Американские комиксы про коммунистов. История комиксов

19.01.2024 Дети

Появлению современных комиксов предшествовали политические карикатуры XVIII века Уильяма Хогарта . Они представляли собой серию рисунков, объединенных общей мыслью.

Следующим важным этапом развития искусства создания комиксов стала деятельность Родольфа Тепффера и Вильгельма Буша . Первый прославился « Историей господина Вйо-Буа », мировую славу другому принесла популярная стихотворная серия «Макс и Мориц », повествующая о двух сорванцах.

«Медвежонок и тигр » - так назывался первый американский комикс, который был издан в 1892 году . Не менее популярной стала история «Yellow Kid » про маленького мальчика из Китая , который в поисках приключений прибыл в Америку ..

Известным создателем комиксов является Рудольф Деркс . Именно он придумал «пузырьки », рамочки, в которых размещают речь персонажей.

Создаются целые издательскии компании, специализирующиеся на издании комиксов: «Marvel», «DC», «Dark Horse» и «Image Comics» . Одной из крупнейших является компания «Marvel». Ею было выпущено такие шедевры, как «Фантастическая четверка», «Невероятный Халк», «Люди-Х», «Железный человек», «Человек-паук» .

А теперь немного безумных цифр:

Первый номер комикса про Супермена был приобретен в этом году за 1 миллион долларов , в далеком 1938 году его можно было приобрести за 10 центов .

За 100 тысяч евро приобрели оригинал титульной картинки комикса «».

Первое издание комиксов про Человека-паука обошлось в 40 тысяч долларов , в 1963 году его стоимость была 12 центов .

Долгое время комиксы во всём мире в целом отличались лишь некоторыми особенностями в стилях рисунка, основу беря из газетных коротеньких стрипов и карикатурных юмористических произведений. Истории про моряка Попая довольно близки приключениями Тинтина. Но уже в 30-х годах прошлого столетия стали всё сильней и сильней проявляться региональные различия в подходах к написанию графической прозы.

Попай и Тинтин

Пожалуй, их главное различие на тот момент было лишь в числе страниц для рассказа истории.


В общем можно выделить 3 таких основных региональных стиля: американские комиксы, франко-бельгийские BD (bande dessinée) и японская манга.

Американский стиль
В середине 1930-х годов фактически определилось будущее американских комиксов. Именно тогда стало оформляться из всего того комиксоидного хаоса стиль, присущий англоязычным странам: США, Англии, Канаде и прочим.
Начнём с того, что в 1934 начали выходить Famous Funnies, ставший одним из первых популярных ежемесячных журналов комиксов (между прочим, свыше пары сотен тысяч проданных копий одного выпуска). Тогда же и стали рисовать стрипы о Флэше Гордоне - праотце супергероики.
Примерно тогда же и стали появляться стандарты размера комиксов – 16,83 сантиметров в ширину и 26 в высоту. (Это в среднем. Бывали издания и шире, и уже, и меньше, и больше, но в итоге все стали приходить именно к 16,83:26) Формат – журналы в мягких обложках с несколькими историями в 1-10 страниц.

Famous Funnies и Flash Gordon





В то же самое время стали массово выпускаться графические рассказы о борьбе с преступностью. Самым влиятельным стал The Spirit 1940-го. Уилл Айснер в сжатом формате нескольких страниц умудрялся рассказать самые разнообразнейшие истории: от тягучего нуара до комедии абсурда. Выработанный автором стиль повествования с максимальным наполнением смысла в каждой панельки комикса стал довольно влиятельным.

Со временем героями этих историй стали люди со сверхнеординарными способностями. Например, в 1935-ом журнал More Fun Comics презентовал всем доктора Оккульта, использующего магию в своих детективных похождениях.

More Fun Comics

Да, вы не очитались: доктор Оккульт появился раньше Супермена и Бэтмена. Читайте дальше.



Но самый настоящий всплеск популярности супергероев произошёл в 1938 году с выходом первого номера Action Comics, подарившего нам супергероя, которого нынче считают первым классическим – Супермена. Волну ряженных героев поддержали в Detective Comics своим Бэтменом в 1940. За ним последовала значительнейшая часть самых известных нынче персонажей комиксов: от капитана Америка до Зелёного Фонаря, от Джокера до профессора Фейта.
Начали появляться отдельные серии о различных ряженных героях форматом примерно в 32 страницы. В них превалировал из-за ограничений в средствах и времени стиль простоватый рисунка с прорисованными в более или менее реалистичном ключе персонажами, зачастую без детализированных фонов. Большинство работ незатейливо разукрашена.

Ряженные герои 30-х и 40-х

По сути это были такие же истории, что из криминального бульварного чтива и детективных комиксов, только с a)с какими-то выдающимися способностями (высокий ум, владение боевыми искусствами на высочайшем уровне и др) или сверхспособностями (сверхсила, полёт, телекинез и др.); б)каким-то ярким костюмом.
Кстати интересный факт о костюмах. Те самые трусы поверх штанов появились из-за того, что художникам не хотелось чересчур прорисовывать гениталии персонажей в этих узких костюмах., дабы избежать неловких ситуаций: большая же часть их аудитории - подростки. А мешковатую одежду почему-то не особо спешили прорисовывать.








Но уже в начале 50-х года популярность супергероики (под этим словом я подразумеваю также истории и о персонажах без суперсил, но с особыми навыками и в костюмах) пошла на упад, на рынке поднялись чистокровные нуары, вестерны, научная фантастика, хорроры и сатирические издания. Всё с кучей насилия, пугающих образов и намёков на секс. Хотя поднялся и сектор, ориентированный специально на детскую аудиторию, с рассказами о персонажах Диснея, например.
Казалось бы, все должны радоваться наступающему разнообразию для разной аудитории. Но…

Tales from Crypt и Disney Tales

«Байки из склепа» не всегда были теленовеллами, если вы не знали.





Расцвет графических рассказов для взрослых длился недолго. В 1954 году вышла книга «Совращение невинных», в которой Фредрек Вертем заявлял, что, дескать, Супермен – расист, Бэтмен с Робином – геи, в комиксах дочерта жести, и это всё вовсю развращает юных американцев и делает из них преступников. Аргументы были дурацкими, но чёртова книга заставила обратить внимание цензоров на набирающие популярность графические истории.
В итоге в 56-ом был принят «кодекс комиксов», запрещающий показывать и описывать сцены убийства, употребления наркотиков, секса, а также хоть что-то мрачное, пугающее, остросоциальное и что-либо способное навредить неокрепшей детской психике.


Прикрываясь защитой детей от историй, не предназначенных для детей, цензоры фактически на долгие годы сделали весь американских комиксоидный мейнстрим абсолютно беззубым зрелищем для детей. Истории про борьбу с преступниками остались, но превратились в лютый абсурд с карикатурными и безвредными сверхзлодеями.
Если времена до 56-го называли золотой эпохой комиксов, то это была серебряная. И не преисполненная печали, а идиотии.

Просто взгляните, во что они превратили Бэтмена



Все мало-мальски смелые работы ушли в глубочайший андеграунд. В Underground Comix. Там вовсю цвели упоротые истории, где, например, главный герой мог в начале помахивать членом размером в свои полроста, чуть погодя лишиться его самого кончика и следом раскритиковать правительство.
Понятное дело, что такое издавалось самым минимальным тиражом, полулегально и чуть ли не из под полы.

Обложка одного из тех комиксов


Ну а в мейнстриме со временем конкуренцию DC составила Marvel, переформированная из Timely Comics. Там такие люди, как Стен Ли, Джек Кирби и Стив Дитко, умудрились с имеющимися ограничениями привнести большую глубину в характеры своих героев и разнообразить поднимаемые темы, популяризировав тем самым своё издательство. Человек-Паук мог спокойно называться деконструкцией образа супергероя, а Фантастическая Четвёрка – образа команды супергероев. Также они подняли новые стандарты прорисовки персонажей.
В конце концов DC на пару с Marvel поглотили почти всех своих конкурентов и приватизировав их героев себе, превратившись в ту самую «большую двойку» в мире комиксов США.

Marvel 60-х









Но цензура стала ослабевать, и уже в 70-е у комиксов снова «отрасли зубы»: Капитан Америка вдруг осознал, что правительство США может быть не только милым и пушистым; Человек-Паук не смог спасти свою подругу, Рыжая Соня защеголяла в бронелифчике, Железный Человек забухал, Джокер снова становится убийцей, а напарник Зелёной Стрелы - наркоманом.
«Бронзовая эпоха» была в самом разгаре.

Попрание кодекса комиксов








В Британии основали журнал 2000 AD, ориентировавшийся на взрослых, из-за чего жутко контрастировавшего с затюканной цензурой «большой двойки».
Также в 70-е и в начале 1980-х начался взлёт популярности независимых издательств в Америке. В те времена им дорогу протолкнули такие серии, как Cerebus, Love and Rockets, Elfquest, The Teenage Mutant Ninja Turtles, Usagi Yojimbo и многие другие, либо пародирующие творчество DC с Marvel, либо потихоньку отходящие от темы супергероики, которая уже начала всех понемногу подзадалбливать.

Независимые издательства: 70-е -начало 80-х

Кстати, немного о них, чтоб не быть голословным насчёт растущего разнообразия.
Если The Teenage Mutant Ninja Turtles были пародией на миллеровского Сорвиголову, а ранний Cerebus - пародией на марвеловкие комиксы о Конане-варваре, то другие работы из примере и не смотрели в сторону DC с Marvel.
Love and Rockets была о магическом реализме (в южноамериканском смысле этого термина) пополам с повседневностью.
Elfquest - фэнтези-сага со множеством неоднозначных персонажей.
Usagi Yojimbo - история о ронине, путешествующего по мифологической Японии эпохи Эдо. В те далёкие времена, когда манга и аниме не были столь распространены, культурой Японии многие начали интересоваться именно благодаря этой графической истории.
Ну а Judge Dredd создал прадеда самых брутальных комиксоидных персонажей 90-х.










А в 80-х все уже откровенно плевали на гос. цезуру и писали что угодно… В теории. Писали скорее то, что разрешили редакторы. «Большая двойка», несмотря на попытки доказать «взрослость» комиксов, всё равно продолжала ориентироваться на подростковую аудиторию, не допуская откровенной жести вроде расчленёнки на всю страницу, разнузданного мата и мало-мальской обнажёнки. (В силу американского менталитета сексуальные темы гораздо большее табу, чем насилие.) На смену законодательной цензуре пришла внутренняя цензура издательств.
Впрочем, усилия целого набора авторов (в особенности представителей «британской волны») сделали мейнстримные комиксы намного взрослее, злободневней, эстетически искуснее, динамичней. Законодателем мод стали новые истории про Бэтмена.

Бэтмен 80-х

Миллер в Dark Knight Returns изобразил его несколько свихнувшимся стариком на идее Бэтмена, в Zero One - молодым и неопытным борцом с реалистичной коррупцией. Стали показывать его противников как изображение его собственных слабостей (Killing Joke, к примеру). Получила развитие идея параллельных миров, в которых персонаж помещается в другую эпоху (Batman by Gaslight). Ещё глубже изучается его психология (A Sirius Houde on Sirius Earth).








Marvel 80-х

Marvel также стал мрачнее и острее








Во всеобщий обиход в США стало входить выражение «графические новеллы». Там оно означает те же комиксы, только издаваемые в твёрдой обложке и с большим объёмом (минимум 50-60 страниц), зачастую являясь просто переизданием сюжетных арок ежемесячных серий. Но термин приобрёл популярность скорее для обозначения более зрелых работ, ведь к названию «комиксы» за предыдущие десятилетия прицепилось клеймо чего-то несерьёзного, детского. Те же Watchmen и The Sandman, начавшие собирать восторженные отклики у литературных критиков, тогда редко именовали «комиксами».

Watchmen и The Sandman




В то время аудиторию графических рассказов расширила на редкость удачная экранизация «Бэтмена» от Бёртона. Кто бы чего не говорил, кино – самое массовое из искусств и способно быстрее других популяризировать что-либо. А «Бэтмен», отличающийся от всего того, что было в кино (да, был «Супермен» 1975-го, но всё же это не совсем то), сериалах и мультфильмах по мотивам американских комиксов, сумел преподнести визуальные истории как нечто незазорное для кого-то и постарше.

Batman, 1989



Следом за Бэтмен подтянулись и мультфильмы про Бэтмена, порвавший многие стандарты мультсериалов, упрочив позицию комиксов в массовой культуре. Вместе с ним по качеству пытались не отстать и другие мультсериалы DC и Marvel, получавших всё большие прибыли из-за продаж игрушек по мотивам.

Мультсериалы





В 1985-ом появился первый «аналог премии «Оскар»» в мире комиксов - премия Кирби, через пару лет отменённая и заменённая премией Айснера и премией Харви (чуть позже также прикрытой), глядя на которые можно неплохо проследить самых видных авторов в тот или иной год.


В 80-х годах, пока Marvel никак не отделяла свои основные серии от тех же комиксов по мотивам Звёздных Войн, DC, чтобы не смешивать чересчур отличающиеся вещи от их основных линеек стилем и тематиками создало импринт Vertigo – дочернее издательство, чьи работы никак не пересекались с комиксами DC. И, чёрт возьми, Vertigo подарило нам множество действительно крутых работ.

Vertigo 80-х

Vertigo очень быстро стала королём жанра хоррора и городского фэнтези.










В последующие годы случился бум новых издательств, несколько потеснивших «большую двойку». Выходцы из Marvel основали Image и проторили дорогу к популярности со Спауном, Dark Horse продвинула эпик про Хеллбоя и супернуарный Sin City. Авторы, не желавшие плясать под дудку «большой двойки» также устремились в Avatar Press, IDW Publishing, Oni Press, Fantagraphics, ABC и многие другие. Разнообразие на рынке возросло в разы.
Британские комиксы также процветают. Например, выходит дико панковая Tank Girl

Немного из независимых издательств

Кратко о них, ради примера ещё большего разнообразия в мире графических историй Америки.
Spawn - комикс про, по сути, главного супергероя 90-х, стоящий на острие всех трендов, но при этом не забивающего на психологический портрет персонажа.
Hellboy - вторая серия комиксов после Sandman, соединяющая воедино мировую мифологию и авторскую бурную фантазию. На этот раз добавляется лавкрафтовщина, общая хтоничность в изображении мифов и довольно минималистичный стиль.
Sin City - одна из главных работ Миллера, ещё более мрачная, нуарная и стильная.
Frank - комикс, берущий ранний стиль диснеевской мультипликации и скрещивающий её со стилем средневековых гравюр и Лавкрафтом (да, его любят художники).









Ну и как же без Vertigo, набравшего обороты







И вот в 90-х для «большой двойки» настали тёмные времена. В обоих смыслах.
Глядя на успехи более мрачных комиксов в 80-х, DC и Marvel решила попробовать развить тему. Крутые почти что злодеи, надирающие задницы всем встречным, стали почти повсеместным явлением. Гипертрофированная брутальность стала превалировать в изображении героев (до такой степени, что даже Роб Лайфелд, не способный рисовать ступни у невозможных героев-кусков мяса, стал топовым художником).

Лайфелд, великий и ужасный






Типичный DC и Marvel 90-х







Правда публика быстро устала от однотипных антигероев, из-за чего продажи комиксов снизились. А для «большой восьмёрки» это оказалось критично, ведь глядя на бум коллекционирования старых работ они начали выпускать ещё больше комиксов, да не простых, а всяких ограниченных да коллекционных изданий. Да, так бездарно чуть было не закончилась история Marvel: в 1996 они даже объявили себя банкротами.
Чуть позже издательства отошли от кризиса и завязали с огромными тиражами ограниченных изданий и тотальной брутальности героев, уже ставших пародией на самих себя. Правда Marvel основала инпринты Max и Ultimate и увеличила уровень жести в них. Несколько увеличилось разнообразие супергероики. Новая волна кинокомиксов продолжила популяризировать «большую двойку».

MAX и Ultimate





Но и в XXI веке в мире американских комиксов DC и Marvel продолжили терять позиции. (Но не финансовые. Хоть и половину рынка заняла японская манга (подробнее об этом - позже), всё равно DC с Marvel остались почти недосягаемы для американских конкурентов.)


При этом почти всё самое крутое стало происходить вне застенок «большой двойки». Image, предлагавшая сохранять авторские права на комиксы автору, а не издателю, стала одним из главных символов творческой свободы и разнообразия новых комиксов. В то же самое время DC с Marvel заключила свои вселенные в лимбо, регулярно перезагружая их, организуя глобальные ивенты, которые ни к чему не приходят, убивая старых персонажей, чтобы вскоре воскресить, устраивая скандалы, что быстро заминают. DC даже забирать популярных персонажей из Vertigo, чтобы разнообразить свои линейки (естественно, во зло для Vertigo).

Независимые издательства

Разнообразие слишком велико. Остановлюсь лишь на 2-х из них. (см. последние 2 страницы)
Помните о почти что табу на сексуальные темы в 80-х? В «большой двойке» до сих пор не особо любят поднимать эту тему. Но в других издателях начали обращаться всё чаще и чаще. Самым ярким примером этого является Sex Criminals - комикс о паре, способной занимаясь сексом останавливать время.
Но там та тематика хоть и раскрывается довольно неплохо, но изображается довольно невинно. Особенно в сравнении с темой насилия, апофеозом изображения которого в западных комиксов стали, думаю, Crossed. Если речи почти не может идти об изображении секса крупным планом, то в Crossed могут спокойно показать располовинивание ребёнка вдоль в деталях, со всеми выскальзывающими кишками и вытекающей кровью.
Ах да, в том царстве гуро ещё есть сюжет, о людях спасающихся от зомби, слегка сохранивших разум, но утерявших чувство боли и жалости.













В XXI веке на западе начали активно использовать компьютер в создании комиксов. Многие комиксы стали рисоваться сразу прямо на компьютере, ещё больше – разукрашиваться на нём же. Часто перекрашивают изданные ранее работы: иногда это смотрится отлично (вспомним Killing Joke), но ещё чаще это выглядит просто ужасно и ненужно (вспомним американские издания Incal и Requiem Chevalier Vampire). Некоторые авторы под влиянием веб-комиксов постепенно стали полностью издаваться только в цифровом варианте.

Как из этого всего можно охарактеризовать американский мейнстрим?
В общем, это регулярные издания по 30 страниц в мягкой обложке, выполненные в относительно реалистичном стиле, чаще всего без детализированных фонов и с концентрацией на персонажа. Колоризация нынче почти всегда - на компьютере.
Целевая аудитория - подростки.
Источники вдохновения - истории о супер- и ряженных героях, диснеевская мультипликация и газетные комедийные стрипы.

В последнее время всё сильней проявляется влияние извне: King City и Scott Pilgrim явственно вдохновляются мангой, Алекс Росс рисует в стиле, более свойственном европейским авторам, а Джеймс Стокое смешивает все 3 стиля вместе.

King City и Scott Pilgrim




Алекс Росс





Джеймс Стокое




Продолжение следует
В следующем выпуске - bande dessinée

Появлению современных комиксов предшествовали политические карикатуры XVIII века Уильяма Хогарта .Они представляли собой серию рисунков, объединенных общей мыслью.

Следующим важным этапом развития искусства создания комиксов стала деятельность Родольфа Тепффера и Вильгельма Буша . Первый прославился « Историей господина Вйо-Буа », мировую славу другому принесла популярная стихотворная серия «Макс и Мориц », повествующая о двух сорванцах.

«Медвежонок и тигр » - так назывался первый американский комикс, который был издан в 1892 году . Не менее популярной стала история «Yellow Kid » про маленького мальчика из Китая , который в поисках приключений прибыл в Америку .

Известным создателем комиксов является Рудольф Деркс . Именно он придумал «пузырьки », рамочки, в которых размещают речь персонажей.

Золотой век комиксов

Этот период в истории американских комиксов, который длился (по разным оценкам) с конца 1930-х до середины 1950-х годов. Первые серьёзные шаги в развитии искусства графических новелл были сделаны в начале XX века, в поисках новых путей графической и визуальной коммуникации и самовыражения. Сначала комиксы носили чисто юмористический характер. Во многом это объясняется этимологией английского слова, определившего их название. В корне эта ситуация изменилась в июне 1938 года, когда в США появился персонаж Супермен (англ. Superman ).

Началом золотого века принято считать первое появление Супермена в комиксе Action Comics , вышедшего в 1938 году и изданного DC Comics. Появление Супермена было очень популярным, и вскоре супергерои буквально заполонили страницы комиксов. Другими персонажами, долгое время пользовавшимся популярностью, стали Пластик (англ. Plastic Man ), издаваемый издательством Quality Comics, а также детектив Спирит под авторством карикатуриста Уилла Айснера, который первоначально выходил в качестве дополнения, объединенного с воскресным выпуском газеты.

Всего за этот период было создано более 400 супергероев. Большинство из них сильно напоминали Супермена и не дожили до наших дней, однако именно тогда родились такие герои, как Бэтмен и Капитан Америка .

Вторая мировая война оказала серьёзное влияние на содержание комиксов о супергероях - теперь герои сражались со странами Оси, а на обложках изображались супергерои, борющиеся с лидером нацистского движения Адольфом Гитлером. После победы над фашизмом стали появляться супергерои с ядерными способностями, например Атомный Громовержец и Атомный Человек . Историки того времени считают, что детские персонажи помогли ослабить страх молодых читателей относительно перспектив атомной войны. Кроме того, герои начали бороться с коммунистами, а некоторые были вовлечены в Корейскую войну.

Тем не менее, после окончания Второй мировой войны популярность супергероев пошла на спад. В целом, именно во времена золотого века проявилось новое и по сей день главное направление в комиксах - супергерои и новые миры.

Наравне с супер-героями, в комиксах появляются и герои мультфильмов. Например, истории про Дональда Дака или Микки Мауса . Они завоевывают не только детскую, но и взрослую аудиторию.

Создаются целые издательскии компании, специализирующиеся на издании комиксов: «Marvel», «DC», «Dark Horse» и «Image Comics» . Одной из крупнейших является компания «Marvel». Ею было выпущено такие шедевры, как «Фантастическая четверка», «Невероятный Халк», «Люди-Х», «Железный человек», «Человек-паук» .

В 1970 - 1980 началась большая конкуренция в комикс-индустрии между двумя крупнейшими печатными компаниями «Марвелл” и «Делл». «Делл» начинает переиздавать комиксы 30-х - 50-х годов, а «Марвелл Комикс» отвечает на это серией новых приключений Спайдермена .

В 1977 - за три месяца до выхода сенсационного фантастического фильма Джорджа Лукаса «Звездные войны» компания «Марвелл Комикс» берет реванш, приступив к изданию серии комиксов по мотивам фильма. «Звездные войны» превзошли все ожидания, побив все рекордные тиражи. Агенство Warner Communications привлекает читателей персонажами Халк, Доктор Стрэйндж, Дик Трейси и Флэш Гордон. Впоследствии по этим комиксам были отсняты художественные и мультипликационные фильмы.

1989 год стал пятнадцатой годовщиной Бэтмена . К этому году был приурочен цикл комиксов и снят художественный фильм «Бэтмен», в котором участвовали такие первоклассные актеры, как Майкл Китон (Брюс Уэйн) и Джек Николсон (Джокер), все было продуманно до мелочей, и фильм стал самым кассовым за всю историю кино (на тот период), и комиксы принесли немало денег.

В 1990 году выходит серия «Классика в иллюстрациях», которая включала в себя «Моби Дик», «Ворон», поэмы Эдгара По, «Большие надежды» Дикенса, «Алиса в Зазаеркалье» Льюиса Кэррола. Настоящую сенсацию произвели «Мутанты черепашки-нинзя», которых выпустила в свет Mirage Studios, авторы сценария Кевин Истман и Питер Лерд.

Разнообразные комиксы существуют по всему миру от китайской манхуа до японской манги, комикс-книг в США и комикс-сборников с короткими стрипами в Европе. Несмотря на все разнообразие стилей и жанров, основной задачей комикса является вызвать в читателе чувства и эмоции. Такие элементы как диалоговые пузыри или рамки с текстом используются для отображения диалога, и чтобы донести до читателя нужную информацию. Рисунки и их расположение, а так же различные вспомогательные элементы призваны поддержать последовательность событий в повествовании.

Самая известная форма печатных комиксов - так называемые стрипы, или миниатюры. Обычно они состоят из четырех небольших рисунков, следующих друг за другом и публикуются в газетах и журналах. Более объемные комиксы издаются в виде отдельных журналов, книг или альбомов.

Цифры и факты:

В Нью-Йорке на аукционе Heritage Auctions в феврале 2012, была продана коллекция редких комиксов, принадлежавшая Билли Райту. Как сообщается, комиксы ушли с молотка за 3,5 миллиона долларов.

Топ-лотом среди выставленных аукционов стал 27-й выпуск сборника Detective Comics (1939), на страницах которого впервые появился Бэтмен. Издание купили за 523 тысячи долларов. В 1939 году ныне покойному Билли Райту из штата Вирджиния сборник Detective Comics № 27 обошелся в 10 центов. На аукционе также продали первый сборник Action Comics (1938), где дебютировал Супермен. За него заплатили 299 тысяч долларов.

Коллекция уникальных комиксов продана с аукциона во французской столице за 650 тыс. евро. По данным организатора торгов - аукционного дома «Сотбис», - с молотка ушло около сотни самых популярных среди коллекционеров картинок и рисунков знаменитых европейских, американских и японских художников.

Среди наиболее дорогих лотов - опубликованная в газете «Суар» оригинальная иллюстрация к комиксу «Загадочная звезда» из цикла «Приключения Тинтина», которая была продана более чем за 234 тыс. евро. Эту знаменитую картинку, на которой изображено, как верный пес бесстрашного журналиста - Милу - испачкал лапы в гудроне, бельгийский художник Жорж Реми, работавший под псевдонимом Эрже, нарисовал в 1941 году.

За 100 тысяч евро приобрели оригинал титульной картинки комикса «Черный остров ». А первое издание комиксов про Человека-паука обошлось в 40 тысяч долларов , в 1963 году его стоимость была 12 центов .

Комиксы США.

С середины XIX века американские газеты вводят новшество: на их страницах значительно больше иллюстрационного материала, нежели в газетах Старого Света. В Америке возникает целая система визуальных символов, многие из которых создал Томас Наст, автор "дяди Сэма". Появление американского комикса произошло в период борьбы двух знаменитых газетных магнатов: венгерского иммигранта Джозефа Пулитцера и выходца из Калифорнии Уильяма Рандольфа Херста. Борьба за читателей требовала использования новой полиграфической техники, введения цвета на газетной полосе. Жёлтый цвет по многим характеристикам оказался наиболее технологичным. Впервые он был использован Ричардом Аутколтом.

Ричард Аутколт, один из художников принадлежавшей Пулитцеру газеты "Нью-Йорк Уолд", создал на её страницах смешные рассказы в картинках о приключениях малыша в жёлтой рубашке. В 1896 году Херст переманил Аутколта в свою "Нью-Йорк Джорнал" и предложил ему изменить вид сериала: теперь он под названием "Жёлтый паренёк" стал развиваться по кадрам в комическую полосу, занимавшую от половины до целой страницы газеты. История повествовала о похождениях маленького китайского мальчика и жителях бедной улицы Хоганс-Элли. По замыслу владельца газеты сатирические сюжеты должны были привлечь внимание малограмотных иммигрантов и существенно увеличить тираж газеты. Попутно этот комикс привёл к возникновению термина "жёлтая пресса".

Как Херст, так и Пулитцер соперничали, переманивая друг у друга художников, которые разрабатывали всё новые комические полосы. Но важно отметить, что окончательный формальный вид американскому комиксу придал в свои неполные двадцать лет художник Рудольф Дёркс. Он ввёл в серию комиксов "Каценджемеровские детки"(1897) реплики в "пузырях". По словам американского М.Хорна, Дёркс сделал "пузырь" фирменным знаком американского комикса.

Герои серии Р.Дёркса - два юных неунывающих хулигана. Место действия - воображаемая, весьма условная Африка. Хулиганы не желают ни взрослеть, ни становиться подлинными американцами. Они говорят, как большая часть иммигрантов, на диком немецко-американском сленге.

Хулиганы и сленг - фирменные знаки комикса. С самого рождения комикс встаёт в спонтанную оппозицию к отработанным социальным и языковым ценностям буржуазного общества.

Серия Дёркса существует и по сей день. Разумеется, её продолжают другие художники, и это ещё одна существенная особенность комикса. Он может переходить по наследству от одного автора к другому. Комикс сильнее своего автора. Равнодушие к его личности создаёт особый тип анонимности, которая отличает комикс от всех других видов искусства новейшего времени, приближает к "народному творчеству".

Параллельно "Каценджемеровским деткам", в том же 1897 году, возникает первая серия "животных" комиксов "Тигрёнок", автором которого был Джеймс Свинтерсон.

С 1905 по 1910-й художник Уинзор Маккей на страницах домашнего приложения к "Нью-Йорк Гаральд" печатал серию "Маленький Немо в Стране Снов", посвящённую волшебным сновидениям мальчика, и сделал комиксы серьёзным и высоким искусством. Он рисовал тонкую декоративную графику в стиле модерн: это был мастер фантастических пейзажей и воздушных замков, внимательный к мелким деталям и драгоценным "витражным" переливам цвета. Но самая большая заслуга Маккея в том, что он открыл такую особенность комикса, как композиция его листа. Он стал использовать ту многомерность, которую может увидеть читатель, когда не переворачивает страницу, а свободно скользит по ней взглядом.

Пора становления американского комикса, отличающаяся простым рисунком (за исключением виртуозной техники Уинзора Маккея), продолжается до 20-х годов. Часть героев первых комиксов - звери, часть - люди, но все они объединены социальным сознанием иммиграции с верой в "американскую мечту". Часть иммигрантов переживает разочарование от неумения самоутвердиться (по причине бездарности), которое, как правило, переводится в социальную сферу и переживается как разочарование от столкновения с действительностью. Важное значение имеют мотивы одиночества, отчуждения, сиротства. В морали героев преобладают элементы деревенской ментальности.

Второе поколение американских комиксов (20-50-е годы) рождает героев - носителей идеи. Так, идею доброты воплощает в себе собака Снупи. Происходит окультуривание комикса. Его приспосабливают для нужд общества. Политический консерватор Уолт Дисней в мягкой форме учит искусству весёлого выживания. Его комикс дидактично-развлекательно заговорил на языке человекоподобных зверей, снабдив каждого из них устойчивым психическим кодом. Выделив агрессию как жизненную неизбежность, он противопоставил ей воображение и смекалку, трансформирующих слабость в силу.

В 20-е годы возникает направление бытового (с элементами сатиры) комикса, отражающего события каждодневной жизни, семейные стереотипы. Самой популярной героиней этого вида комикса становится Блонди - "типичная американская девушка". С Блонди может конкурировать только Сиротка Энни, которая в любой ситуации стоит на защите традиционных американских ценностей.

В эти годы американский комикс обретает жанровое многообразие. Под воздействием кинематографа возникли комиксы приключений с вполне реалистическим рисунком (в 1929 году в свет выходит первый комикс о Тарзане). Становятся популярными "светские" комиксы, обыгрывающие атрибуты роскошной жизни высшего света, а также комиксы-мелодрамы (серия "Мери Уорт"). Комиксы стали издавать отдельными книжками ежемесячных выпусков ("комикс журнал", потом "комикс книга"), для которых сочинялись полномасштабные истории.

Но главные персонажи второго поколения комиксов выведены в сериях о героях, наделённых "сверхчеловеческими" чертами это - Флэш Гордон, Супермен и Бэтман. Вымышленные персонажи и даже прототипы искусственно созданной "человекообразной расы” стали неотъемлемой и необходимой частью духовного мира американца. Конформистский комикс превращается в современный вариант сказки.

Став важной частью массовой культуры США, комиксы в то же время были, вплоть до появления телевидения, мощным инструментом гегемонии. Можно сказать, что вся история современной американской идеологии неразрывно переплетена с историей комиксов.

Насколько необходимым "духовным хлебом" стали для американцев комиксы, говорит такой случай. Незадолго перед второй мировой войной забастовка типографских рабочих вызвала перебои в поступлении комиксов в киоски. Возмущение жителей было так велико, что мэр Нью-Йорка в эти несколько дней лично зачитывал комиксы по радио - чтобы успокоить любимый город. Жители одного городка штата Иллинойс устроили референдум и переименовали свой город в Метрополис - вымышленный город, в котором действовал Супермен.

Понятно, что рядом с конформистскими комиксами должна была возникнуть диссидентская альтернатива. Она обнаружилась в частности в серии "Пого", автор У.Келли. У него под масками зверей действуют различные политические силы. В разгар маккартизма автор "Пого" ядовито высмеял шпиономанию в специальной книжке комиксов под названием "Мы встретили врага, и он - это мы".

Американский комикс слишком разрушителен и антисоциален. В 1946 году около одной десятой всех комиксных изданий составляли комиксы о преступлениях. Однако уже в 1949 году такого рода комиксы составляли половину всей продукции, а в 1954 году - подавляющее большинство. Комиксы о преступлениях делают особый акцент на насилии как элементе развлечения. Слова "преступление", "убийство" набираются жирным шрифтом для привлечения внимания покупателя. Используя полицейскую хронику, подобные комиксы подчёркивают свою документальность.

В США существует мощная антикомиксовая оппозиция. Исторически в антикомиксовом движении особенно выделяются книги Дж.Легмана "Любовь и смерть"(1948) и Ф.Вертхейма "Знак Каина"(1964). Американский сенат учредил специальный подкомитет, в результате деятельности которого Американская ассоциация комиксовых журналов в стране, где нет цензуры, приняла в октябре 1954 года "самоограничительный" кодекс, так называемый "Кодекс комикса". Кодекс не стал федеральным законом, но, к примеру, власти штата Нью-Йорк, опираясь на положения кодекса, ввели юридические ограничения на продажу неугодных комиксов. Сторонники кодекса считали, что он придал комиксу более "респектабельный" вид, наделил статусом художественной продукции.

В результате ограничений, в США получили распространение "воспитательные" комиксы.

Не все американские художники подчинились положениям "самоограничительного" кодекса. Такие издатели, как Делл, отказались считаться с ним, ссылаясь на Первую поправку к Конституции США, и стали выпускать в 60-е годы подпольные комиксы. Именно с них начинается третье поколение комиксов. Порывая с традициями американского пуританизма, подпольный комикс открыто заговорил о темах-табу: экологии, полиции, расизме, несколько позже - о вьетнамской войне.

Центром подпольного комикса стало калифорнийское издательство "Рип-офф Пресс". Самые "крутые" авторы, Р.Кремб, С.Уилсон, Дж.Шелтон и М.Родригез, выступавший под псевдонимом Спейн, создали группу "Зэп". Молодёжь балдела от комиксовой серии Р.Кремба "Мистер Нейчюрел" ("Простак"). В ней безумный гуру рассуждал о проблемах современной цивилизации. Комиксы С.Уилсона, наиболее провокационно издевавшегося над моральными табу, неоднократно подвергались конфискации со стороны властей.

Крупные исследования с применением ряда независимых методов показали, что в середине 60-х годов в США ежедневно читали комиксы в газетах от 80 до 100 миллионов человек. 58% мужчин и 57% женщин читали в газете практически только комиксы. Даже во время второй мировой войны средний читатель газеты сначала прочитывал комикс, а во вторую очередь - военную сводку. Наибольший интерес к комиксам проявляют люди в возрасте 30-39 лет. А все дети школьного возраста (99%) читают комиксы регулярно. Обсуждение прочитанных комиксов - главная тема бесед у школьников, что делает этот жанр культуры важнейшим механизмом социализации детей.

Когда автор известной серии "Лил Эбнер" Эл Кэпп ввёл новый персонаж, Лену-гиену, "самую некрасивую женщину в мире", он попросил читателей прислать свои предложения с описанием черт её лица. От читателей пришло более миллиона писем с рисунками. В конце 70-х годов комиксы "Лил Эбнер" печатались в США в более чем тысяче газет и имели 80 миллионов читателей ежедневно. Джон Стейнбек выдвигал Эла Кэппа на Нобелевскую премию по литературе.

Столь необычно эффективный "захват" массовой аудитории комиксы смогли обеспечить именно благодаря совмещению текста со зрительным образом.

Комиксы сыграли большую роль в формировании и сохранении массового сознания американской нации. Они создали ощущение устойчивости общества. Комиксы "вели" среднюю американскую семью из поколения в поколение, задавая стабильную "систему координат" и культурных норм. В одной из книг по истории комиксов, вышедшей в 1977 году, приведены данные об известных сериях, которые к тому моменту издавались без перерыва в течение 80 лет! Французский исследователь комиксов пишет об их персонажах: "Американец проводит всю свою жизнь в компании одних и тех же героев, может строить свои жизненные планы исходя из их жизни. Эти герои переплетены с его воспоминаниями начиная с раннего детства, они - его самые старые друзья. Проходя вместе с ними через войны, кризисы, смены места работы, персонажи комиксов оказываются самыми стабильными элементами его существования".


© В.В. Харитошкин, 2002

Не одно поколение подростков выросло на графических новеллах о Супермене, Бэтмене, Халке, Железном человеке. Комиксы были и остаются предметом культа, хотя объяснить, почему супергерои так волнуют умы молодых и взрослых, задача не из легких.

История комиксов, как ни удивительно это звучит, имеет очень древние корни, которые восходят еще к тем временам, когда люди жили в пещерах и охотились на мамонтов. Именно тогда появились первые образцы наскальной живописи, в которых, наряду со сценами из реальной жизни, появились первые супергерои, воплотившиеся в образы древних богов.

Наскальные рисунки индейцев хопи в штате Аризона, США

Хронология развития такого жанра, как комиксы является весьма длинной и продолжительной, изобилующей многочисленными датами, поэтому, перечисляя основные вехи развития комиксов, мы ограничимся путешествием по XIX и XX столетиям, так как именно в этот период произошел качественный скачок в развитии жанра и появились известные нам герои.

История комиксов уходит корнями в первобытные времена


Говоря о комиксах, следует начать с личности Родольфа Тепфера, франкоязычного швейцарского художника, который стал ключевой фигурой в истории развития современного комикса. В начале XIX столетия он стал последовательно иллюстрировать истории, помещая текст под изображениями. Эти его комиксы переиздавались по всей Европе и США. Из-за отсутствия законов об авторском праве пиратские выпуски «рисованных рассказов» стали переводиться и издаваться повсеместно во всем мире.




Рисунки Родольфа Тепфера

В 1843 году сатирические рисунки, которые регулярно появлялись в газетах и журналах, получили свое название — мультфильмы.


Ключевой фигурой в истории развития комиксов стал Родольф Тепфер


Изобретение фотогравюры в 1873 году сделало газеты относительно недорогими и позволило выпускать их с большим количеством иллюстраций. Такое изменение в технологии и послужило толчком для развития комиксов и их массового производства. Особое развитие искусство комиксов получило в Америке. В 1893 году в газете «The New York World» Джозеф Пулитцер издал свой первый полностраничный цветной комикс, и в этом же самом году другие газеты начали печатать цветные комиксы.




«The Yellow Kid» («Желтый малыш»), 1898 год

Как инструмент популярной культуры, предполагающий использование как художественных, так и литературных навыков, комикс успешно отражал социальные проблемы своего времени. К началу XX века регулярные полосы появлялись в газетах главных городов США.

1920-е и 1930-е годы были периодом активного развития индустрии комиксов по всему миру: в 1929 году выходят комиксы, главным героем которых становится матрос Попай. Особенностью этого персонажа стало увеличение силы после съеденного шпината. 1 июня 1938 года свет увидели комиксы, главным героем которых стал Супермен, а в 1939 году на страницах комиксов появились Бэтмен и первый Человек-факел.




«Wonderworld Comics», 1939 год

Во второй половине XX века комикс — популярный предмет коллекционирования


В течение второй половины XX столетия комикс стал очень популярным предметом коллекционирования, и американские комиксы 1970-х годов стали основой для создания коллекций комиксов.


Обложка комикса «Plastic Man», 1943 год

В этот период появляются герои комиксов:
1961 год — выходит первый номер «Фантастической четверки» — комиксы о команде супергероев, обладающих различными сверхъестественными способностями;
1962 год — время появления на свет Человека-паука и Халка;
1963 год — свет увидели комиксы о Железном человеке, Докторе Стрэндже и Людях Икс;
1966 год — появление Черной пантеры;
1970 год — выходит серия комиксов о Конане-варваре;
1977 год — появление комиксов «Звездные войны»;
1984 год — «рождение» Черепашек-ниндзя.


Родоначальником жанра комикса в России является лубок


Несмотря на то, что комиксы считаются типичными представителями «западной» культуры, они имеют довольно продолжительную историю и в нашей стране. К первым отечественным комиксам, с небольшой натяжкой, можно отнести лубочные книжки, получившие распространение еще в начале XVII столетия.

Такая книжка представляла собой небольшой свиток, на котором изображались картинки, описывающие самое актуальное на данный момент событие общественно-политической жизни. Именно поэтому название таких книжек звучало как «потешные листки».


«Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец». Лубок 1868 года

Следующий этап развития отечественной комиксографии связан с именем Владимира Даля. Его произведение «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета» во многом напоминало современные комиксы, так как в основу сюжета, а точнее — повествования был положен рассказ в картинках. Такая своеобразная форма подачи материала не была по достоинству оценена современниками Даля, поэтому дальнейшего развития «рассказы в картинках» не получили.

В августе 1914 года в Москве появилось объединение «Сегодняшний лубок», участниками которого стали такие представители отечественной культурной элиты, как Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский. Общество выпускало агитационные листки на военную тематику, в которых содержались как картинки, так и текстовая информация.


В СССР комикс широкого распространения не получил


В Советской России широкого распространения комикс не получил: отечественные идеологические службы всячески препятствовали появлению в нашей стране каких-либо элементов «западной» культуры, в том числе и комиксов. Однако это не помешало создать собственную альтернативу комиксографии, которая проявилась в выходе сборников «История в картинках», иллюстрированного рассказа «Приключения Макара Свирепого» Бориса Антоновского, размещенного на страницах ленинградского журнала «Еж», комиксов Бронислава Малаховского «Умная Маша».


«История про бублики и про бабу, не признающую республики» — плакат из цикла «Окна РОСТА». Август 1920 год. Художник — Михаил Черемных. Автор текста — Владимир Маяковский

Распространение комиксографии привело к тому, что в 1930-х власти ее официально запретили, назвав комиксы «буржуазно-американским способом оболванивания молодежи». Единственным источником появления новых рассказов-иллюстраций долгое время продолжал оставаться детский журнал «Мурзилка». Только в 1956 году ЦК ВЛКСМ начал издавать новый журнал «Веселые картинки», который активно стал использовать жанр комиксов в качестве основного контента.

В дальнейшем в СССР и России появились ставшие известными на весь мир комиксы об Октябрине, серия комиксов «Заяц Пц и его воображаемые друзья: Щ, Ф, грелка и свиная отбивная с горошком» и сборник комиксов «Кот».