летающие танки» наводили ужас на врага. Немцы дали Ил-2 прозвище «zementbomber» - «цементированный бомбардировщик» - за его способность выдерживать попадания пуль и снарядов противника, и «Schwarzer Tod» - «чума», «черная смерть».

Наши же пехотинцы прозвали Ил-2 «горбатый» - за его характерный силуэт. Висящие над головой немцев самолеты, засыпающие снарядами и эрэсами (реактивными снарядами) позиции врага, были помощниками нашей армии. Их массированные удары прокладывали победный путь Красной армии к Берлину. Ил-2 по праву считается самым лучшим штурмовиком Второй мировой войны.

В инициативном порядке

Идея создать специальный бронированный самолет-штурмовик появилась у руководства ВВС Красной армии после изучения опыта использования самолетов в гражданской войне в . Применявшиеся для штурмовки наемных войск противника разведчики и истребители показали высокую уязвимость в условиях сильной ПВО противника.

В начале 1938 года начальник 1-го Главного Управления Наркомата оборонной промышленности Сергей Ильюшин направил докладную записку на имя Сталина, в которой говорилось: «При современной глубине обороны и организованности войск, огромной мощности их огня (который будет направлен на штурмовую авиацию) штурмовая авиация будет нести очень крупные потери.

Наши типы штурмовиков, как строящиеся в серии - ВУЛТИ, ХАИ-5 (констр. Неман), так и опытные - «Иванов» (конструктр. Сухой) и «Иванов» (констр. Неман), имеют большую уязвимость, так как ни одна жизненная часть этих самолетов - экипаж, мотор, маслосистема, бензосистема и бомбы - не защищена. Это может в сильной степени понизить наступательные способности нашей штурмовой авиации.

Поэтому сегодня назрела необходимость создания бронированного штурмовика или, иначе говоря, летающего танка, у которого все жизненные части забронированы.

Сознавая потребность в таком самолете, мною в течение нескольких месяцев велась работа над разрешением этой трудной проблемы, результатом которой явился проект бронированного самолета-штурмовика.

Для осуществления этого выдающегося самолета, который неизмеримо повысит наступательные способности нашей штурмовой авиации, сделав ее могущей наносить сокрушительные удары по врагу без потерь или с очень малыми потерями с ее стороны, прошу освободить меня от должности Начальника главка, поручив мне выпустить самолет на Государственные испытания в ноябре 1938 года.

Задача создания бронированного штурмовика исключительно трудна и сопряжена с большим техническим риском, но я с энтузиазмом и полной уверенностью за успех берусь за это дело.

Так, в инициативном порядке гениальный советский авиаконструктор Сергей Ильюшин и начал работу над самолетом, обессмертившим его имя. При этом он сам предложил перевести его на нижестоящую и более ответственную должность.

Со стрелком или без?

Работа над бронированным самолетом-штурмовиком была сложной прежде всего из-за того, что первоначально он задумывался как двухместный одномоторный самолет смешанной конструкции. Главная изюминка штурмовика - включение бронированного корпуса в силовую схему планера самолета. Броня корпуса стала каркасом и обшивкой всей носовой и средней части фюзеляжа. Бронекорпус изготовлялся из гомогенной стальной брони АБ-1 (АБ-2), надежно защищавшей двигатель, кабину пилота, радиаторы и некоторые другие агрегаты. Прозрачное лобовое бронестекло козырька кабины пилота имело толщину 64 мм и выдерживало попадание 7,62 мм бронебойной пули.

Сложность же заключалась в том, что изначально самолет проектировался как двухместный. Но потом, по указанию руководства ВВС Красной армии, поступило указание переделать уже почти готовый опытный экземпляр штурмовика в одноместный. На месте бортстрелка был установлен дополнительный топливный бак и дополнительное бронирование. Все это отрицательно сказалось на центровке самолета.

Но уже после начала войны, столкнувшись с большими потерями одноместных Ил-2, которые не имели в задней полусфере оборонительного вооружения, командование ВВС Красной армии потребовало от Ильюшина вновь сделать самолет двухместным, что и было исполнено к концу 1942 года.

Однако чтобы не останавливать производство, а Сталин писал на завод, который изготовлял Ил-2, что их самолеты «нужны фронту, как воздух, как хлеб», бронекорпус остался прежним, а бортстрелка посадили вне бронекорпуса, оставив практически беззащитным от вражеского огня и защищенным лишь 6-мм листом брони со стороны хвоста. При этом защита пилота сзади была достаточно сильной - поперечной броней марки «ХД» толщиной 12 мм (плюс 6 мм бронеспинка), входившей в схему бронекорпуса.

Для сохранения изменившейся центровки все же пришлось сделать консоли крыла стреловидной формы («крыло со стрелкой»).

Как он был устроен Ил-2

Штурмовик Ил-2 был низкопланом смешанной или однородной конструкции, первоначально деревянно-металлической со смешанной металлическо-фанерно-полотняной обшивкой, позднее - цельнометаллической с металлическо-полотняной (рули) обшивкой.

В центроплане размещались бомбоотсеки, а по краям от них находились гондолы ниш шасси. Вооружение размещалось в отъемных частях крыла, а в правой части центроплана, почти у фюзеляжа, находился заборник воздуха в карбюратор.

Фюзеляж делился на две части: переднюю броневую и заднюю смешанной либо цельнометаллической конструкции. Работающий бронекорпус закрывал всю переднюю часть фюзеляжа со всех сторон, заканчиваясь за кабиной пилота. Задняя часть фюзеляжа была деревянной и присоединялась к бронекорпусу при помощи крепежных болтов. Броня, выполняющая роль части конструкции, была изготовлена из броневой стали в виде отдельных плит толщиной 4-6 мм, собираемых затем воедино. Только в передней части бронекорпуса, в которой размещался двигатель, использовалась система подвижных и съемных плит. Сам пилот размещался в хорошо забронированной кабине, которая однако превращалась в смертельный капкан ввиду часто заклинивавшего из-за деформации брони фонаря кабины. Дополнительным недостатком такого бронирования кабины был очень плохой обзор, что было результатом использования для ее бронирования стали, а не бронестекла.

В противоположность пилоту стрелок находился в почти не защищенной кабине под небронированным фонарем, открывавшимся на правый борт. Воздушный стрелок сидел на поперечной брезентовой ленте сразу за бронеперегородкой заднего бензобака. Крупнокалиберный пулемет УБТ (универсальный Березина, турельный) калибра 12,7 мм с боезапасом 150 патронов был установлен на полу-турельной установке и имел углы обстрела: вверх - 35°, вниз - 7°, влево от стрелка - 25° и вправо - 35°.

Двигатель - АМ-38, У-образный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, развивал мощность 1600 кВт, а в варианте АМ-38Ф - 1700 кВт.

С начала войны Ил-2 летали в основном без радиостанции, и только с 1942 года началась установка радиостанции РСИ-4 на машинах командиров и приемников на самолетах всех остальных. В состав топливной системы входили два, а позже три бака, располагавшиеся перед, под и за кабиной пилота. Главный бак вмещал 350 л топлива, а остальные 540 л.

Стандартное вооружение двухместного самолета состояло из двух пулеметов ШКАС 7,62 мм с 750-1000 патронами на ствол (в зависимости от производственной серии) и двух пушек ВЯ-23 калибра 23 мм, имеющих боезапас 300-360 снарядов на пушку, установленных внутри крыльев, а также одного пулемета УБТ - 12,7 мм с запасом 150 шт. патронов в кабине заднего стрелка.

На первых моделях Ил-2 с лета 1941 года в крыльях устанавливались две пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом по 200 снарядов на ствол. Пулемет ШКАС имел массу 10 кг, скорострельность 1880 выстр./мин. Пушка ШВАК имела массу 45 кг, а начальная скорость снарядов составляла 800 м/с, пушка ВЯ была тяжелее на 21 кг, начальная скорость ее снаряда - 900 м/с. Бронебойные снаряды пушки ВЯ-23 могли пробить броню толщиной 25 мм на дистанции 400 м. Пулемет УБТ имел массу 21,5 кг, скорострельность 1000 выстр./мин., а начальную скорость пули 860 м/с.

Бомбы и ракеты

Стандартное подвесное вооружение штурмовика Ил-2 состояло из 400-600 кг различных бомб (от 2,5 кг до 250 кг), а также 4-8 ракет РС-82. Максимальная масса всего подвесного вооружения (ракеты и бомбы) не могла быть больше чем 800 кг, так как после этого самолет становился уже опасным в полете. Но даже при стандартной полной загрузке (бомбами, ракетами и снарядами) возникали серьезные трудности в управлении самолетом. Наиболее часто использовали осколочные бомбы, а также осколочно-фугасные, фугасные, бронебойные, фосфорные и зажигательные.

Последняя была так же сложна в использовании, как и фосфорная, однако в отличие от фосфорной бомбы АЗ-2 была выполнена в виде кассеты, наполненной 30 круглыми бомбочками с КС (по четыре кассеты на Ил-2), и подвешивалась во внутренние бомбоотсеки, тогда как фосфорные бомбы были аналогом топливных баков, наполненных чрезвычайно огнеопасным гранулированным фосфором, и подвешивались под крыльями. Обе бомбы были опасны для экипажа, так как в случае вражеского попадания их содержимое выплескивалось на самолет и сжигало его деревянные части.

Использовались бомбы четырех калибров: 2,5,50,100,250 кг. Наиболее часто применялись 100-килограммовые бомбы, но широко использовались и самые мелкие из них массой 2,5 кг. В начале войны они повсеместно применялись как противопехотные, но с 1943 года в этих бомбах разместили 1,5-килограммовый кумулятивный заряд, предназначавшийся для борьбы с танками. Они имели обозначение ПТАБ - 2,5 - 1,5, что означало - в 2,5-килограммовой бомбе имеется 1,5-килограммовый заряд. Очень интересен тот факт, что эти бомбы загружались в бомбоотсеки поодиночке, и это занимало у оружейников до 30 мин. Летчики называли их «капустой».

Дополнительным вооружением были ракеты. Использовалось три вида ракет: РС (реактивный снаряд) - стандартный снаряд, ФОРС (фугасно-осколочный РС) - новая головка (с насечками) и новая более мощная боевая часть, а также РБС (реактивный бронебойный снаряд) - бронебойный снаряд. До 1944 года, когда были введены бронебойные ракеты, эрэсы были неэффективны в борьбе с танками врага, ибо их относительно небольшая взрывная сила была не в состоянии пробить танковую броню. Они могли уничтожить, разбить либо вывести из строя только то, что находилось снаружи танка, но не внутри. Наоборот, снаряд РБС-82 уже мог пробить броню толщиной 50 мм, а его «больший братец» - РБС-132 - даже 70 мм.

Бомбы можно было сбрасывать либо сериями, либо по одиночке. Стрельба из крыльевого вооружения производилась благодаря двум спусковым механизмам - из электрического для пулеметов и электромеханического для пушек.

В соответствии с официальной статистикой Штаба ВВС Красной армии всего за 1941-1945 годы СССР потерял 23,6 тысячи штурмовиков, из них 12,4 тысячи составили боевые потери. Общая выживаемость Ил-2 за войну составила около 53 самолето-вылетов на одну безвозвратную потерю. В течение всей войны выживаемость в штурмовой авиации была ниже, чем в бомбардировочной и истребительной, несмотря на то, что Ил-2 превосходил по защищенности все советские самолеты. Отмечались случаи, когда самолет самостоятельно возвращался с боевого задания, имея более 500 пробоин в крыле и фюзеляже. После восстановительного ремонта, проводимого силами полевых армейских мастерских, самолет возвращался в строй.

Особенно эффективным оружием Ил-2 оказались появившиеся летом 1943 года кумулятивные противотанковые бомбы ПТАБ. Одного попадания было достаточно, чтобы вывести из строя любой немецкий танк или самоходное орудие, а на борту Ил-2 могло поместиться от 192 до 220 таких бомб. В первые дни Курской битвы, когда были впервые применены эти бомбы, эффективность ударов Ил-2 по танкам действительно значительно возросла. Так, 7 июля 1943 года два удара 79 самолетов 1-го штурмового авиакорпуса 2-й воздушной армии Воронежского фронта по скоплению техники дивизии СС «Тотенкопф» на южном фасе Курской дуги привели, как показала дешифровка фотоснимков поля боя, к поражению более 200 танков, самоходок и бронетранспортеров.

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА ИЛ-2

Длина: 11,6м.
Размах крыла: 14,6 м.
Высота: 4,2 м.
Площадь крыла: 38,5 кв. м.
Масса пустого самолета: 4369 кг.
Масса максимальная взлетная: 6380 кг.
Двигатель: жидкостного охлаждения У-образный 12-цилиндровый АМ-38Ф 1720 л. с.
Максимальная скорость: 414 км/ч.
Дальность полета: 720 км.

Самолет Ил-2 (штурмовик) − это боевая машина времен Великой Отечественной войны, которая очень известна своими боевыми подвигами при уничтожении противника. Конструктором данной машины является Сергей Ильюшин, который разрабатывал эту модель с 1938 года. Данную модель самолета часто называли летающим танком, потому что он имел отличную броню, которая была не по зубам противнику.

Описание самолета Ил-2 (штурмовик)

Ил-2 был самой известной боевой единицей небес во время Великой Отечественной войны как среди наших, так и среди вражеских войск. На то время ни одна армия мира не имела даже жалкого подобия такого штурмовика. Он был специализирован для полетов на низких высотах и при этом имел неуязвимую бронированную оболочку. Его основной задачей было уничтожение живой силы противника и танков.

В нашей стране в начале 30-х годов началась активная разработка самолета-штурмовика с бронированным фюзеляжем. Предшественниками самолета Ил-2 были тяжелые бронированные штурмовики, которые известны под маркой ТШ-1,2 и 3. Основной задачей конструкторов было изготовления брони, которая бы не смогла нарушить аэродинамических свойств самолета.

Первые модели ТШ имели гнутые куски брони, которые были мало обтекаемы, и, как результат, это приводило к ухудшению летательных свойств самолета, и при этом они имели большой вес. Также в первых моделях данного штурмовика использовались двигатели малой мощности, что приводило к низкой скорости и большому разгону при отрыве от земли. Решением этой проблемы была установка более мощных двигателей и использование брони нового образца, которая была двояковыпуклой. Эти модификации позволили в конце тридцатых годов изготовить настоящий и качественный самолет-штурмовик под именем Ил-2.

Предшественником первого Ил-2 был бронированный штурмовик БШ-2, который имел два посадочных места в кабине для пилота и пулеметчика. Бш-2 также был разработан конструкторским бюро Ильюшина в 1938 году, этот самолет был оснащен листовой броней. Такой вид брони был использован и в самолете Ил-2. Следует отметить тот факт, что первые модели Илов изготовлялись с деревянными деталями корпуса, это были фюзеляжные консоли крыла и хвостовое крыло.

Особенности конструкции штурмовика Ил-2

Шасси в данном штурмовике складывались назад, а потом убирались в корпус крыла, после чего закрывались обтекателями для лучшей аэродинамики. Что касается вооружения, то тут конструкторы подошли достаточно продуманно. Бортовое вооружение было установлено во внутренней части крыла, а под крылом штурмовика были установлены направляющие устройства для реактивных снарядов. Из-за брони и установленного двигателя АМ-35 Ил-2 развивал небольшую скорость, всего лишь до 400 км/час, а посадочная скорость составляла 140 км/час.

При испытаниях самолета БШ-2 конструкторы приняли решение, что новый штурмовик нужно выпускать в одноместном варианте для снижения веса самолета. После этого был построен одноместный самолет-штурмовик, который показал отличные летные и боевые характеристики. Это и был самый первый Ил-2 − штурмовик с бронированным фюзеляжем. В 1941 году данную модель самолета запустили в серийное производство на многих заводах.

Свое качество и надежность Ил-2 показал еще в первые годы войны, но были и недостатки. Самым большим изъяном стало отсутствие пулеметчика, который мог бы отражать нападения вражеских самолетов с хвоста. Этот недостаток привел к большим потерям. Интересным фактом является то, что звание Героя Советского Союза присваивали летчикам уже после десяти успешных боевых вылетов, а не после 100, как обычно.

Инновации в конструкции Ил-2 (штурмовик)

В первые месяцы 1942 года конструкторское бюро Ильюшина провело конференцию, на которую были приглашены испытатели и летчики, которые непосредственно имели отношение к новому штурмовику. Эта конференция была собрана для обмена опытом, а также с целью выяснить, как ведет себя самолет в бою. При общении с летчиками стало ясно, что основной проблемой и недостатком самолета является отсутствие второго места в машине для пулеметчика. Также внимание конструкторов обращали на усиление мощности двигателя и на увеличение пушечного калибра.

После этой конференции конструкторы все же вернулись к начальной двухместной модели штурмовика. Также пулеметчику был предоставлен подвижной крупнокалиберный пулемет, который поможет защитить самолет от врагов с тыла и позволит увеличить диапазон огневой мощи. С 1942 года Ил-2 начали выпускать с более мощным двигателем в 1720 лошадиных сил. Это позволило увеличить скорость самолета до 420 км/час, а также значительно снизило длину разгона для отрыва, и это все при массе более 6 тонн в полной боевой комплектации.

Что касается четырех 20-миллиметровых пулеметов, то их конструкторы тоже заменили крупнокалиберными пушками. Данный штурмовик также оснащался кумулятивными противотанковыми бомбами. Но при всех новшествах и модернизациях консоли крыльев по-прежнему изготовлялись из дерева, а только с 1943 года их конструкция и используемый материал были заменены более эффективными.

Из-за добавления места пулеметчика пришлось менять конструкцию всего бронекорпуса, а также был изменен фюзеляж хвоста самолета. После всех корректировок масса бронекорпуса штурмовика достигла 990 кг. Все компоненты бронекорпуса были проверены отстрелом. Ил-2 использовали также при морских сражениях для уничтожения кораблей, а на суше он с легкостью истреблял танки и автомобильные колонны врага. Данный штурмовик использовался на фронте и при поддержке наших войск в ближнем тылу.

Из-за мощной брони и отличного вооружения данную модель штурмовика называли летающим танком. За все время существования самолета заводами Советского Союза было выпущено свыше 36 тысяч бронированных штурмовиков. Такое огромное количество боевых машин может разве что посостязаться за лидерство только с легендарным танком Т-34.

Боевое применение легендарного штурмовика

По официальным данным Красной армии до 1941 года на фронт было отправлено 1,5 тысячи самолетов, Ил-2 из которых было потеряно 1,1 тысячи, но большинство потерь не были связаны с боевыми заданиями. Много боевых единиц было потеряно из-за неуспешных манёвров на низких высотах или из-за неудовлетворительных погодных условий.

За все время Великой Отечественной войны наша армия потеряла больше 23 тысяч самолетов-штурмовиков и свыше 7,8 тысяч лётчиков. Следует отметить тот факт, что 12 тысяч самолетов было потеряно не в боевых условиях. Что касается Илов, то статистика говорит, что каждый 53-й вылет был последним для штурмовика. Что касается выживаемости, следует отметить тот факт, что среди всех видов боевых самолетов штурмовики погибали чаще всех, несмотря на то, что они имели отличную броню и мощное вооружение.

Причиной больших потерь Илов была тактика ведения боя, поскольку они летали на низкой высоте и притягивали к себе весь огонь артиллерии врага. По данным штурмовых подразделений количество невернувшихся Илов составляло 3%. Но при этом следует учитывать и тот факт, что после боевых вылетов половина всех вернувшихся самолетов имела повреждения от вражеского оружия. Иногда у вернувшихся самолетов-штурмовиков можно было насчитать несколько сотен пробоин в фюзеляже и крыльях, но после полевого ремонта такая машина могла с легкостью вернуться в бой. На конец Великой Отечественной Войны армия Советского Союза имела в строю 3289 единиц самолетов Ил-2.

Тактика боя штурмовика Ил-2

Основным преимуществом в бою такого штурмовика было то, что он работал на высотах до 1 км, а основную боевую деятельность он проводил на высоте в 20-50 метров. Из-за низкой высоты полета Илу была не страшна вражеская артиллерия, а от пехоты самолет с легкостью защищала его броня. В свою очередь, штурмовик мог эффективно уничтожать танки и живую силу противника. При работе на низких высотах плюсом была также достаточно высокая скорость самолета в 400км/час, что не могли себе позволить другие штурмовики, которые могли разгоняться, только до трехсот километров в час.

После уничтожения наземных целей Ил-2 мог с легкостью перейти к атаке на вражеские воздушные цели, которые хоть и имели большую скорость, но не имели такой брони и вооружения, как советский штурмовик. Интересным фактом является хитрость наших пилотов, которые использовали внешнюю схожесть Ила с немецким бомбардировщиком. Наши пилоты могли пристроиться к немецким самолетам, которые ничего не подозревали, и спокойно уничтожить их.

Конструкция Ил-2

Ил-2 представляет собой одномоторный низкоплан, отличающийся смешанной конструкцией. Его особенность – в силовую схему планера входит броня. Она заменила обшивку средней и носовой части фюзеляжа и каркас. Несущий бронекорпус состоит из гомогенной стальной брони, он закрывал кабину пилота, двигатель, некоторые агрегаты и радиаторы (бронекорпус на прототипе защищал бортстрелка). Толщина прозрачной брони козырька кабины – 64 мм. Она способна выдерживать бронебойную пулю 7,62 мм с нулевой дистанции.

Бытует ошибочное мнение, что Ил-2 первоначально был двухместным, но по приказу военного руководства Ильюшину пришлось переделать штурмовик в одноместный. По причине отсутствия оборонительного вооружения самолета были большие потери в начале Великой Отечественной войны.

На самом деле, самолет изначально был заказан двухместным, но по инициативе Ильюшина он переделан в одноместный. Причиной этому стали неудовлетворительные летные качества (скороподъемность, скорость и дальность), так как не отвечали требованиям, представленным ВВС. Одновременно с этим над бронированным Ил-2 работали и другие конструкторы. Дабы спасти свое детище в условиях жесткой конкуренции, Ильюшин разработал его одноместную версию. Ему удалось добиться сокращения объема бронекорпуса, путем удаления бортстрелка. На его месте находился дополнительный топливный бак, а также установлено бронирование задней центровки по массе, что не могло не вызвать нареканий, так как она сильно ухудшала управляемость машины.

Благодаря экономической массе штурмовик полностью удовлетворял требованиям по скорости, а с помощью установки дополнительного бака удалось достигнуть необходимой дальности полета.

Столкнувшись с серьезными потерями Ил-2 без оборонительного вооружения, военно-воздушные силы потребовали от Ильюшина обратно сделать самолет двухместным, что, собственно, и было реализовано в конце 1942 г. Но изменить бронекорпус уже не получилось, поэтому пришлось вынести бортстрелка вне бронекорпуса. Его защита – шестимиллиметровый лист брони, находящийся со стороны хвоста. Защита пилота с задней полусферы обеспечивалась благодаря поперечной броне ХД, которая имела толщину в 12 мм (плюс 6 мм бронеспинка).

Стоит отметить, что бронекорпус, который защищал обоих членов экипажа, получила только позднейшая модификация самолета, а именно Ил-10 , который начал выпускаться серийно в 1944 году.

Вооружение Ил-2

    · Две пушки в консолях крыла (в основной версии – 23 мм ВЯ, изначально – 20 мм ШВАК, в противотанковой серии – 37 мм), исследовались пушки 45 мм

    · Два пулемета ШКАС, размещенные на крыльях самолета

    · Контейнеры ПТАБ, авиабомбы

    · Реактивные снаряды РС-132 и РС-82

    · На двухместных вариантах в качестве оборонительного вооружения использовался пулемет УТБ 12,7 мм.

Модификации Ил-2

Выпускался как в одноместном, так и двухместном вариантах. Разные конструктивные и технологические изменения вносились регулярно. К примеру, в конце 1941 года применялась деревянная конструкция хвостовой части с металлическими стрингерами. Менялось вооружение, бронирование.

    · Ил-2 (одноместный) представляет собой серийную модификацию штурмовика, который не имеет кабины для заднего стрелка. В некоторых частях в связи с большими боевыми потерями предпринимались попытки переоборудовать одноместный самолет в двухместный. Во многих случаях создавались имитации задней пушки – муляж, установленный в прорези кабины.

    · Ил-2 (двухместный) представлял собой серийную модификацию, которая была оборудована пулеметами УБТ и ШКАС, а также кабиной стрелка с фонарем. Массово эксплуатировался в поздние периоды войны.

    · Ил-2 АМ-38Ф – серийный штурмовик с форсированным двигателем, характеризующимся высокой взлетной мощностью.

    · Ил-2 КСС – серийная модификация самолета Ил-2 АМ-38Ф с точно таким же двигателем, но форсированным, с некоторыми конструктивными и аэродинамическими улучшениями. Вместо металлического бака применялись фибровые защищенные бензобаки, где через некоторое время большинство мелких пробоин затягивалось составом-проектором, который мог загустевать на открытом воздухе. Для улучшения управления и устойчивости в самолеты устанавливался контрбалансир и амортизационные пружины.

    · Ил-4 (Ил-2 М-82) – опытный вариант штурмовика, который имел двигатель М-82 с хорошей взлетной мощностью, а именно 1675 л.с.

    · Ил-2 ШФК-37 – одноместный вариант штурмовика, вооруженный двумя авиационными пушками 37 мм, конструкции ОКБ-15, с двигателем АМ-38.

    · Ил-2 НС-37 представлял собой модификацию ИЛ-2 АМ-38Ф. На самолете были установлены пушки 37 мм, без реактивных снарядов для повышения противотанковых свойств.

    · Ил-2 НС-45 – модификация самолета Ил-2 АМ-38ф, имеющая две пушки НС-45.

    · Ил-2Т – по неофициальным данным модификация была способна нести торпеду, в результате чего пришлось пожертвовать пушками. В числе стрелкового вооружения осталось три пулемета: у заднего стрелка и два крыльевых. Но документы, которые бы подтвердили существование этой модификации, не были обнаружены и по сей день, хотя есть многочисленные авиамодели (к тому же данная модификация часто используется в видеоиграх).

Самолет Ил-2, наряду с танком Т-34 и «Катюшой», стал одним из символов Великой Отечественной войны и победы в ней. А по какой причине это произошло? Почему именно Ил-2? Постараемся разобраться. Прежде всего, самолет Ил-2 получился исключительно эффективной боевой единицей, а именно – штурмовиком. Штурмовик также имеет и другое название – самолет непосредственной поддержки войск, что объясняет его боевую задачу.

Т.е., если тактические бомбардировщики (например Пе-2) имеют своей целью объекты, разного значения и отдаленности от фронта, стратегическая авиация (например Пе-8) – атака стратегических объектов страны в глубине ее территории, то Ил-2 должен участвовать в атаках наземных войск, поддерживать их, буквально «утюжить» боевые порядки противника в процессе боя, перед боем и после него. Фактически это летающая артиллерия. Требования к самолетам подобного класса довольно своеобразны. Основными являются: высокая огневая мощь, возможность точечного поражения наземных целей и повышенная живучесть самолета. Ил-2 обладал всеми этими качествами, поэтому он и стал легендой, которая при появлении над полем боя вызывала резкий подъем боевого духа у красноармейцев и панический ужас у немецких солдат.

Ил-2. Фото.

Теперь по порядку. Следует отметить, что Ил-2 фактически был первым самолетом, который был разработан конкретно как штурмовик, до этого во всех странах мира эту роль выполняли истребители, на которые навешивали тонны оружия и бронеплит. Красная армия на момент начала работ над Ил-2 имела военную доктрину схожую с немецкой – быстро атаковать, уничтожить и захватить. Для подобной доктрины самолеты класса Ил-2 на ряду, с истребителями, были востребованы больше всего. Поэтому к разработке нового самолета отнеслись более чем серьезно и даже разработали новую авиационную пушку специально для Ил-2 – ВЯ-23.

Именно она, будучи установленной в количестве двух единиц, в большей степени обусловила боевую эффективность «Ила», поскольку была точным и мощным орудием, подходящим для уничтожения всего вплоть до средних танков и катеров. Кроме того, на вооружении имелась пара пулеметов ШКАС, с феноменальной для того времени скорострельностью в 1800 выстрелов/минуту, которые просто выкашивали личный состав частей противника. Кроме этого, «Ил» вооружался еще одним относительно «свежим» изобретением – ракетами, в количестве от 4 и до 16 штук, которые имели название РС-82 или РС-132 (реактивный снаряд с калибром в миллиметрах). Оружие это было менее точным чем пушки, однако более точным нежели бомбы, поэтому оно заняло промежуточное место между ними.

Ну и также имелась возможность подвески бомб калибром до 250кг, которые еще больше повышали боевую эффективность данного самолета. Соответственно, Ил-2 обладал очень внушительным и разнообразным, а от этого весьма эффективным арсеналом, который вполне обеспечивал точечное поражение отдельных целей.

Теперь о живучести. Живучесть самолета – параметр, который определяет устойчивость самолета к попаданиям. Проще говоря, количество вражеского свинца, которое самолет способен проглотить и продолжить полет. Для штурмовика это важный параметр, ведь он летает низко над полем боя, на небольших скоростях и традиционно стреляет по нему все, что способно стрелять. Ил-2- первый в мире самолет, который имел несущий бронекорпус, защищающий пилота и двигатель, до него бронелисты просто навешивались на самолет в некоторых местах.

Ил-2. Видео.

Подобная конструкция значительно выигрывает в весе, по сравнению с просто навешиванием стали, а значит, позволяет увеличить количество брони, без ухудшения летных характеристик самолета. Ил-2 имел броню, поддающуюся попаданиям лишь бронебойных снарядов калибром от 20мм и выше. Но не стоит считать, что сбить пулеметным огнем его было невозможно, ведь крылья и хвост машины не имели бронирования и были выполнены из дерева. Но тем не менее, живучесть Ил-2 была весьма высока, и еще больше возрастала благодаря высоким летным характеристикам, по показателям которых он мало уступал немецкому Bf-109E .

Не зря ведь в немецких наземных частях Ил-2 получил такие прозвища как «мясник» или «летающий танк», прозвища эти были вполне заслуженными.

Ил-2 Штурмовик основные характеристики:

  • Модификация Ил-2
  • Размах крыла, м 14.60
  • Длина, м 11.60
  • Высота, м 4.17
  • Площадь крыла, м2 38.50

Масса, кг

  • пустого самолета 4525
  • нормальная взлетная 6060

Тип двигателя:

  • 1 ПД Микулин АМ-38

Мощность, л.с.

  • номинальная 1 х 1575
  • взлеьная 1 х 1665

Максимальная скорость, км/ч

  • у земли 370
  • на высоте 411

Практическая дальность, км 685

  • Скороподъемность, м/мин 417
  • Практический потолок, м 6000
  • Экипаж, чел 2

Вооружение Ил-2 Штурмовик:

  • две 20-мм пушки ШВАК (по 210 снарядов на ствол)
  • два 7.62-мм пулемета ШКАС (по 750 патронов на пулемет)
  • один 12.7-мм УБТ для стрельбы назад (280 патронов)
  • 8 РО-82 и 400 кг бомб (в перегрузку 600 кг).

Долгое время с подачи маститых историков формировалось мнение о том, что перед войной для повышения боеспособности Красной Армии делалось мало, на вооружение принимались образцы морально устаревшие и в недостаточном количестве. Если проанализировать советское оружие, спроектированное, разработанное, прошедшее испытания во второй половине 30-х годов и в самом конце десятилетия, то можно убедиться, что оружие Победы ковалось загодя, и именно им была сокрушена гитлеровская военная машина. Автоматы ППШ, танки Т-34 и КВ, самолеты Лавочкина, Яковлева, Ильюшина, Туполева, Поликарпова, Петлякова стали символами великой битвы, подобно мечам и латам древнерусских ратников. Каждый из этих образцов достоин того, чтобы ему был посвящен отдельный подробный обзор.

Ил-2, штурмовик, прозванный солдатами Вермахта «черной смертью», «мясорубкой», «железным Густавом» и другими лестными для оружия именами, - один из шедевров советского инженерного искусства. Об истории его создания и некоторых особенностях конструкции пойдет речь в этой статье.

Главное революционное решение

Концепция любого образца вооружений напрямую связана с конкретными тактическими задачами, которые предстоит решать военным на поле боя. В случае со штурмовиком Ил-2 вопрос состоял в возможности оказания воздушной поддержки наземным подразделениям. Основная проблема, с которой сталкивались конструкторские бюро в разных странах, заключалась в видимом техническом противоречии между уязвимостью авиации со стороны зенитных стрелковых средств и малой высотой требуемого полета для нанесения прицельных ударов. Все самолеты подобного класса, создаваемые за рубежом, имели только местное бронирование, защищающее членов экипажа (обычно сиденья и спинки). Если кто-то и пытался уберечь пилота, то достигалось это увеличением слоя металла, что приводило к ухудшению летных характеристик (дальности, массы полезной нагрузки, маневренности и т. д.). Навесная броня в виде плит скверно сказывалась на аэродинамике. Самолет Ил-2 уже на этапе творческого замысла был иным, его корпус сочетал несущие и защитные свойства. В отличие от «Юнкерсов-87» или японских «Хирю», его фюзеляж не имел привычных шпангоутов и лонжеронов, жесткость конструкции придавала броня.

От замысла до исполнения

В январе 1938 года авиаконструктор С. В. Ильюшин совершил отчаянный поступок. Он изложил свои соображения о новом штурмовике на бумаге (в виде докладной записки) и отправил ее в Кремль, Сталину. Смелость этого шага сегодня даже трудно оценить, инженер брал на себя большую ответственность, но он верил в силы возглавляемого им коллектива, как и в свои собственные. Он обещал, что новый самолет будет отлично защищенной машиной, которая сможет доставлять на расстояние до 800 км со скоростью свыше 400 км/ч полтонны бомб и реактивных снарядов. Сталин заинтересовался этим проектом и «дал добро». Через год проект в целом был готов, а осенью 1939 года знаменитый летчик-испытатель Коккинаки уже поднимал в воздух БШ-2 (он же ЦКБ-55), получивший позже название Ил-2.

Ломая стереотипы

До появления нового советского штурмовика мировое авиастроение не знало машин, которые могут выполнять боевые задачи в условиях мощного огневого противодействия. Успеха в нанесении бомбовых ударов с малых высот самолеты могли добиться только в случае внезапного нападения на аэродромы противника, обезвреживания зенитных батарей, нарушения коммуникаций и связи, уничтожения штабов. Собственно, именно в этом заключалась стратегия молниеносной войны, разработанная в Германии во второй половине тридцатых годов. Поэтому Ил-2 - штурмовик, способный выдерживать попадания снарядов, - не был оценен в должной мере даже советским руководством, перед войной посчитавшим меры, принятые для обеспечения высокой живучести, излишними.

Как Ильюшин боролся за двухместную компоновку

Первый вариант штурмовика предполагал размещение в защищенном фюзеляже двух летчиков (пилота и стрелка-пулеметчика, защищавшего заднюю полусферу). Дополнительный вес снижал дальность полета, но повышал безопасность в условиях вероятного воздушного боя. Военная доктрина, принятая в конце тридцатых, учитывала только один вариант развития ожидаемой войны - наступательный. Другими словами, «малые потери на чужой территории». Проведение глубинных стратегических операций требовало воздушной поддержки, и топливные баки конструктору предложили нарастить за счет места второго члена экипажа. Так штурмовик стал одноместным, а гаргот (продолговатый участок остекления) пришлось убрать, заменив его обтекателем. Летчики и авиатехники в первые же дни войны интуитивно пришли к начальному конструктивному решению, и на полевых аэродромах начали самостоятельно восстанавливать прежнюю компоновку Ил-2. Фото переделанных кустарным способом самолетов с демонтированными обтекателями сегодня поражают. Стрелки сидели в отверстии без остекления, ничем не защищенные, но «заходить в хвост» асы Люфтваффе рисковали реже. В некоторых случаях «срабатывала» даже палка, имитирующая ствол пулемета.

Двигатель

ЦКБ-55 (прототип Ил-2) был оснащен 1350-сильным мотором АМ-35. В дальнейшем штурмовик получил более мощный АМ-38, но на втором месяце войны его поставки оказались под угрозой. Была вероятность, что потребуется срочно переходить на другой тип мотора, наиболее приемлемым оказался М-82, но у него были другие установочные размеры и характеристики. Для его установки в КБ решили частично снять бронирование и изменить компоновку. К счастью, эти изменения в дальнейшем утратили актуальность, и запускать в серию эту модификацию не пришлось. Основной двигатель Ил-2 с 1942 года - АМ-38Ф (буква «Ф» означает «форсированный»). Его мощность (1720 л. с.) позволяла разгонять штурмовик до скорости 420 км/ч при полной боевой нагрузке. Взлетный вес превысил 6 тонн.

Вооружение

Самолет Ил-2 часто называли летающим танком. Это лестное имя заслужено не только отличной и рациональной броневой защитой, но и мощью вооружений. Не каждый танк времен Второй мировой войны мог вести огонь двумя скорострельными пушками (ВЯ-23, калибр 23 мм) и двумя пулеметами (ШКАС, 7,62 мм). Кроме этого, под крылом на внешних подвесках размещались до восьми НУРСов (РС-132 или РС-82). В бомбовых отсеках и на внешних пилонах были и другие «гостинцы» для захватчиков общим весом до 600 кг - это могли быть фугасы или противотанковые кумулятивные заряды.

Живучесть

О том, как израненные самолеты Ил-2 возвращались на свои аэродромы, написано в мемуарах и рассказано пилотами-ветеранами немало. Бронирование главных узлов и жизненно важных агрегатов сыграло важную роль в обеспечении потрясающей живучести этой машины. Также имело значение и применение протектированных баков, которые, в отличие от металлических, при нарушении целостности самозатягивались, не давая горючему вытечь. Специальное химическое вещество (протектор) при доступе воздуха твердело, закрывая пробоины.

Только во второй половине войны многие детали самолета стали выполнять из металла, обшивка плоскостей и хвостовой части, а также предкрылки изготавливались до 1943 года из клееной фанеры и древесины, элероны покрывались пропитанным полотном.

Крылатая легенда

Более массового самолета война не знала.

Ил-2 стал настоящей легендой, он вошел в список лучших самолетов Второй мировой войны. Ареал его боевого применения охватил весь фронт - от северный морей до Кавказа. Штурмовик топил вражеские корабли и наносил удары по отступающему врагу. В 1945 году нашим летчикам довелось «отработать» и по логову агрессора, Берлину.

После войны самолет Ил-2 был подвергнут глубокой модернизации, на его базе КБ Ильюшина создало новый самолет фронтовой поддержки - Ил-10 с усовершенствованной аэродинамикой и улучшенными летными характеристиками. А заслуженные ветераны Ил-2 во многих странах Европы и в нашей родной стране заняли места на пьедесталах и в музеях.

Штурмовик ил 2 фото , немецкие пилоты называли его «бетонным бомбардировщиком», немецкие пехотинцы с опаской и ненавистью нарекли «мясником», советская печать величала «летающим танком», наши летчики за узнаваемый ломанный профиль прозвали самолет просто - «горбатый».
В 1927 г, появляется «Наставление штурмовой авиации». Первоначально предполагалось, что против наземных войск противника будут использоваться обычные бомбардировщики и истребители. Но для преодоления огневого противодействия зенитных средств, пришли к выводу о создании специализированного самолета-штурмовика. Чертами которого стали приличная скорость и маневренность, мощное вооружение и тяжелая броня.

С.В. Ильюшин начальник Центрального конструкторского бюро

С.В. Ильюшин начальник Центрального конструкторского бюро, в 1938 написал письмо правительству: «...ЗАДАЧА СОЗДАНИЯ БРОНИРОВАННОГО ШТУРМОВИКА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ТРУДНА и сопряжена с большим техническим риском, но я с энтузиазмом и полной уверенностью в успехе берусь за это дело». После чего и было дано добро на создание «летающего танка», как Ильюшин и назвал в письме свой штурмовик.

Конструкция штурмовика ил 2 в деталях фото

Под началом С.В. Ильюшина в ЦКБ работали авиаконструкторы Бериев, Поликарпов, Кочеригин. В их распоряжении были новый двигатель Микулина и авиационная броня АБ-1. Машина получилась так, как и было задумано. Штурмовик ил 2 фото , стал самым массовым советским самолетом. Управлять этой грозной боевой машиной было легче, чем другими - она «прощала» многие ошибки пилотирования. Ил-2 был исключительно надежным и живучим, причиной чему были конструктивные особенности самолета, заложенные коллективом создателей еще на этапе проектирования.

Немецкий солдат осматривает Ил 2, совершившего вынужденную посадку на ржаное поле

В знаменитой телеграмме Сталина от 23 декабря 1941 года на завод в Куйбышеве говорилось: «Самолеты ил-2 НУЖНЫ НАШЕЙ КРАСНОЙ АРМИИ ТЕПЕРЬ, КАК ВОЗДУХ, как хлеб. Шекман дает по одному Ил-2 в день... Это насмешка над страной, над Красной армией. Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше Илов. Предупреждаю в последний раз. СТАЛИН ». К 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА было выпущено только 249 машин Ил-2 . До конца 1941 года были построены 1513 одноместных Илов, а в 1942-м - более шести тысяч . Всего же выпуск илов составил более 36 000 штук, они стали самыми массовыми военными самолетами впущенными в истории авиации. Для сравнения, самый массовый наш самолет истребитель ЯК-9, произведен более чем в два раза, меньших количествах. Да и не менее знаменитый истребитель находился на вооружении германских ВВС с конца 30-х годов до конца Второй мировой войны, выпущен в меньших количествах.

В соответствии со стандартной схемой окраски советской штурмовой авиации двухместные Ил-2 красились на заводах в двухцветный камуфляж, снизу все Ил-2 красили в светло-голубой небесный цвет

Можно себе представить, что почувствовал директор завода М.Т. Шекман, получив такую телеграмму, но тут интересно другое: Красной армии не хватало не только штурмовиков, но и истребителей, и бомбардировщиков. Почему же именно Ил-2 были нужны как воздух?

Фото Ил-2 и наглядный результат боевой работы советских штурмовиков - разгромленная немецкая автоколонна в Белоруссии

Ответ можно найти в мемуарах советских асов - истребителей, воевавших с самого начала Великой Отечественной - Покрышкина, Каберова, Речкалова и других.
Воздушные бои имели в основном оборонительный характер. Задания на сопровождение штурмовиков и «бомберов» давались крайне редко, чаще всего они шли без прикрытия и защищались сами, как могли. Основным видом боевой работы истребителей, так же как и всех остальных, была штурмовка, то есть атака наземных целей из всех видов оружия.

ТТХ штурмовика Ил2

Штурмовки продолжались день за днем, по нескольку вылетов. Штурмовки аэродромов, наступающих войск, автоколонн, танков, эшелонов, пехоты, переправ... Хочешь - становись истребителем, хочешь - фронтовым, а хочешь - дальним бомбардировщиком. Все равно будешь штурмовиком! В тот момент было необходимо любой ценой замедлить продвижение наземных войск противника. Потому и нужны были Илы как наиболее приспособленные для этой работы самолеты.
ПЕРВЫЕ СЕРИЙНЫЕ ШТУРМОВИКИ обладали рядом недостатков, главным из которых было отсутствие стрелка, защищающего хвост самолета, вследствие чего самолет оказывался практически беззащитен перед атаками с задней полусферы. В условиях, когда на всех высотах безнаказанно хозяйничали «мессеры», этот нюанс превратился в серьезнейшую проблему, которую даже назвали «синдромом Ила». Отсутствие стрелка привело к тому, что единственный специализированный самолет непосредственной поддержки войск нес огромные потери от немецких истребителей, заходивших ему в незащищенный хвост и открывавших огонь по кабине пилота.

Ил-2 в белом зимнем камуфляже на неубирающемся лыжном шасси с резиновыми растяжками. Такое шасси было надежнее убирающегося, но отнимало до 40 километров скорости

В Москву начали поступать тревожные вести: Илы сбиваются истребителями противника. В марте 1942 года на фронт ушли первые три двухместных Ила с бронированной кабиной стрелка, вооруженного пулеметом ШКАС калибром 7,62 миллиметра (позднее стали устанавливать скорострельные пулеметы УБТ калибром 12,7 миллиметра с боезапасом 150 патронов). Но еще раньше самолеты стали модернизировать кустарным способом прямо на фронте сами летчики и техники. В заднюю часть кабины вставляли черенок от лопаты, который и имитировал стрелка. Лейтенант Васильев стал инициатором более серьезного, самостоятельного усовершенствования самолета и первым совершил боевой вылет на нем. Поначалу Васильев пытался доказать необходимость стрелка инженеру из штаба армии, но тот с усмешкой спросил: «Может быть, вы просто боитесь летать на одноместном штурмовике?» Нетрудно представить себе реакцию боевого летчика на подобный вопрос штабного работника.

К концу курской битвы насчитывалось около 1,5 тысяч ИЛ 2

Но лейтенант Васильев был из тех, кто добивается своего. Вскоре он вместе с инженером полка оборудовал свой самолет самодельной кабиной стрелка, в которую установили на шарнирах пулемет ШКАС. Пробный вылет завершился триумфом - ничего не подозревающий «мессер», привычно зайдя в хвост «беззащитному» самолету, был сбит. Подробное донесение с описанием боя и выводами было послано в штаб воздушной армии и в КБ Ильюшина, а Герой Советского Союза А.Н. Васильев прошел всю войну и вернулся домой с победой.

Стрелок Ил-2 с пулеметом УБТ, потери стрелков были в несколько раз выше пилотов

С 1944 года выпускаются Илы с полностью металлической конструкцией крыльев и фюзеляжа.
Скорость достигала 426 километров в час на высоте 2500 метров и 390 километров в час у земли, дальность полета - до 740 километров. Были и недостатки: по скорости и маневренности Ил-2 был ближе к бомбардировщику, чем к истребителю, обзор из кабины пилота был плохим, стрелок имел слабую броневую защиту. Зато вооруженность штурмовика была великолепна: 400-600 килограммов бомбовой нагрузки (различные виды бомб, в том числе противотанковые), авиационные пушки ШВАК или ВЯ-23 калибром до 37 миллиметров, пулеметы ШКАС и 8 PC (реактивные снаряды, которые монтировались под крыльями). Эти снаряды были оружием не просто эффективным, но буквально шоковым для врага, применялись как по наземным, так и по воздушным целям. Недаром истребители противника никогда не рисковали идти на Илы в лобовую атаку - слишком это было опасно.

Первый экземпляр Ил-2 НС-ЗУ с 37-миллиметровыми пушками в под- крыльевых контейнерах, весна 1943 года

Несмотря на невысокую маневренность, летчики выделяют только один недостаток истребителя - низкую эксплуатационную технологичность. Зато отмечают редкую живучесть (в полете Ил-2 сохранял устойчивость даже с серьезными повреждениями), а также удачное сочетание огневой мощи и броневой защиты.
САМЫЙ МАССОВЫЙ САМОЛЕТ нес и самые большие потери. За 75 боевых вылетов штурмовику полагалось звание Героя - именно героем и надо было быть, чтобы пикировать среди зенитных разрывов и огненных трасс «эрликонов», выходить к цели на бреющем полете под ураганный огонь противника. С появлением стрелков потери существенно уменьшились - наши истребители почувствовали себя хозяевами в небе, а прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков стало одной из основных их задач.

37-миллиметровая пушка ШФК-37 под крылом Ил-2

Самолеты совершенствовались, развивалась и тактика ведения боя. Обычно штурмовки выполнялись группами от 6 до 12 штурмовиков. В начале войны, когда истребители почти никогда не сопровождали илы, выделялась пара из самих штурмовиков, которая прикрывала группу от врага. Во второй половине войны «горбатых» уже всегда прикрывали «маленькие» (так прозвали истребителей), которые находились немного позади и выше. Из основной группы выделялась группа подавления зениток. Первый заход на объект обычно был «холостым», его целью было выявить расположение зениток, батарей, скопления танков. Затем штурмовики «обрабатывали» выявленные цели бомбами, обстреливали их реактивными снарядами, вели пулеметный-пушечный огонь.

Шеренга Ил-2 штурмовой авиадивизии, помимо опознавательных знаков, большинство штурмовиков несло однозначные или двузначные тактические номера

С ОКТЯБРЯ 1944 года в войска стали поступать новые штурмовики Ил-10, представляющие собой более скоростной и маневренный вариант Ил-2. Одной из главных задач штурмовой авиации на протяжении всей войны оставалась борьба с танками противника. Танковое сражение под Прохоровкой в июле 1943 года, одно из масштабных танковых боев, было выиграно благодаря неоценимой поддержке штурмовиков. Противотанковая бомба ПТАБ-2,5-1,5, впервые примененная в Курской битве, до этого не использовавшаяся из секретных соображений, прожигала броню «тигров» и «пантер» насквозь. Кумулятивный заряд, вес бомбы полтора или два с половиной килограмма, прикиньте сколько бомб забирал Ил 2, на борт за один вылет. Площади поражения были внушительными. Кроме танков, илы УНИЧТОЖАЛИ ВСЕ, ЧТО ДВИГАЕТСЯ, СТРЕЛЯЕТ И ПРОСТО ДЫШИТ НА СТОРОНЕ НЕМЦЕВ.

Бронеплита толщиной 12 мм, отделяющая кабину стрелка от кабины пилота.Частично бронированный фонарь кабины пилота. Подвижная часть фонаря сдвигалась назад на полозьях, сверху, в задней ее части, установлена накладная изогнутая бронеплита

Илы налетали, как кара небесная, и к концу войны наземные войска вермахта были ими просто измучены. Да и зенитчики иногда предпочитали помалкивать, чтобы не навлекать на себя первый удар, нацеленный как раз на зенитные средства.

Поврежденный Ил, мл. лейтенант В.Титович, 872-й штурмовой полк, за 135 успешных штурмовок удостоен звания Героя Советского Союза

АВИАКОНСТРУКТОРЫ немецких самолетов не создали такой тип штурмовики, (не знаю с чем это связано, так же как и с стратегиченской авиацией, наверное не было задач и понимания необходимости такого рода самолетов), более менее отдаленно напоминающий штурмовик, можно разве считать Фоке-Вульф 190. Так или иначе, ничего даже отдаленно напоминающего Ил-2 ни у противника, ни у союзников не было.

двухцветный камуфляж, стандартная заводская окраска, и однозначные или двузначные тактические номера

Как пример эффективности приведем слова английского генерала "Штурмовик ил 2 фото , один из наиболее важных хирургических инструментов, посредством которого Россия выпотрошила немецкую армию".

Строившийся в большом количестве во время Великой Отечественной войны, легенда советского самолётостроения штурмовик был «чёрной смертью» для гитлеровских солдат, но часто становился лёгкой добычей истребителей противника, пока не появилась модификация со второй кабиной для стрелка. Вклад этого самолёта в победу неоценим.

История создания

Советское руководство в 1938 году одобрило предложение молодого конструктора С.В. Ильюшина о создании «летающего танка», хорошо защищённого от пуль и зенитных снарядов, обладающего повышенными скоростными качествами. Это решение было закреплено постановлением Правительства и разработка двухместного самолёта под обозначением БШ-2 началась.

После демонстрации макета в феврале 1939 года на авиационном заводе №39 приступили к изготовлению опытных образцов. Лётчик-испытатель К. Коккинаки 2 октября 1939 года опробовал в полёте первый из них, а уже перед самым Новым годом 30 декабря в воздух поднялся второй опытный самолёт.

На опытных машинах, кроме пилота, предусматривался и воздушный стрелок, к сожалению, результаты испытаний на дальность не укладывались в техническое задание и конструктору С.В. Ильюшину срочно пришлось разрабатывать новую схему, в которой вместо кабины стрелка был размещён дополнительный бензобак. Получив обозначение , машина пошла в серию с одним пилотом.

Но война всё расставила по своим местам, штурмовики без стрелка несли огромные потери от немецких истребителей и уже в октябре 1942 года, пройдя ускоренные испытания, был запущен в серию со второй кабиной для стрелка. Для сохранения дальности полёта был оставлен дополнительный бак с горючим между кабинами, а рабочее место стрелка закрыли броневыми листами частично.

В начале 1944 года конструкцию крыла вместо дерева стали делать из металла, фюзеляж изготавливали полностью металлическим лишь в конце войны.

Конструкция штурмовика

Аэродинамическая схема самолёта – это свободнонесущий моноплан с крылом низкого расположения, одним двигателем в носовой части и обычным хвостовым оперением.

Передняя часть корпуса штурмовика - это гнутые сварные броневые листы, защищающие двигатель и кабину пилота. Броневая оболочка весила 990 кг. Полумонокок задней части фюзеляжа и киль выполнены из дерева, клееной фанеры и шпона. Топливный бак, размещённый между кабинами пилота и стрелка, закрыт 12-мм броневым листом, кабина стрелка защищена сзади бронёй толщиной 6-мм.

Крыло изготовлено с металлическим центропланом и консолями из дерева, обшитыми фанерой, на задней части консолей установлены посадочные щитки и элероны. К крылу на консолях крепились пушки, а в центроплане имелось место для четырёх контейнеров с авиационными бомбами, закрытых створками бобомболюков.

Двенадцать цилиндров форсированного двигателя АМ-38Ф создавали мощность в 1720 л.с. Воздушный винт для этого мотора был с тремя лопастями и регулируемым шагом. В тоннельном отсеке, размещённым между кабиной пилота и двигателем, вмонтировали радиатор водяного охлаждения, в передней нижней части корпуса самолёта, обшитый бронелистами расположился масляный радиатор.

Три опоры шасси состояли из двух основных стоек и хвостового колеса. Прочная рамная конструкция основных опор выдерживала большие ударные нагрузки и прощала лётчику грубые приземления. При уборке шасси колёса выступали из металлических гондол, защищая таким образом фюзеляж в случае вынужденной посадки без выпущенного шасси.

Лётно-технические характеристики

  • Экипаж - 2 чел.
  • Максимальная скорость - 414 км/ч
  • Длина взлётной дистанции - 335 м
  • Дальность - 720 км
  • Потолок - 5500 м
  • Скороподъёмность - 10,4 м/с
  • Длина самолёта - 11,6 м
  • Высота самолёта - 4,2 м
  • Размах крыла - 14,6 м
  • Вес пустого самолёта - 4360 кг
  • Максимальный взлётный вес - 6380 кг
  • Двигатель - АМ-38Ф
  • Тяга на взлёте - 1720 л.с.

Вооружение:

  • Пушечно-пулемётное
    • 2 х 23-мм пушки ВЯ-23
    • 2 х 7,62 мм пулемёта ШКАС
    • 1 х 12,7 мм пулемёт на турели у стрелка
  • Боевая нагрузка - 600 кг бомб 4 х РС 82 или РС-132.

  1. строился в большом количестве, всего было выпущено более 36 тысяч штурмовиков и он по праву заслужил звание самого массового самолёта военного времени.
  2. Первые опытные машины были с кабиной стрелка, но из-за большого веса они потеряли в скорости и боевой радиус штурмовика был очень мал, конструктор С.В. Ильюшин в ударном темпе разработал вариант с одним пилотом, разместив вместо кабины стрелка топливный бак. Пришлось для хорошего обзора приподнять кабину лётчика и самолёт получил прозвище «горбатый», в таком виде он и встретил войну.
  3. Живучесть у была невероятная, ветераны вспоминали как штурмовик с изодранными в клочья крыльями и фюзеляжем, напоминающем решето, умудрялся дотянуть до аэродрома базирования и произвести посадку, потом словно подумав - разваливался на части.
  4. В 1943 году немецкие истребители получили новые крупнокалиберные пушки, а в части ПВО гитлеровских войск поступили на вооружение автоматические зенитки большого калибра и тогда взросли потери среди пилотов и особенно стрелков. Сократить частично потери удалось, усилив броневую защиту стрелка и пилота. Новая модификация самолёта получила обозначение Ил-2КСС и стала тяжелее на 55 кг.
  5. Летом 1943 года на вооружение стали поступать кумулятивные бомбы ПТАБ с большим поражающим эффектом, на штурмовике их можно было разместить до 200 штук. Они впервые были применены в сражениях на Курской Дуге, тогда 79 штурмовиков за два захода уничтожили у немцев более 200 единиц боевой техники (бронетранспортёров, танков и самоходок). Потери подтверждены фотоснимками с поля боя.

Видео: штурмовик Ил-2

Целых 36145 самолётов было выпущено в такое тяжёлое для нашей страны время, как Великая Отечественная война. История авиации не знает подобных рекордов массового выпуска.