Как я устраивался на работу в Red Hat. Вакансии авиакомпании ред вингс Приведем мировые примеры

18.01.2024 Бизнес-будни

Материал подготовлен на основе ответов трёх десятков работодателей в медиа-бизнесе, эйчаров и кадровиков, которые непосредственно набирают сотрудников.

Где получить этот самый опыт?

Есть работодатели, которые принципиально отказываются брать людей без опыта (таких процентов 10-20). Не из вредности. Их аргументы:
— некогда учить,
— это впустую потраченное время,
— соискатели не понимают всей ответственности ведения эфира,
— нужно зарабатывать деньги, а не обучать и пр.

Остальные берут к себе на стажировку на начальные и административные позиции. Это могут быть кастинг-редактор, секретарь, ассистент редакции, технический редактор, администратор, расшифровщик, суфлер, редактор отдела перегонов, редактор видеоархива и пр.

Начинать лучше на региональных радиостанциях и в телекомпаниях или в Москве, но на интернет-радиостанциях, на спутниковых телеканалах и на радио, которое в конце рейтинга (там меньше денег, пафоса и больше времени на стажеров).

Если вы студент, то следует начать стажироваться уже на третьем курсе. Нужно работать, чтобы к окончанию вуза иметь опыт. Это повысит вашу ценность по сравнению с другими выпускниками.

Где искать стажировки и вакансии в МЕДИА?

Сайты компаний, где вы хотите работать (многие публикуют вакансии только у себя, рассчитывая на лояльность тех, кто откликается).

Найдите рабочий номер телефона или электронную почту отдела персонала, прямой рабочий контакт потенциального руководителя. Отправляйте резюме, даже если нет вакансий (звонок на мобильный от незнакомого человека почти у всех боссов вызывает раздражение, так что этот способ связи использовать не стоит. В соцсетях, если вы не в друзьях, просто попадёте в спам).

Полезные знакомства. Вы общаетесь с человеком, который знает другого нужного человека (для успешной карьеры необходимо иметь сеть полезных и надёжных знакомств).

Следите за профессиональной средой: участвуйте в конференциях и семинарах, светитесь там, задавая умные вопросы экспертам. Дело в том, что эйчары часто ищут молодых и любознательных специалистов как раз на таких мероприятиях.

Принимайте участие в различных акциях компании, чтобы вас заметили.

Лайфхаки: как откликаться?

Читайте внимательно требования в объявлении о вакансии и откликайтесь, только если соответствуете требованиям хотя бы на 70 процентов. Иначе ваше письмо сразу полетит в корзину.

Не извращайтесь и не посылайте резюме в виде инфографики, в поэтической форме и пр.

Не переписывайте должностные обязанности. Расскажите об успехах и достижениях, о KPI, о навыках (какими специальными программами и иностранными языками владеете). Только это может вас «продать».

Свои увлечения и хобби тоже иногда можно выгодно предложить работодателю (любовь к сериалам, рисование, фотографирование, ведение блога и количество подписчиков и пр.).

Избавляйтесь от штампов и воды: молод, активен, креативен, легко обучаем, коммуникабелен, мобилен, стрессоустойчив, быстро всё схватываю и пр.Этого не должно быть в вашем письме! Только конкретика и хард-рок!

Прежде чем откликнуться, изучите компанию по сайту и группам в соцсетях. Ещё раз перечитайте требования и обязанности в вакансии. Поймите, что именно нужно работодателю, как вы можете помочь решить его проблему. А если уж вы предложите пути решения или набросаете список конкретных тем, на которые можете написать материалы или снять сюжеты - вас точно не пропустят и позовут на собеседование.

Проверяйте резюме и сопроводительное письмо на ошибки.

Никогда не платите за участие в кастинге, за попадание в базу, за помощь в трудоустройстве на тот или иной телеканал. Это всегда лохотрон!

Почему работодатели не очень жалуют выпускников различных школ радио и телевидения?

Основные причины: много ничем не подкрепленных амбиций, ценник не соответствует навыкам и умениям, низкий уровень грамотности, говор и проблемы с дикцией. Многие молодые люди не знают основ создания информационного выпуска, плавают в ударениях, не могут отличить главное событие от второстепенного. Не знают, как брать интервью, где и как получать нужную информацию, как писать подводки к сюжетам и пр.

Попытка №1

Начнём с того, что я у меня не было изначально цели устроиться на работу именно в Red Hat. Просто я периодически мониторю интернет на предмет интересных вакансий. В начале 2015 года я наткнулся на сайт jobs.redhat.com , так как я линуксоид, то думал я не долго и отправил своё резюме на позицию Junior Quality Engineer. Успешно забыв об этом, я был весьма удивлён, когда через пару недель мне пришло письмо из чешского филиала - моё резюме их заинтересовало. Запланировали первое интервью, в котором HR мне рассказал про компанию, про офис в Брно и другую вводную информацию. Затем последовало автоматическое тестирование на оценку знаний bash и python. Тестирование я прошёл, следующим этапом было техническое интервью с Senior Quality Engineer. Следует отметить, что я вообще не представлял о чём будут спрашивать, поэтому к интервью был подготовлен слабо. Интервью проходит в форме видеочата по сценарию вопрос-ответ, прям как на экзамене, только длится оно 90 минут. Сказать, в каком волнении я пребывал это ничего не сказать. Вопросы опять же были в основном по питону и башу, но спрашивали также и более общие вещи. Например, опишите процесс загрузки операционной системы на ядре линукс, начиная с кнопки включения компьютера; опишите как можно подробнее процесс открытия ссылки в браузере. Так как я претендовал на позицию QE, то были вопросы о тестировании и отладке. В итоге этот этап я не прошёл. Мне сообщили, что знаний моих не достаточно, но хотели бы пообщаться со мной через полгода. Не буду скрывать того, что я был огорочён, ведь цель была довольно близка.

Попытка №2

Эти полгода я посвятил : прокачивал скиллы по питону, башу. Почувствовав в себе джедайскую силу, решился на второй заход. Теперь уже у меня были контакты HR"а, поэтому я сразу я ему написал, мол, так и так, вы приглашали меня через полгода, и вот я готов, какие есть для меня подходящие вакансии. Мне предложили позицию Quality Engineer - Cloud Team. Ну что ж quality enginner так quality engineer. Теперь уже автоматического тестирования не было, сразу назначили собеседование. Вопросы были примерно тех же тематик, а некоторые прям повторялись, так что отвечал я гораздо лучше. Почему-то много спрашивали про питоновский range(), немного было про ООП, например, что такое синглтон; были вопросы про lvm, виртуализацию (libvirt), спросили даже про xpath. И так 90 минут, довольно выматывающе хочу вам сказать. Этот этап я прошёл. Мне указали на мои сильные и слабые стороны и назначали второе интервью с сеньором. Если предыдущие интервью были довольно сухие в форме вопрос-ответ, то с этим человеком было совсем по-другому. Меня спрашивали про мой опыт, что я сделал, что я умею. Тут очень пригодилось моё фрилансерство. Было чем похвастаться и о чём рассказать. Более того я и сам спрашивал у моего интервьюера всякие вещи вроде любимого дистрибутива и DE. В общем это было больше на разговор по душам двух линуксоидов. По итогам этих собеседований мне было предложена позиция Quality Engineer - Cloud. Следующим этапом будет переезд в Брно, Чехия. Ждите новых постов.
Если чувствуете себе джедайскую силу и желание поработать в RH, пишите на [email protected].

Постиндустриальное общество выбросило нас на берег новой экономики – экономики знаний, которая требует от человека непрерывного развития и повышения квалификации.

Новые запросы общества приводят к глобальным изменениям в сфере образования: открытое образование, «цифровизация», бум , корпоративные университеты, рост , первые , свобода выбора и плюрализм методологий. Сегодняшний дух времени хорошо знаком историкам, изучающим эпоху Просвещения.


При всех позитивных изменениях на рынке сохраняется дефицит квалифицированных кадров. Чтобы решить эту проблему, компании объединяют свои усилия с образовательными учреждениями или создают новые учебные центры - корпоративные университеты.



Уже сейчас в схватке за таланты компании организуют стажировки, проводят , сотрудничают с вузами и «перевозят» сотрудников из других регионов. Эффективность и окупаемость этих действий – тема для отдельной статьи.


Но пока мы говорим о будущем, молодые специалисты по-прежнему остаются один на один с вопросами:

  1. Где получить востребованные знания по профессии?
  2. Где применить знания на практике и получить профессиональный опыт?
  3. Как попасть в компанию мечты?

Ответы они находят в карьероориентированном образовании.

Приведем мировые примеры

1. General Assembly

Образовательный проект, ориентированный на преодоление разрыва между талантливыми соискателями и нуждающимися в них компаниями.


«General Assembly решает проблему глобального разрыва навыков», – говорит генеральный директор и соучредитель Джейк Шварц. C 2011 года из коворкинг-пространства проект вырос в образовательный центр с кампусами в 20 городах по всему миру и 35 000 выпускников.


Учебная программа строится на основе запросов и требований к навыкам выпускников от работодателей. Во время учебы студенты выполняют реальные задания компаний и имеют возможность проявить себя перед будущим работодателем. Кроме этого, General Assembly создал сообщество выпускников, к которому через свой сервис GA Profiles предоставляет доступ более чем 2500 своим партнерам, ищущих талантливых сотрудников.

Что думают работодатели


Никита Черкасенко, Директор департамента HRM технологий и аналитики Ростелеком


Я вижу, что концепция lifelong learning превращается из абстрактной идеи в обязательное условие профессионализации. Теперь проектировщиком и организатором процесса образования стал сам человек (не учебное заведение, не министерство образования, не работодатель) и он же стал основным инвестором и бенефициаром. При этом инфраструктура образования сейчас настолько глобальная и транспарентная, что только лень и незнание английского могут помешать вам получить нужные знания.


Что это меняет? Компании будут бороться не за сильных специалистов в узкой области (разве что это лучшие или единственные специалисты в мире), а за тех, кто способен быстро и самостоятельно стать специалистом в более широкой области.


Обучение - это уже не 40 часов на курсах повышения квалификации раз в год и не восьмичасовой тренинг «с отрывом от производства». Теперь это любая ситуация, в которой я не могу что-то сделать и иду за знаниями или алгоритмами действий прямо сейчас, прямо с телефона.


Те, кто это понимает и готов принять это как базовое условие своей профессионализации, уже сегодня выигрывает конкуренцию за лучшие рабочие места.


Пора прощаться с привычными корпоративным, высшим или средним образованием. Теперь неинтересно, где ты получил компетенцию. Мы уже живем в мире школьников-разработчиков, СЕО без MBA и профессоров бизнес-школ без диплома о высшем образовании.


Алексей Борисов, Руководитель образовательного центра «Альфа-Опыт», Альфа-Банк


Перед бизнесом, да и обществом, сейчас стоит большая задача по пересмотру системы образования. Она уже не поспевает за развитием технологий и не отвечает современным вызовам экономики. Что делать, пока не очень понятно.

  • С одной стороны, уже появляются образовательные проекты, благодаря которым можно быстро освоить какую-нибудь компетенцию или востребованную специальность, минуя вуз.
  • С другой стороны, нам не следует забывать про фундаментальное образование, оно дает определенные «метаскиллы» и позволяет в целом быть толковым профессионалом и человеком.

Обучаемость, системное мышление, этические аспекты, любознательность, эрудиция – всему этому мы учимся с раннего детства. Поэтому нам лишь предстоит понять, как должны эволюционировать школа и университет с учетом ускорения жизненного цикла знаний.


Мне кажется, что сейчас происходит , то есть теряют позиции фундаментальные образовательные институты и все больше набирают обороты образовательные инициативы, в которых преподавателями выступают сами практики, представители бизнеса. Их знания выстраданы опытом и максимально актуальны.


Мы видим это в том числе и через наш образовательный проект, в котором преподают наши ключевые сотрудники и корпоративные клиенты. Как мы и прогнозировали на старте проекта, есть большой спрос именно на их знания и опыт. Ведь они лучше всех знают, что происходит в их индустрии и профессии.


Андрей Кравченко, Руководитель направления обучения и развития IT-персонала Avito


Сейчас я вижу три основных фактора, влияющих на рынок образования:

  1. Мы погружаемся в демографическую яму: специалистов и выпускников с каждым годом становится все меньше.
  2. При этом потребность в высококвалифицированных специалистах неуклонно растет. И нужны не просто рабочие руки, а профессиональные кадры, особенно в сфере IT.
  3. Не стоит преуменьшать роль университетов, ведь учить сложным вещам тоже сложно. Просто сейчас очень большой разрыв между системой образования в вузах и потребностями бизнеса. Выпускники не готовы полноценно и автономно работать над высокотехноличными проектами.

Рынок отвечает на это, в том числе и Avito. Мы привлекаем молодых специалистов в отрасль, организуем чемпионаты, конкурсы и профориентационные мероприятия. Причем если раньше компании не обращали внимание на студентов, то сейчас все сфокусировались на этой целевой аудитории и углубляются в неё, вплоть до школьного образования.


Мотивация работников меняется: уровень зарплаты и другие материальные преимущества имеют предел, компании не могут их бесконечно повышать. Поэтому сотрудники выбирают компании, в которых можно развиваться всесторонне.


Кстати, работодателям и самим выгодно доучивать выпускников под себя и имплементировать их в свои бизнес-процессы. Для этого создаются системы наставничества внутри компаний. Например, популярен формат knowledge sharing, когда сотрудники учат друг друга. С одной стороны, молодые специалисты приобретают новые знания, с другой стороны, сами преподаватели повышают свой уровень квалификации и экспертизы.


Рано или поздно мы придем к модели выращивания специалистов еще со школьной скамьи. Отбор талантливых детей, создание для них образовательной среды, развитие их сильных способностей – такие проекты будут делать в первую очередь корпорации, которым необходимы идеальные сотрудники.


Ольга Августан, Руководитель образовательного направления в Mail.Ru Group


Студентам не хватает сфокусированности и карьерного планирования. Это связано с тем, что они не знают реальных задач, с которыми предстоит столкнуться в работе.


Поэтому Mail.Ru Group сейчас активно работает с ведущими вузами страны: мы даем ребятам возможность прокачаться, получить новые знания и попробовать себя в разных сферах IT. Одно дело, когда студенты читают информацию о работе, зарплате, перспективах развития в той или иной сфере, и совсем другое, когда они сталкиваются с реальными задачами.



Я думаю, что все больше компаний будут создавать свои учебные проекты и рассказывать о реальных рабочих задачах. Будут развиваться лаборатории и бизнес-инкубаторы. А компании смогут не только получить поток свежих идей, но и купить уже готовую команду.

Наша история

Мы увидели глобальную проблему в том, что молодые люди до сих пор испытывают огромные трудности в поиске и реализации себя. А диплом вуза не гарантирует интересную и высокооплачиваемую работу.


Так родилась идея образовательного проекта Contented - онлайн-обучение и трудоустройство в профессиях будущего. Мы сфокусировались на сферах, которые уже испытывают кадровый голод или начнут испытывать его в скором будущем - , и / (виртуальная и дополненная реальность).


Обучение - это в первую очередь обратная связь и менторство, которые получают студенты. Мы отказались от формата скучных лекций, заменив их интерактивными мастер-классами.


Выпускники проходят серию интервью с HR-специалистами для оценки soft-skills и независимыми техническими экспертами для оценки hard-skills. После чего мы формируем базу соискателей, которая представляет лучших выпускников ведущих вузов и образовательных центров страны в профессиях будущего.


Евгений Стройнов, CEO Contented

Все работодатели хотят получать гарантированно подходящих кандидатов и не тратить время на их оценку. Я представляю себе некий магазин специалистов: заходишь, смотришь на рейтинги, отзывы и заказываешь идеального сотрудника с доставкой до рабочего стола.

Мы стремимся именно к такой схеме работы: с одной стороны студенты получают актуальные навыки, соответствующие требованиям компаний, а с другой - компании получают специалистов, идеально подходящих под их задачи.

Сейчас уже понятно, что в нашу программу трудоустройства проходит только каждый 15 кандидат. Таким образом, мы предоставляем компаниям лучших из лучших выпускников, они мотивированы и готовы развиваться в компании мечты.

Материалы

» − это одна из наиболее развитых авиакомпаний, которые работают на территории Российской Федерации. Она была создана в 2007 году, до этого имела название «Авиалинии 400». Данная авиакомпания является наиболее активным эксплуатантом отечественных пассажирских самолетов, а именно аппаратов типа Ту-204 . В начале 2015 года авиапарк компании был достаточно молодым, и средний возраст самолетов составил всего 9,3 года. В 2013 году данная авиакомпания заказала в лизинг еще тридцать воздушных машин отечественного производства. На данный момент среди авиапарка «Ред Вингс» имеются такие авиалайнеры, как Ту-204, Bombardier Dash и МС-21 , все они достаточно новые.

Для большого количества пассажирских самолетов и направлений требуется обширный штат обслуживающего персонала, которым и владеет данная компания. Все работники отличаются профессионализмом и хорошим образованием, что позволяет качественно обслуживать как авиалайнеры, так и клиентов авиакомпании. За счет большого количества работы компании практически постоянно требуются новые кадры. Именно поэтому часто проводят набор сотрудников по открытым вакансиям на разнообразные должности. Все вакансии предусматривают очень тщательный отбор сотрудников, при котором учитывается большое количество факторов.

Требования к кандидатам на вакансии в авиакомпании «Ред Вингс»

Вакансия штурмана для наземного обеспечения авиалайнеров предусматривает набор мужчин, которые имеют как минимум среднее специальное образование. Кандидат должен иметь гражданство РФ. При наличии высшего образования в сфере авиации кандидат имеет больше шансов получить данную должность. Обязательным условием является владение компьютером и так называемым авиационным английским языком. Что касается обязанностей, то данный работник должен обеспечивать экипаж необходимой информацией о полете, также нужно проводить подготовку необходимых навигационных расчетов. Штурман должен вовремя вносить поправки и дополнения в базу данных систем самолетов, он проводит наблюдение за полетом. В свою очередь авиакомпания предоставляет достойную зарплату, которая обговаривается при собеседовании. График работы на данной должности посменный, предоставляется полный социальный пакет обслуживания.

При отборе сотрудников по вакансии второго пилота компания «Ред Вингс» требует от кандидатов предоставления допусков к соответствующим МВЛ. Также необходимо хорошее знание английского языка не ниже второго профессионального уровня. Все желающие занять данную должность должны иметь гражданство нашей страны и заграничный паспорт. Наиболее важным критерием отбора является опыт работы, который должен составлять не менее чем 500 часов полетов на самолетах первого и второго класса.

Наиболее часто проводится набор бортпроводников, поскольку данная должность имеет достаточно большую текучесть во всех авиафирмах. «Ред Вингс» предоставляет полную занятость бортпроводникам. Что касается режима работы, то он зависит от планов полетов той авиалинии, к которой будет прикреплен сотрудник. Как известно, основной задачей бортпроводников является обеспечение безопасности и комфорта пассажиров на борту авиалайнера.

При отборе на данную вакансию не обращают большого внимания на такие показатели, как образование, пол и место жительства. Иногда не имеет значения и опыт работы в данной сфере. В свою очередь «Ред Вингс» требует от кандидатов наличия действующего свидетельства бортпроводника. Обращается внимание на возраст кандидатов, который должен быть от 19 и до 35 лет. Все кандидаты должны иметь российское гражданство и заграничный паспорт.

Поскольку данная должность предусматривает непосредственный контакт с пассажирами, то особое внимание обращается на внешний вид. Претенденты должны соответствовать установленным параметрам и не иметь физических увечий, шрамов или татуировок на открытых участках тела. Обязательным является и знание английского языка, поскольку бортпроводникам приходится общаться с пассажирами различных национальностей.

Авиакомпания «Ред Вингс» регулярно проводит повышение квалификации и обучение своих сотрудников. Все это для лучшего обслуживания пассажиров, которые пользуются услугами данной компании, а также для поддержания высокого положения среди своих конкурентов. Достаточно жестокие условия отбора и постоянного усовершенствования обслуживания позволяют данной компании соответствовать международным стандартам.

В должностные обязанности бортпроводника будет входить обеспечение безопасности полёта и обслуживание пассажиров на рейсах авиакомпании.
Ред Вингс вакансии бортпроводников предполагают особые требования к кандидатам. Молодые люди обязательно должны иметь гражданство республики Беларусь или Российской Федерации. Возрастные ограничения колеблются между 19 и 30 годами. Если вы имеете опыт работы в аналогичной должности то возрастные ограничения составляют от 20 до 35 лет. Ваше образование должно быть среднее специальное.

К девушкам выставляются такие требования:

  • - рост от 160 до 175 см;
  • - размер одежды до 46-го.

Требования для юношей:

  • - рост от 170 до 185 см;
  • - размер одежды до 54-го.

Блог It’s So Last Season появился, когда я ушла с офисной работы и никак не могла определиться, в каком направлении двигаться дальше. Я знала, что у меня есть отлаженный навык - находить интересную дизайнерскую одежду за вменяемые деньги, и подумала, что в силу своего прошлого профессионального опыта (раньше я работала байером) смогу писать о модном ритейле в целом. Мне странно слышать, когда о It’s So Last Season говорят как о модном блоге, это не так. Фэшн-рецензентом и критиком я себя не считаю, я пишу о магазинах, шопинге и модном рынке, то есть это такая прикладная информация.

Мне кажется, для того, чем я занимаюсь, важнее иметь бэкграунд в качестве байера или продакт-менеджера, чем образование в области моды, хотя, конечно, без общих знаний тоже никуда. Тем более, что у нас в стране в силу многих обстоятельств учиться моде - занятие совершенно бесполезное, лучше уж, на мой взгляд, получить какое-нибудь искусствоведческое образование.



Что делать тем, кто хочет писать о моде? Всё банально до невозможности: нужно быть настоящим фанатом и при этом не бояться любой работы - идти работать ассистентом в редакцию какого-нибудь журнала, и да - приносить кофе и вызывать такси. Предпосылок для появления местных Тави и вообще блогеров, которые становятся своими в модной журналистике, у нас нет: совсем неподходящая для этого конъюнктура. А вообще всем, кто собирается заниматься модой, нужно устраивать вступительные экзамены: не сдал тесты на IQ, общую адекватность и чувство юмора - до свидания.

Для начала хотелось бы посоветовать получить соответствующее образование. На сегодня существуют две сильные школы: Parson’s в Нью-Йорке и St. Martins в Лондоне.

10–15 лет назад была возможность карьерного роста - от продавца через менеджера до байера, или можно было вырасти до байера из ассистента байера. Но в 2010 году, когда огромное количество молодежи хотело бы работать в сфере моды, я бы предпочла человека, который знает маркетинг, финансовое планирование и всю внутреннюю кухню нашего бизнеса, тем более что сейчас есть возможность получить серьезное образование.

Я никогда не думал, что буду стилистом, хотя всегда знал, что моя работа будет творческой и, скорее, связанной с телевидением. С первого курса обучения на факультете иностранных языков в Тульском педагогическом университете я работал телеведущим и редактором молодежной телепередачи на региональной станции СТС. После окончания университета я отправился в Москву, отучился на курсах повышения квалификации работников телевидения и ждал всевозможных предложений работы. Но особенных сдвигов в этом направлении не происходило, кроме полугодового контракта с каналом ТНТ на работу в составе съемочной группы реалити-шоу «Голод» в Берлине.

Сразу после моего триумфального возвращения из Германии мы с подругой решили просто развлечься (в кармане была некая сумма денег и чемоданы одежды и обуви, привезенной в качестве трофеев) и начали пробираться (всеми правдами и неправдами) на показы российских дизайнеров - на тот момент в Москве существовало три недели моды. Уже на второй день показов к нам начали подходить люди из индустрии и интересоваться нами, задавать вопросы - а мы и не знали, что ответить. Не будем же мы рассказывать, что приехали из Тулы и просто ходим посмотреть, поэтому внаглую занимаем места на первом ряду. Мы сочинили некую легенду о себе и с этого момента стали парочкой стилистов из Берлина с шикарным портфолио (вырезали из модных немецких журналов понравившиеся картинки и сложили их в бук, доставшийся мне по наследству от супермодели Маши Новоселовой). И всё закрутилось: мы настолько верили в то, о чем говорили, что спустя пару недель не сомневались, что мы суперпрофессионалы из Европы. Мораль моей истории не в том, что надо придумывать легенды и врать всем подряд, а в том, что надо верить в свои силы, ведь вырезанные журнальные страницы на 100 процентов соответствовали нашему видению, именно такие съемки нам хотелось делать.

Получается, что наврали мы совсем немного. И даже теперь, когда меня спрашивают о возможности стать моим ассистентом, я не прошу показать работы, а предлагаю принести мне те съемки, которые нравятся претенденту - сразу становится понятно, в каком ключе человек мыслит и хочет развиваться.



Скажу банальность: на Западе эта индустрия давно существует и развивается, правила ясны, всё функционирует, как часовой механизм. Мы же только нащупываем, как и что должно работать... Россия - специфическая страна, здесь нельзя просто взять и начать работать, как наши коллеги за рубежом. Мы все изобретаем свои велосипеды, но в этом и есть привлекательность профессии. Как экстремальный спорт: никогда не знаешь, что ждет за углом.

Если и учиться на стилиста, то исключительно за границей. Существует огромное количество отличных курсов как в Лондоне, так и в Берлине, Нью-Йорке и Милане. Если мы говорим именно об образовании, надо понимать, что оно стоит денег и не каждый сможет себе его позволить. Но на самом деле, стилист - абсолютно прикладная профессия: есть определенные правила (как и где берутся вещи на съемки, переговоры с заказчиками и т. д.), а всё остальное - это опыт и способность самовыражаться.

Тем, кто хочет заниматься модой профессионально, я бы посоветовал ничего не бояться и начинать действовать максимально рано, чтобы, например, в 18 лет заявиться в редакцию любого журнала и попроситься бесплатно работать ассистентом. Если бы я не боялся, я бы так и сделал. И тогда мой путь занял бы меньше времени.

Сейчас интернет - основная возможность продвинуться к своей цели. Есть колоссальное количество примеров, как при помощи интернета люди становятся звездами в своей профессии. Создавайте свои блоги, сайты, регистрируйтесь в социальных сетях и ведите там активную жизнь: находите друзей, поддерживайте контакты, обменивайтесь информацией. Если бы в то время, когда мы начинали, был интернет и все его возможности, мне трудно представить, кем и где я бы уже был. Верьте в себя и всё получится.

Образование у меня управленческое: когда выбираешь специальность в 16, то вряд ли всерьез задумываешься о том, кем хочешь стать. Когда мне было 20, в Екатеринбурге открылся торговый центр «Покровский пассаж», который был ориентирован на люкс. В тот момент весь люкс в городе сводился к мужскому магазину Hugo Boss, и в большинстве своем люди не понимали, зачем тратить большие деньги на вещи. Потребление было совсем другим. Я там оказалась на должности консультанта, и кроме меня, администратора зала и хозяев никого не было. Мне очень повезло оказаться в той команде. Мы с нуля изобрели велосипед: всё было основано на интуиции, на анализе проб и ошибок. Я знаю, что крупные магазины и сети, например, Bosco di Ciliegi , развивались в Москве точно так же. Большинство людей, которые сейчас находятся на значимых позициях в индустрии, занимались самообразованием.

У нас отсутствует индустрия моды в том виде, в каком она существует в Европе или в Америке. Там понятно, куда идти учиться, чтобы стать дизайнером или байером, здесь - вряд ли. Там учат не только творческому аспекту, но и мерчандайзингу, управлению магазинами и т. д. Там байер - это профессия. У нас же всё происходит по наитию.

Магазины в Москве - достаточно рискованный проект. Если это твоя собственная идея, она должна быть ясна и понятна и тебе, и твоей команде, чтобы все могли двигаться в одном направлении. Самое сложное - трансляция окружающим: важно, чтобы твою идею легко считывали и консультанты, и люди, занимающиеся пиаром, и байеры, и бухгалтеры. Каждый человек должен соответствовать месту, которое занимает. Поэтому, набирая людей на работу, мы смотрим, подходит ли он нам по духу, стилю жизни, оцениваем, будет ли человеку комфортно в этой атмосфере.

Мне не нравится подход «Я хочу работать в классном проекте хотя бы продавцом», который соседствует с мыслью, что сама работа - так себе, но место-то хорошее. Лучше сказать сразу, что ты хочешь заниматься мерчандайзингом, пиаром или закупками. Даже если сейчас мы не можем взять человека на эту должность, мы будем иметь его в виду. Если человеку неинтересна работа консультанта, он в ней не будет успешен и вряд ли станет частью команды.



Я уважительно отношусь к труду людей. За границей продажам, ритейлу долго и упорно учат. У нас же до сих пор есть какой-то стереотип насчет этой профессии, который мне не совсем понятен. Во-первых, этим можно зарабатывать хорошие деньги, во-вторых, это интересно, продавцу приходится всё время общаться. С другой стороны, человек, работающий в ритейле, должен любить вещи. Люди, которые работают в магазинах, по магазинам не ходят.

Но нужно четко знать, чем ты хочешь заниматься и где ты в итоге хочешь оказаться. Если ты заинтересован в том, чтобы стать финансовым менеджером сети магазинов, то, скорее всего, стартап в роли продавца не будет особо полезен.

В Европе существует некая схема, которую сложно обойти. У нас благодаря энергии ты можешь достаточно быстро достичь того результата, на получение которого в Европе потребуются годы. Это плюс. Но мы действуем по принципу «надо что-то делать и делать быстрее, потом разберемся». Это уже минус.

Меня самого вначале интересовал лишь дизайн интерьеров - пространство и утварь. Поступить на такое отделение в МАРХИ не удалось, так как надо было владеть рисунком, живописью и графикой. Я изучал историю искусства в МГУ и работал декоратором в шоу-румах IKEA. В IKEA я впервые столкнулся с так называемым капитализмом с человеческим лицом - отношения не сложились.

Таким образом, от прикладного искусства я перешел к занятию одеждой. Проработав декоратором витрин и мерчандайзером в датской сети магазинов одежды, я получил от GQ предложение стать стилистом отдела техники и моды.

К середине рецессии произошел окончательный спад заказов для внештатников, и я понял, что пришло время что-то менять. Поразмыслив, я определил для себя основные интересы дальнейшего развития: фотография и производство одежды. Собственно, над этим я и работаю последний год.

Нужно ли образование человеку, который хочет работать в индустрии? Насколько мне известно, специального образования не существует, по крайней мере, здесь и сейчас. Поэтому лучшей школой может стать работа ассистентом стилиста и/или редактора моды в одном из журналов.

Если вы хотите стать стилистом, стоит подумать, хотите ли вы заниматься тем, что видите на страницах любимых журналов. Отдавайте себе отчет в том, что первые годы будете заниматься вспомогательной деятельностью и рутинной работой. И если желание не ослабеет, запасайтесь терпением и тактом и спокойно идите вверх по карьерной лестнице.

У меня классический случай: сначала я пришла работать ресепшионисткой в Conde Nast. Через полгода пригласили в отдел моды Vogue. И мне кажется, так и должно быть: начинать нужно с самых низов: ассистентом, стажером. Глянец - мир жестокий, и только будучи человеком на побегушках, можно понять, готов ли ты посвящать этому жизнь. За границей система как раз такая: сначала ты учишься, потом 10 лет бегаешь ассистентом, а уж только потом, если у тебя достаточно таланта и желания, тебя пригласят в глянец. У нас дела обстоят по-другому.

Образование нужно. Но в нашей стране, к сожалению, не учат ни на модных журналистов, ни на стилистов. Нужно просто идти и работать и много-много читать и смотреть.

У большинства тех, кто хочет работать в моде, изначально сбит профессиональный фокус: им кажется, что всё происходящее в Москве - это и есть мода. Что блоги, коктейльные вечеринки, Недели, магазины, съемки, гарантийные письма, закрытые распродажи - тот дивный мир, к которому они всегда стремились. И люди бросаются в него с головой, устраиваются на работу к какому-нибудь ритейлеру, ходят на Love Boat, изредка просматривают Style.com , а потом не могут понять, за что их ругают читатели («ужасная съемка!») или покупатели («ужасная закупка!»).

Меж тем, всё довольно просто. Московский модный контекст - глубоко провинциален. Погруженный в него человек оторван от огромного массива знаний, умений и навыков, накопленных на Западe, лишен возможности подпитываться от него. В итоге из-под его рук выходит довольно кособокий продукт. Есть, конечно, исключения вроде Вики Газинской или Ани Дюльгеровой, у которых получилось интегрироваться в западную профессиональную среду, но это именно исключения. Поэтому любому, кто хочет утвердиться в моде - в качестве дизайнера, байера, пиар-менеджера, - я советую только одно: копите деньги и уезжайте. В Париж, Милан или Нью-Йорк. Мода - там. Здесь ее нет.



Пишущим людям несколько проще: они могут устроиться в лицензионный глянец, а это какой-никакой, а все-таки канал связи с цивилизованным миром. Работая там, они хотя бы смогут переброситься парой фраз с Дрисом Ван Нотеном или посмотреть на живую Анну Винтур (издалека, потому что на всех неделях моды она ходит в сопровождении охранников, которые не слишком церемонятся с теми, кто оказывается у них на пути: могут и толкнуть). Другое дело, что большинство редакторов не могут преодолеть в себе комплекс провинциала и выйти за пределы того же московского контекста. Максимум, на что их хватает, - это интервью с Джонни Юханссоном. А зачем мне с ним интервью, когда я уже прочитал десять штук таких? Почему бы вместо этого не рассказать о его партнере Михаэле Шиллере, который в 25 лет стал CEO Acne ? Или, скажем, известно ли вам, что в журнале Acne Paper, о котором вы так много говорите, редактором работает русский парень? Ну сделайте же с ним интервью - пусть он расскажет, как это у него получилось. Вот что интересно. Но нет, вы опять пишете о Лондонской неделе моды и оперируете при этом информацией, найденной в интернете, громоздя чужую банальность на свою собственную. И всё это - с интонацией мудрого, много повидавшего человека. Откуда она у вас?

Поймите, чтобы в нашей стране появилась модная индустрия, мы должны признаться себе в том, что на самом деле ни фига не знаем. Что по отношению к американскому редактору русский находится примерно в том же положении, что и коренной житель Хабаровска - к обитателю «патриков». Что мы, как говорил профессор Преображенский товарищу Шарикову, должны «молчать и слушать, молчать и слушать». Учить языки, обрастать знакомствами из западной профессиональной среды, как можно чаще ездить - общаться, слушать, впитывать. И всё у нас будет хорошо.