Культура поведения и профессиональная этика. Этика и культура профессионального общения Профессиональные виды этики

10.02.2024 Бизнес-будни

Помимо участия в бесплатных профессионально-ориентированных конкурсах, пользователи нашего портала постоянно развиваются в разных направлениях, общаясь с единомышленниками на интеллектуальные и профессиональные темы в разделе «Блоги». Однако на этой площадке ребята не только контактируют друг с другом – они размещают свои работы, учатся вести дискуссии и аргументировать свое мнение.

С момента создания портала контент в разделе «Блоги» с каждым месяцем становился только качественнее. Изначально модераторы сайта удаляли многие записи, противоречащие правилам сайта, но через некоторое время участники поняли специфику портала: большинство пользователей перестали копировать материалы с других интернет-ресурсов и начали создавать уникальный авторский контент. Вместе с интересными, эмоциональными, познавательными блогами появились бурные обсуждения и даже интеллектуальные дебаты.

Анализируя контент каждый месяц, модераторы пришли к выводу, что регулярная практика в написании текстов и создании оригинальных мультимедийных материалов влияет на развитие способностей школьников: повышается профессиональный и интеллектуальный уровень участников, растет мастерство юных поэтов, художников и музыкантов. Теперь на сайте ежедневно появляется огромное количество самой разнообразной информации: от обсуждений книг, фильмов и произведений искусства до дискуссий на сложные философские темы. Именно на такие публикации ориентируются новые пользователи, стараясь размещать интересные и оригинальные материалы в своем профиле.

И это одно из главных достижений нашей дружной команды – организаторов и участников портала! Особенно важно, что подростки реагируют и на сложные «горячие» темы, которые вызвали широкий общественный резонанс. Дискутируя друг с другом, ребята учатся правильно воспринимать те или иные ситуации и поступки людей, извлекать из них уроки, делать выводы. Так, школьники развивают не только интеллектуальные способности, но и духовно-нравственные качества; воспитывают в себе достойных личностей и определяют жизненные ориентиры.

Однако блоги на нашем портале – это не просто онлайн-дневники, а модель настоящих СМИ. Поэтому мы хотим обратить внимание пользователей на то, что они несут большую ответственность за свои публикации. А если участники поднимают сложные неоднозначные темы, эта ответственность возрастает в несколько раз. Ведь в «интернет-изданиях» школьников нет редакторов и корректоров, которые смогут исправить допущенные ошибки и внести необходимые правки, повысив качество текста – ребята сами выполняют функции сотрудников редакции. И хотя начинающие блогеры пока не являются профессионалами, они должны с самого юного возраста соблюдать этические принципы в любой работе и следовать правилам определенного морального кодекса.

Почему это важно? Во многих сферах деятельности нравственность сотрудника и его личностные качества играют большую роль в решении профессиональных задач. Так, к представителям медицинской, юридической, журналистской и других профессий предъявляются повышенные моральные требования, поскольку они ответственны за жизнь, здоровье, свободу, честь людей и зачастую решают их судьбу.

В основном специалисты следуют общим стандартам профессионального поведения, но каждая профессия имеет свою специфику, поэтому во многих сферах деятельности существуют и свои особенные моральные требования. Например, журналистам, писателям, блогерам, ораторам нужно помнить, что слово – это очень сильный инструмент. «Всегда думайте о том, “как ваше слово отзовется”. К сожалению, мы знаем немало примеров, когда непродуманные действия приводили к печальным последствиям и даже гибели людей. Слово – оно как атом, может быть разрушающим, а может – созидающим», – советует декан факультета журналистики ИГУМО, заместитель руководителя портала «Одаренные дети» Татьяна Викторовна Ворожцова.

Стоит отметить, что мы редко сталкиваемся с серьезными нарушениями пользователей интернет-площадки, поскольку все наши участники – высоконравственные, воспитанные и культурные личности, которые ведут себя в соответствии с нормами этикета не только в образовательных учреждениях, находясь под контролем взрослых, но и в общественных местах, интернет-пространстве. Однако в выборе тем для публичного обсуждения у ребят иногда возникают трудности. В силу возраста и отсутствия опыта участники поднимают в блогах острые злободневные проблемы, но не совсем корректно излагают свои мысли и ведут дискуссию в комментариях.

Именно поэтому мы хотим напомнить начинающим блогерам о некоторых факторах, которые необходимо учитывать при публикации материалов:

    Авторские права. Помните, что все результаты творчества (сочинения, рисунки и т.д.) являются объектами интеллектуальной собственности и подлежат защите со стороны государства. Публикуя чужие материалы, вы нарушаете не только закон, но также этические нормы и моральные принципы, так как проявляете неуважение к труду автора ().

    Темы для обсуждения. Помните, что на нашем портале зарегистрированы ребята разного возраста – среди них и совсем юные пользователи. Уделяйте большое внимание содержанию материалов: выбирайте темы для обсуждения, учитывая специфику портала и его целевую аудиторию. Регулируйте ход дискуссии, которая разворачивается в комментариях под вашими публикациями, чтобы обсуждение не зашло в тупик или не превратилось в обмен колкостями между участниками.

    Достоверность публикуемой информации. Помните, что размещение ложной информации и искажение фактов – это непрофессионализм, нарушение морального кодекса, проявление неуважения к своим читателям. Подходите серьёзно и ответственно к сбору, обработке и распространению любой информации. Проверяйте все факты и используйте материалы, полученные только из надёжных источников.

    Культура речи. Помните, что важнейшим элементом культуры поведения и делового этикета является умение грамотно выражать свои мысли. Старайтесь не искажать русский язык, прибегая к сленговым выражениям, сетевым жаргонизмам, сокращениям и т.д. На интернет-портале «Одарённые дети» раздел «Блоги» создан для того, чтобы ребята не просто общались на профессиональные темы, а формировали свой авторский стиль и стройный слог.

Если же у вас возникают сомнения относительно проблемы/темы, которую вы бы хотели обсудить публично со своими сверстниками, вы можете всегда обратиться к модераторам интернет-портала. Молодые специалисты подскажут, как правильнее подать информацию и развить сложную тему.

Творите, мечтайте, общайтесь, создавайте авторский контент, но всегда помните о добросовестном отношении к своему делу, честности, порядочности. Ведь, как известно, успешным специалистом может стать только хороший человек, который никогда не нарушит моральные принципы, не оскорбит достоинства других людей.

Развить же духовно-нравственные качества и воспитать в себе культурную личность можно и с помощью наших конкурсов, которые проходят на портале в рамках проекта «ПатриУм» ().

Екатерина Кудрявцева, руководитель пресс-службы школы «ПатриУм»

6 Февраля 2018

Презентация к уроку по теме "культура труда и профессиональная этика". Материал в полном объеме освещает основные составляющие понятия культуры труда и профессиональной этики. Иллюстрации помогают учащимся легко воспринимать изучаемую тему.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура труда и профессиональная этика

Каждый человек имеет различные представления о трудовой деятельности, ее организации, планировании, использовании различных информационных технологий, безопасности работы, оформлении рабочего места. Отличается также и отношение людей к труду. Понятие «культура труда»

Культура труда - достигнутый уровень организации производства

Важной составляющей культуры труда является технологическая дисциплина, т.е. четкое соблюдение наиболее рациональной технологии выполнения работы и требований к ее качеству.

Культура труда также предполагает умение организовывать свое рабочее место. При организации рабочего места надо учитывать свои антропометрические характеристики. Порядок на рабочем столе должен поддерживаться постоянно.

Важнейшим элементом является создание зоны отдыха вблизи рабочего места. Желательно наличие в ней растений. Известно, что общение с миром природы способствует быстрому восстановлению.

Важнейшим элементом культуры труда является обеспечение его охраны и безопасности. Техника безопасности – это система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на человека опасных производственных факторов, которые приводят при нарушение правил безопасности к травмам и несчастным случаям.

Профессиональная этика – это, во первых, специфические нормы поведения характерные для данной профессиональной деятельности людей и, во вторых, способы обоснования этих норм с точки зрения общественной морали. Профессиональная этика

Это правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности, устанавливаемые для организаций, членов их органов управления и служащих в соответствии с законодательством, документами ассоциаций и иных саморегулируемых организаций и общепризнанными нравственными нормами Основные принципы профессиональной этики

Ответственность за результат деятельности Компетентность Конфиденциальность Взаимоуважение Толерантность Честность Основные принципы профессиональной этики

Бухгалтер Каким не должен быть профессионал не должен допускать ошибки в отчетных документах Экономист Не должен допускать ошибки в финансовых документах

Делопроизводитель Не должен терять дела музыкант не должен петь под фонограмму Каким не должен быть профессионал

Официант не должен нарушать этику поведения с посетителем Каким не должен быть профессионал

Учитель Не должен кричать на детей Врач не должен допускать ошибки в постановке диагноза болезни Каким не должен быть профессионал

Пожарный не должен игнорировать ситуации, требующие спасения людей при пожаре Каким не должен быть профессионал Банкир не должен разглашать тайну вкладов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные основы профессиональной этики учителя

Главная цель, одухотворяющая всю нашу работу, заключается в развитии высокой степени нравственного совершенства наших детей, то есть, по определению православной педагогики, цель учителя – создание оп...

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОТРУДНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТОВ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ». Выступление с использованием мультимедийной презентации.

Методическая разработка предназначена для работы педагога - психолога с сотрудниками социальных приютов и реабилитационных центров. Направлена на улучшение психологического климата в коллективе и выпо...

1

Одним из критериев эффективности обучения в вузе, готовности выпускника к выполнению профессиональных обязанностей может выступать уровень развития профессиональной культуры, сформированность профессиональной этики.

Этические нормы определяются специфическими особенностями профессиональной деятельности, которые направлены на человека в тех или иных условиях его жизни, деятельности, взаимоотношениях с обществом, коллективом, другими людьми. Моральные нормы во многом определяются ценностными ориентациями обучающихся.

Ценностные ориентации являются элементами структуры личности и характеризуют направленность ее деятельности. В результате направленной деятельности человека возникают новые черты личности и другие психические новообразования. Основные ценности жизни и культуры превращаются в собственные ценности человека. Последние в его внутреннем мире трансформируются в нравственные эталоны (этические нормы, этическую культуру) и направляют работу совести личности.

Ценностные ориентации студентов Казанского государственного архитектурно-строительного университета изучались нами путем анкетного опроса на двух ведущих факультетах. В опросе приняли участие 290 студентов 1-4 курсов. В анкетах содержались вопросы: о нравственном (порядочном) отношении только к окружающим, ко всем или по ситуации; о понятиях порядочности и морали; об отношении к людям как к самому себе; о соблюдении моральных норм для достижения личных целей; об отношении к непорядочным поступкам; о нормах профессиональной этики инженера-строителя (перечень норм) и др.

Значительное количество участников анкетного опроса (92,5%) считают, что профессиональную этику будущих специалистов строителей нужно формировать в период обучения в вузе. При этом перечень высказываний о нормах профессиональной этики достаточно велик: мудрость, добросовестность, деликатность, исполнительность, пунктуальность, организованность, обязательность, тактичность, точность, внимательность, вежливость, корректность, коммуникабельность и др. Однако в большинстве анкет отмечены, как обязательные, такие положительные качества инженера-строителя, как: порядочность, ответственность, профессионализм.

Методы формирования профессионально-этических принципов, названные студентами, можно разделить на следующие группы:

1. Ключевая роль отводится институту образования («обучение», «проведение семинарских занятий», «специальные курсы», «дискуссии»).

2. Решающее значение имеет институт семьи («домашнее воспитание», «воспитание с детства»).

3. Принципы этики могут сформировать профессиональные производственные и вузовские коллективы («обучение на практике», «наглядные примеры», «гуманные и демократические взаимоотношения между преподавателями, между преподавателями и студентами, между студентами и учебно-вспомогательным персоналом, между студентами, между студентами разных курсов, между студентами разных факультетов»).

4. Отмечается роль нравственного самовоспитания («самообразование», «самоуправляемое воспитание», «саморазвитие», «упорство», «настойчивость»).

5. Отрицание любых методов («не будет толку от методов», «ничего не поможет из-за ментальности»).

Профессиональная этика выступает частью профессиональной культуры.

Профессиональная культура выступает обобщенной характеристикой культуры учения и преподавания в вузе, исследовательской культуры, графической, технической, проектной, информационной, экологической, экономической, эргономической культур. Существенное влияние на формирование профессиональной культуры оказывают и такие его составляющие как культура речи, мышления. Для ее формирования существенными являются культура взаимоотношений в студенческом и преподавательском коллективе, культура сотворчества и культура диалогического взаимодействия между субъектами учебного процесса - студентом и преподавателем, вытекающие из принципа единства общения и деятельности. Процесс профессионального становления и формирования профессиональной культуры происходит в несколько этапов.

На первом этапе формируется устойчиво проявляющийся интерес к своей профессии. Это достигается в ходе ознакомительной, учебно-квалификационных практик, организованных в лабораториях, оснащенных современными приборами, оборудованием, конструкциями, обеспечивающими комфортные условия жизни, через игровые занятия.

На втором этапе развивается интеллектуально-творческая активность личности к определенному виду деятельности при изучении общепрофессиональных дисциплин, в процессе решения учебно-творческих, ситуационных задач, использовании ассоциации, кейсов, дидактических игр.

На третьем этапе формируется повышенная профессиональная активность, коммуникативная культура у обучающихся, идет процесс творческого овладения профессией. На этом этапе обучения широко используются деловые игры, отражающие предметную область и социальные условия будущей профессиональной работы. Эффективное освоение профессиональной культуры на данном этапе происходит также в процессе прохождения производственных практик. В программе практик предусмотрено изучение законов и норм поведения, принятых в организации.

На четвертом этапе, в ходе выполнения реального, исследовательского дипломных проектов, формируется рефлексивная компонента устойчивой профессиональной культуры инженера-строителя, которая характеризует его профессиональную ценностную направленность, способность к творческой самореализации, умение находить, внедрять новые технологии и оригинальные технологические процессы в своей отрасли, сформированность индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Библиографическая ссылка

Сафин Р.С., Сучкова Т.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=104 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Понятие не новое. Каждому из нас следует примерно понимать, какие требования оно предполагает и как ведет себя в преломлении различных областей деятельности. Рассмотрим историческое развитие профессиональной этики, ее письменную регламентацию, различные виды и многое другое.

Трудовая и профессиональная мораль

Особенные моральные требования, которые предъявляются к конкретной профессиональной деятельности наряду с общечеловеческими ценностями морали. Еще одно определение трудовой морали показывает ее как совокупность обобщенных требований морали, которые оказались выработаны в процессе жизни людей и обретения ими соответствующего жизненного опыта. Такие требования позволяют преобразовывать обыкновенную трудовую и профессиональную деятельность в общественно значимое явление.

Совершенно очевидно, что трудовая мораль получает действительное воплощение в профессиональной деятельности индивидов. Именно поэтому достаточно долгий отрезок времени понятия "трудовая" и "профессиональная мораль" отождествлялись, причем не только в массовом и общественном сознании, но и в учебной литературе по курсу этики.

Однако делать это возможно лишь при характеристике данных понятии в самых общих чертах. Профессиональная мораль схожа с трудовой с той точки зрения, что основополагающие заповеди последней явно обращены ко всем видам профессиональной деятельности. Приведем некоторые примеры данных заповедей: ответственность, добросовестность, творческая инициативность в труде, дисциплинированность.

При этом, как бы то ни было, нельзя утверждать, что такое понятие как «профессиональная мораль» полностью сводится к морали трудовой. Основное объяснение этого факта весьма очевидно: некоторые профессии включают в себя набор весьма специфических проблем, возникших в плоскости морали. Данные проблемные вопросы, хотя косвенно и могут быть отнесены к трудовой морали, но, при любом раскладе, несут на себе определенный отпечаток установленной профессии (медик, педагог, журналист и так далее.).

Зарождение профессиональной морали

Профессиональная мораль по общепризнанной точке зрения является первоосновой профессиональной этики. Весьма интересно, каким же путем происходило формирование этих явлений.

Оформление профессиональной морали и профессиональной этики для ряда профессий (о традиционном подвиде будет рассказано далее) имеет достаточно длинную историю. Только вообразите, исключительные профессии уже в эпоху глубокой древности могли похвастаться своими профессиональными моральными кодексами.

К примеру, при древнегреческих храмах существовали и активно развивались медицинские школы асклепиадов. Вряд ли вы когда-либо встречались с понятием "асклепиад". Оно происходит от имени древнегреческого Асклепия. Именно благодаря этим учебным заведениям греческая медицина достигла высоко уровня развития и вплотную приблизилась к совершенству (по тем временам). Интересный факт связан с тем, что врачеватели, которые заканчивали школу асклепиадов, давали профессиональную клятву. Ничего не напоминает? Да-да, именно этот текст впоследствии был дополнен до того варианта, который сегодня мы знаем в качестве клятвы Гиппократа.

Однако до греческой клятвы ее образец существовал в Женеве. Женевская клятва была принята на Всемирной ассоциации врачей. Требования профессиональной морали в сфере медицины, которые предъявлялись к древнегреческим врачам, практически не изменились по сравнению с существовавшей ранее клятвой в Женеве. В них, в первую очередь, установлена регламентация профессиональных моральных принципов в отношениях врачей и пациентов. Обозначим наиболее знакомые из них и сегодня: соблюдение врачебной тайны, стремление сделать все, что необходимо для благополучия больного. Совершенно ясно, что в основе этих требований лежит ни что иное, как до боли знакомый каждому принцип современных врачей "не навреди".

Древняя Греция также стала первооткрывателем на поприще предъявлений требований профессиональной морали по отношению к учителям. Ничего нового вы здесь в очередной раз не увидите: строгий контроль за собственным поведением в отношениях с учениками с целью избежания крайностей (злободневно и сегодня, не правда ли?), любовь к детям и тому подобное.

Как вы поняли, у древних греков медицинская и педагогическая морали были отнесены, прежде всего, к другим людям, направлены на иных индивидов (больных, учеников). Однако такой путь не единственный. Некоторые профессиональные группы разрабатывали кодексы профессиональной морали для того, чтобы эффективно регулировать, грубо говоря, отношения между друг другом (представителями одной и той же профессии).

Отойдем от античности и заметим, что эпоха Средневековья - еще одна ступень на пути развития концепции профессиональной морали. Отдельные цехи ремесленников в это время разрабатывали свои собственные правила взаимных отношений внутри ремесленной профессии. К ним относились, например, такие требования как: не переманивать покупателя, если он уже успел остановиться перед товаром соседней лавки, не зазывать покупателей, при этом громогласно нахваливая свой собственный товар, также недопустимо развешивать свой товар так, чтобы он непременно закрывал товар соседних лавок.

В качестве мини-вывода заметим, что представители некоторых профессий уже с стародавних времен пытались создавать нечто, напоминающее профессиональные моральные кодексы. Эти документы были призваны:

  • регулировать отношения специалистов внутри одной профессиональной группы;
  • регламентировать права представителей профессии, а также их обязанности относительно людей, непосредственно на которых направлена профессиональная деятельность.

Дефиниция этики в профессии

Мы видим, что система профессиональной этики как таковой стала складываться очень давно. Для абсолютного понимания и анализа вопроса следует дать развернутое определение данного понятия.

Профессиональная этика является в широком понимании системой моральных правил, норм и принципов поведения специалистов (в том числе и конкретного работника) при учете особенностей его профессиональной деятельности и долга, а также конкретной ситуации.

Классификация этики в профессии

Принято считать, что содержание профессиональной этики (в любой профессии) складывается из общих и частных характеристик. Общее основано, в первую очередь, на установленных общечеловеческих моральных нормах. Основные принципы предполагают:

  • особое, исключительное восприятие и понимание чести и долга в профессии;
  • профессиональную солидарность;
  • особенную форму несения ответственности за нарушения, она обусловлена родом деятельности и предметом, на который эта деятельность направлена.

Частное же, в свою очередь, основывается на конкретных условиях, специфике содержания некоторой профессии. Выражаются частные принципы, преимущественно, в моральных кодексах, которые устанавливают необходимые требованиях ко всем специалистам.

Зачастую профессиональная этика как таковая существует лишь в тех видах деятельности, где имеется прямая зависимость благополучия людей от действий специалистов в данной области. Процесс профессиональных действий и их результаты в таких родах деятельности, как правило, оказывают особенное влияние на судьбу и жизнь как отдельных людей, так и человечества в целом.

В этой связи можно выделить еще одну классификацию профессиональной этики:

  • традиционная;
  • новые виды.

К традиционной этике относятся такие вариации, как юридическая, медицинская, педагогическая, этика ученого сообщества.

Во вновь же возникших видах определяют такие отрасли как инженерная и журналистская этика, биоэтика. Появление данных направлений профессиональной этики и их постепенная актуализация связаны, прежде всего, с постоянным повышением роли так называемого "человеческого фактора" в конкретном виде деятельности (например, в инженерии) или возрастанием уровня воздействия данного профессионального направления на общество (яркий пример - журналистика и СМИ как четвертая власть).

Этический кодекс

Основным документом в регламентации специализированной этической сферы служит кодекс профессиональной этики. Что же это?

Или просто "этический кодекс" - это опубликованные (закрепленные в письменной форме) установления по поводу системы ценностей и нравственных принципов людей, принадлежащих к определенному роду профессиональной деятельности. Основной целью разработки таких кодексов, бесспорно, является информирование специалистов в данной сфере деятельности о тех правилах, которые они обязаны соблюдать, однако существует и вторичная задача их написания - просвещение широкой общественности в отношении норм поведения специалистов той или иной профессии.

Кодексы этики включаются в официальные профессиональные стандарты в качестве их части. Они традиционно разрабатываются в системе государственного управления и предназначаются для специалистов различных видов деятельности. В более общем и понятном для всех смысле кодексы этики - это определенный свод установленных норм подобающего, правильного поведения, которое непременно считается уместным для человека той профессии, к которой относится именно этот кодекс (например, профессиональная этика нотариуса).

Функции кодекса этики

Этические кодексы по традиции разрабатываются в организациях той профессии, для которой данный кодекс предназначается. В основе их содержания лежит перечисление тех социальных функций, с целью поддержания и сохранения которых и существует сама организация. Кодексы, вместе с тем, уверяют общество, что закрепленные в них функции будут выполняться в строгом соответствии с самыми высокими моральными принципами и нормами.

С нравственной точки зрения кодексы профессиональной этики выполняют две основные функции:

  • выступают в роли гарантии качества для социума;
  • позволяют познакомиться с информацией о стандартах, установленных в рамках деятельности специалистов конкретной области, и ограничениях для тех профессий, для которых данные кодексы разработаны.

Признаки удачного этического кодекса

  1. кодекс способен обеспечить необходимое руководство над поведением профессионалов в определенной области;
  2. данный документ представляется применяемым ко многим специальностям, которые включает в себя профессия (своеобразным ответвлениям внутри нее);
  3. этический кодекс может предложить действительно эффективные средства для того, чтобы обеспечивать выполнение указываемых в нем же норм.

Однако стоит отдельно отметить, что подавляющее большинство документов, регламентирующих профессиональную этику, не включают в свое наполнение санкции. Если же принудительные стандарты все-таки содержатся внутри этических кодексов, то такие варианты становятся намного более конкретными и гораздо менее приближенными к идеалу. Ведь они больше не могут восприниматься в качестве нормативных описаний желаемого верного поведения, а превращаются в нечто схожее с реальными нормативно-правовыми актами, регламентируемыми и устанавливаемыми государством (кодексами, федеральными законами и прочим). Словно они включают в себя ограниченный набор конкретно определенных и законодательно закрепленных требований. Фактически в тот самый момент, когда этический кодекс превращается в описание стандартов единственно правильного поведения, невыполнение которых ведет к санкциям по закону, он перестает быть кодексом этики, а становится поведенческим кодексом.

Этика отельных профессий

Более подробно поговорим об одних из самых известных сегодня комплексах формирования профессиональной этики в конкретных областях.

Бухгалтерская этика

В кодекс этики профессиональных бухгалтеров включается несколько разделов. Так, например, часть под названием «Цели» говорит, что главными задачами в бухгалтерской профессии являются выполнение работы соответсвенно самым выс-ким стандартам бухгалтерского профессионализма, а также полное обеспечение наилучших результатов профессиональной деятельности и максимальное соблюдение социальных интересов. К эти целям предъявляются четыре необходимых для исполнения требований:

  • доверие;
  • профессионализм;
  • достоверность;
  • высокое качество предоставляемых услуг.

Другой же раздел кодекса этики профессиональных бухгалтеров, именуемый «Фундаментальные принципы», наделяет специалистов следующими обязательствами:

  • объективность;
  • порядочность;
  • конфиденциальность;
  • необходимая тщательность и профессиональная компетентность;
  • поведение, соответствующее профессиональным требованиям;
  • технические стандарты.

Адвокатская этика

Профессиональная этика адвоката имеет ряд особенностей. По кодексу адвокат обязуется разумно, честно, добросовестно, принципиально, квалифицированно и своевременно исполнять возложенные на него обязанности, а также защищать самым активным образом свободы, права, интересы доверителя абсолютно всеми способами, не запрещенными законом. Адвокат непременно должен уважать права, достоинство и честь лиц, пришедших за юридической помощью, коллег и доверителей. Адвокат должен придерживаться деловой манеры общения и официально-делового стиля в одежде. Профессиональная культура и этика неразрывно связаны в рамках адвокатской деятельности.

В профессиональной этике адвокат обязан при любых обстоятельствах вести себя надлежащим образом, сохранять личное достоинство, честь. Если возникает ситуация, при которой вопросы этики не регламентированы официальными документами, адвокат должен следовать сложившимся в профессии традиционным схемам поведения и обычаям, которые не нарушают общие нравственные принципы. Каждый адвокат имеет право обратиться в Совет адвокатской палаты за разъяснением по этическому вопросу, на который самостоятельно ответить не получилось. Палата не может отказать адвокату в таком разъяснении. Важно, что специалист, принимающий решение на основе Совета палаты не может быть привлечен к дисциплинарным взысканиям.

Профессиональный личный суверенитет адвоката - необходимое условие доверия к нему клиента. То есть, адвокат ни при каких условиях не должен поступать таким образом, чтобы так или иначе пошатнуть доверие клиента как к собственной персоне, так и к адвокатуре вообще. Первое и самое главное в адвокатской этике - сохранение профессиональной тайны. Она напрямую обеспечивает так называемый иммунитет доверителя, который официально предоставлен лицу Конституцией РФ.

Кроме того, адвокат может использовать информацию своего клиента только по делу данного клиента и в его интересах, причем сам доверитель должен иметь максимальную степень уверенности в том, что все будет именно так. Именно поэтому мы прекрасно понимаем, что адвокат как профессионал не вправе делиться ни с кем (в том числе и родными людьми) теми фактами, которые были ему сообщены в рамках взаимодействия с клиентурой. Причем, данное правило никак не ограничено во времени, то есть адвокат должен соблюдать его и по выполнении своих непосредственных профессиональных обязательств.

Соблюдение профессиональной тайны - безоговорочный приоритет деятельности адвоката и ее основной этический элемент. По Уголовно-процессуальному кодексу РФ защитник обвиняемого, подозреваемого или любого другого участника дела не может быть приглашен в полицию для дачи показаний в качестве свидетеля. Сотрудники органов не имеют права спрашивать адвоката о тех моментах, которые стали ему известны в рамках собственной деятельности или проведения независимого расследования.

Главная ценность для каждого адвоката - интересы его клиента, именно они должны определять весь путь профессионального сотрудничества сторон. Однако мы прекрасно знаем, что на территории Российской Федерации закон имеет верховенство. И в данном случае законодательство и непреложные нравственные принципы в профессиональной деятельности адвоката должны возвышаться над волей доверителя. Если желания, просьбы или даже указания клиента выходят за рамки действующего законодательства, то адвокат не имеет права их исполнять.

Этика государтвенного служащего

Профессиональная этика служащего определяется восемью основными принципами:

  1. Безупречного и бескорыстного служения государству и обществу.
  2. Неукоснительного соблюдения действующего законодательства.
  3. Защиты прав и свобод граждан, уважения человеческой личности и достоинства (иначе называется принципом гуманизма).
  4. Несения юридической и нравственной ответственности за свои решения.
  5. Справедливого отношения ко всем и "умного" использования тех властных полномочий, которыми служащий наделен.
  6. Добровольного соблюдения госслужащим установленных правил поведения.
  7. Имеющий громкое название "вне политики".
  8. Абсолютного неприятия всех коррупционных и бюрократических проявлений, следования требованиям неподкупности и честности.

Журналистская этика

Профессиональная этика журналиста - явление не вполне универсальное. Безусловно, существуют единые документы, регламентирующие работу медиасреды в целом. При этом дело в том, что каждая отдельная редакция, как правило, разрабатывает собственные требования профессиональной этики. И это логично. Мы же все-таки попробуем рассмотреть некоторые общие особенности профессиональной этики журналиста.

  1. Следование фактам и фактчекинг (их проверка). Под следованием фактам в данном случае понимается и беспристрастное их сообщение аудитории, без оказания какого-либо вида воздействия на массовое сознание.
  2. Создание контента, соответствующего потребностям аудитории данного периодического издания, который в состоянии принести обществу какую-то пользу.
  3. Анализ фактов и написание статьи, как поиск правды.
  4. Журналист лишь освещает события, но сам не может являться их причиной (например, учинение скандала со звездной персоной).
  5. Получение информации только честным и открытым путем.
  6. Исправление своих собственных ошибок в случае их допущения (опровержение ложной информации).
  7. Ненарушение договоренности с источником каких-либо фактов.
  8. Запрещено использовать собственное положение как средство давления или, тем более, как оружие.
  9. Публикация материала, способного нанести кому-то ущерб, только при наличии неопровержимых фактов, подтверждающих информацию.
  10. Контент как полная и абсолютная правду.
  11. Запрещено преломлять истину с целью получения какой-либо выгоды.

К сожалению, сегодня не только многие журналисты, но и целые редакции пренебрегают приведенными этическими требованиями.

Остановимся несколько подробнее на вещах, казалось бы, очевидных - культура человеческих отношений. В данном случае речь о ней пойдет применительно к поведению человека. Ведь каждый из нас так или иначе «ведет себя», совершает какие-либо поступки, действия по отношению к окружающему нас миру и прежде всего по отношению к людям. В поведении проявляются особенности характера человека, его темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства и проч.

У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. В этом смысле мы даем характеристику тому или иному человеку: «жизнерадостный человек», «угрюмый человек», «легкомысленный человек» и т. п., хотя в каждом из этих случаев не исключаются ситуации отклонения в личном настроении в ту или иную сторону. Устойчивое настроение, его общий фон, присущий конкретному индивиду, распространяется на окружающих, что имеет принципиальное значение, скажем, при комплектовании так называемых малых профессиональных групп (отряд космонавтов, команда подводной лодки). В других случаях это происходит, как правило, стихийно, без каких-либо предварительных социально-психологических проработок. Если поведение отдельных членов коллектива препятствует складыванию его в целостный социальный организм, то мы говорим о тяжелом морально-психологическом климате в коллективе.

Выделяют два вида поведения - словесное (вербальное) и реальное. Вербальное поведение - это наши высказывания, суждения, мнения, доказательства. Поведение, выраженное в слове, во многом определяет культуру отношений между людьми, сила слова огромна (поэт Е. Евтушенко выразил это так: «Словом можно заcечь, словоv можно спасти, словом можно полки за собой повести»). Поведение уже на вербальном уровне может быть жизнеутверждающим либо лишающим смысла человеческое существование. (Вспомним, к примеру, суждение Эзопа о языке из пьесы Фигейредо «Лиса и виноград».)

Выше уже шла речь о том, что появление мышления, воли и языка явилось основной предпосылкой культуро-генеза на рубеже перехода от хабилисов к неоантропам. С той поры, т. е. с завершения биологической эволюции человека, слово стало регулятором поведения, отношений, передающихся в устном и письменном творчестве. Недаром одним из элементов «семи искусств» обучающих программ античности и средневековья была риторика, наука об ораторском искусстве (и шире - о художественной прозе вообще), которая оставалась частью гуманитарного образования вплоть до XIX в.

Основные разделы классической риторики, в которых раскрываются различные стороны вербального поведения - это: 1) нахождение, т. е. систематизация содержания речей и используемых в них доказательств; 2) расположение, т. е. деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение; 3) словесное выражение, т. е. учение об отборе слов, об их сочетании, а также о простом, среднем и высоком стиле речи; 4) запоминание; 5) произнесение.



Можно привести великое множество мудрых изречений, пословиц, отдельных высказываний о силе слова, языке общения, которые облекается в язык культуры исторической эпохи или же какого-либо этноса на протяжении всей длительности его существования.

Реальное поведение - это наши практические действия, поступки, совершаемые в соответствии с определенными правилами, моральными принципами. В данном случае речь идет о совпадении этических знаний и нравственного поведения, что свидетельствует о высокой нравственной культуре личности. Иная ситуация - это лицемерие, расхождение слова и дела и т. п. При сопоставлении поведения какого-либо человека с принятыми нормами, нравственными ценностями принято говорить о поведении «нормальном», либо «отклоняющемся», деви-антном. Поэтому, чтобы понять человека, смысл его поступков, характер поведения, необходимо проникнуть в мотивы, которыми он руководствуется в той или иной ситуации. Лишь уяснив мотивы, можно правильно судить о поступках, реальном поведении человека по отношению к окружающей его действительности, и прежде всего к другим людям, к самому себе.

Культура поведения раскрывается и в том, как человек способен разобраться в самом себе, оценить свои поступки и их мотивы. М. М. Пришвин тонко подметил, что мы всегда если и судим о самом себе, то судим с пристрастием: или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. Это неизбежное колебание в ту или иную сторону и называется совестью, моральным самоконтролем.



Нередко в обиходной речи мы говорим о «культурном поведении человека» и о «поведении культурного человека» .

Культурное поведение - это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Оно включает определенные манеры, общепринятые способы общения, обращения с окружающим. Культурное поведение предполагает правильное и красивое поведение за столом, вежливое и предупредительное отношение к старшим, женщинам, умение держать себя в обществе (как знакомом, так и малознакомом), соблюдение норм профессиональной этики и т. п.

Правила поведения могут со временем меняться, вместе с тем меняется и манера поведения. Эти правила в своей совокупности представляют собой этикет, регулирующий внешние проявления человеческих взаимоотношений. Этикет относится к внешней культуре человека и общества. В него входят те ее требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения. Этикет в современных условиях (в отличие от традиционных обществ, где он сводился к строго канонизированному ритуалу), становится более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Внимание к внешней форме культуры проявляется здесь лишь постольку, поскольку в ней отражаются представления о красоте в поведении и внешнем облике человека. Тогда мы говорим о том, что любые поступки и мотивы человеческой деятельности обладают одновременно этическим и эстетическим значением (ценностью) и потому могут быть оценены, с одной стороны, как прекрасное или безобразное, с другой, - как добро или зло. Главное здесь - именно поведение, которое может быть, должно быть культурным.

Однако культурное поведение человека - это часть проблемы культуры человеческих отношений. Другая ее часть - поведение культурного человека. В данном случае акцент делается на человеке - каков он, культурный или некультурный? В каком плане следует говорить о культурном человеке? Очевидно, это такой человек, у которого знание этических принципов, моральных норм, принятых в данном обществе, преврfтилось во внутреннее убеждение, вылилось в нравственное чувство. Критерием культурности, воспитанности выступает соотнесение поступка как проявления нравственного чувства с интересами другого человека. Поэтому более обширным, нежели сфера действия этикета, выступает культура чувств, которая формируется в процессе общения человека с природой, в трудовой деятельности, в межличностных контактах при оп-редмечивании памятников материальной и духовной культуры.

Итак, культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет в своей совокупности образуют целостную систему нравственной культуры личности. Каждый из этих элементов непосредственно воплощается в профессиональной этике. В данном случае имеют в виду, как правило, специфические требования нравственности, связанные с особенностями различных профессий.

Профессиональная этика представляет собой, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, занятыми в какой-либо одной сфере профессиональной деятельности, во-вторых, определенные способы обоснования этих кодексов, толкование культурно-гуманистического назначения той или иной профессии. Так, скажем, в понятие профессионального долга юриста входит особая, порой даже пунктуальная и педантичная приверженность духу и букве закона, соблюдение принципа равенства всех перед законом. Для военно-уставных коллективов характерны большая четкость, даже жесткость отношений, более однозначное следование уставным требованиям и распоряжениям начальства, нежели для других типов коллективов, и в то же время им присущи более высокая степень взаимопомощи, взаимовыручки. Все это продиктовано характером деятельности военно-уставных коллективов, повышенными требованиями и нештатными ситуациями, возникающими в ходе выполнения служебных обязанностей.