Оао "кузнецов". Самарская область: ОАО "Кузнецов" Кузнецов моторс

21.01.2022 Идеи бизнеса

100 лет - приличный возраст для любого предприятия, и именно столько отметило этой осенью открытое акционерное общество "Кузнецов", что находится в Самаре. Предприятие прошло долгий путь эволюции "рука об руку" с авиационной промышленностью нашей страны. Сейчас ОАО "Кузнецов" – ведущее предприятие России по производству и ремонту авиационных газотурбинных двигателей, жидкостных ракетных двигателей для космических ракет типа Р-7, приводов газоперекачивающих агрегатов и блочно-модульных электростанций. С двигателями ОАО "Кузнецов" осуществлены запуски пилотируемых космических кораблей "Восток", "Восход", "Союз" и автоматических транспортных грузовых космических аппаратов "Прогресс". Сейчас на заводе работает 11500 человек.


01. Проходная завода. С 1927 по 1994 годы предприятие называлось "Завод №24 им. Фрунзе", поэтому у проходной стоит бюст М. В. Фрунзе. С 1994 года завод переименовали в ОАО "Моторстроитель", чуть позже- в ОАО "Кузнецов" в честь выдающегося конструктора авиационных и ракетных двигателей Николая Дмитриевича Кузнецова.

02. Непосредственно в Самаре завод находится с 1941 года, куда его в срочном порядке эвакуировали из Москвы. За годы Великой Отечественной войны на предприятии было выпущено более 45 тысяч двигателей АМ-38, АМ-38Ф, АМ-42.

03. В 1950 году здесь было начато серийное производство первого отечественного турбореактивного двигателя ВК-1, конструкции В.Я. Климова. В апреле 1954 запущен в серийное производство авиационный двигатель ТВ-12, в 1955 ему присвоили наименование НК-12 (Николай Кузнецов). На двигателях НК-12 и их модификациях летали военные самолеты ТУ-95, ТУ-126, пассажирский ТУ-114, военно-транспортный АН-22 "Антей", продолжают летать ТУ-95МС (модификация самолета ТУ-142). Двигатель НК-12 до сих пор остается самым мощным в мире турбовинтовым двигателем.

04. Памятная табличка Жезлову М.С.- первому директору завода в г. Куйбышеве (был директором с 1941 до 1950 года)

05. Космическая страница в предприятия была открыта в конце 1957 года. Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР предприятию предписывалось в течении одного года реконструировать производство и освоить принципиально новый вид техники- жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) для 1-й и 2-й ступеней межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 ОКБ С.П. Королева.

12 апреля 1961 года РН "Восток" с ЖРД РД-107 и РД-108 вывела на космическую орбиту первого космонавта земли Юрия Гагарина. Эти двигатели и их модификации выпускаются на предприятии уже 54 года и считаются непревзойденными по надежности.

06. Цех №4 - здесь происходит сборка ракетных двигателей. Сразу скажу, что этот и другие цеха относятся к оборонной промышленности, попасть сюда очень не просто, поэтому фотографий много не будет.

07. В 1962-1967 годы здесь были созданы и успешно прошли огневые стендовые испытания ЖРД НК-15, НК-15В, НК-19 и НК-21, в 1969- 1973 годах были разработаны модифицированные ЖРД НК-33, НК-43, НК-39 и НК-31.

08. Двигатели ЖРД НК-33, НК-43, НК-39 и НК-31 планировалось использовать в производстве ракетно-космического комплекса (РКК) Н1-ЛЗ для полета человека на Луну, однако в мае 1974 года лунная программа была закрыта.

09. Было дано указание уничтожить эти двигатели, но Н. Д. Кузнецов, на свой страх и риск смог сохранить партию двигателей, замуровав их в одном из цехов.

10. Ракетный двигатель "Русь" 14Д22 (модификация РД-108) для ракето-носителей "Союз" с повышенными энергетическими характеристиками считаются самыми надежными в мире (тяга двигателя у земли-79,1 т, удельный импульс тяги в пустоте- 320 сек, высота- 2865 мм, диаметр- 2578 мм, масса- 1115 кг, вероятность безотказной работы- 99,8%)

11. Владимир Константинович, начальник цеха №4, работает на предприятии уже около 40 лет, большой специалист в своей отрасли. Ещё будучи подростком, Владимир Константинович видел приезд Юрия Гагарина в Куйбышев, помнит, как тепло и радостно встречала его огромная толпа народа.

12. Двигатель РД-107А

13. Двигатель НК-33, один из тех, что планировалось уничтожить. Двигатель прост в эксплуатации и техническом обслуживании и вместе с тем имеет высокую надежность. При этом его стоимость в два раза ниже стоимости существующих двигателей того же класса по тяге. В 1995 году, после длительного хранения, два двигателя НК-33 были доставлены в США, где на стенде фирмы "Аэроджет" успешно прошли комплекс огневых испытаний. Американцы были сильно поражены качеству этих двигателей, выпущенных 30-40 лет назад.
Характеристики- тяга двигателя у земли-154 т, удельный импульс тяги в пустоте- 331 сек, высота- 3705 мм, диаметр- 1490 мм, масса- 1240 кг, вероятность безотказной работы- 99,8%

14. Современные перспективы применения двигателей НК-33

15. Немного фрагментов цеха №4

18. В 1963 году здесь выступил Юрий Гагарин и поблагодарил рабочих за отличные ракетные двигатели.

19. В коридоре висят портреты всех наших космонавтов, доставленных в космос с помощью ракетных двигателей, выпущенных на ОАО "Кузнецов".

20. Кабинет начальника цеха №4

21. Стелла "Преемственность поколений" (1987 год)

22. Цех №10 - здесь производят детали для авиационных и ракетных двигателей.

23. Недавно запущена новая, современная линия станков.

24. Производительность новых станков в разы больше старых, плюс для них нужно меньше остнастки, соответственно занимают меньше места.

27. Половина цеха №10 всё ещё занимают старые станки 50-70 годов, здесь тоже делают детали, но постепенно и здесь всё оборудование заменится. Программа модернизации только началась и продлится до 2020 года.

28. Кое-где есть даже станки 1930-х годов, они сейчас не используются, но находятся в рабочем состоянии. Неплохие экспонаты для какого-нибудь музея.

30. На осмотр цеха №10 нам отвели совсем немного времени и далее мы направились в музей предприятия.

Краткая историческая справка для любителей авиации:
Свою историю предприятие начало в 1912 году. Тогда на базе полукустарных мастерских, расположенных на окраине Москвы на Николаевской улице (ныне Ткацкая) создан завод по сборке авиационных семицилиндровых звездообразных моторов французской фирмы «Гном» мощностью 80 л.с. из деталей, поставляемых из Франции. Они устанавливались на самолеты «Ньюпорт-4», «Фарман-16» и др. В 1915 году фирма «Гном» присоединила к себе двигательную компанию «Рон», создав фирму «Гном и Рон». В 1915 году из Риги был эвакуирован в Москву завод «Мотор», производивший двигатели «Калеп-80» и запчасти к моторам «Гном» и «Рон». Завод расположили в замоскворечье, недалеко от Даниловской площади.
В 1920 году национализированным заводам «Гном и Рон», «Мотор» и «Сальмсон» присвоили номера Государственные авиационные заводы – ГАЗ 2,4 и 6, соответственно. С 1922 года завод «Гном-Рон» стал именоваться ГАЗ №2 «Икар». В 1924 году произошли перемены: к «ГАЗ» №4 «Мотор» присоединили завод №6 (бывший «Сальмсон»). В 1925 году предприятие получило имя М.В. Фрунзе. Поскольку территория завода «Икар» не позволяла ему больше расширяться, в 1927 году было принято историческое для «Икара» и «Мотора» решение: объединить два предприятия в одно. Новый завод стал именоваться «Объединенный госавиазавод №2 и №4 имени Фрунзе». Вскоре название существенно укоротили: «Завод №24 им. Фрунзе».

В 1930-е годы прошлого века на заводе им. М.В. Фрунзе было начато производство поршневых двигателей жидкостного охлаждения АМ-34 конструкции А.А. Микулина. В то время этот двигатель являлся лучшим поршневым двигателем в мире и устанавливался на самолеты ТБ-3, Р-7, АНТ-25 и т.п. Известные в авиации рекорды экипажей В.Чкалова, М.Громова, С.Шестакова, А.Юмашева, Г.Байдукова, А.Беляева, С.Данилина ставились на самолетах с двигателями производства завода, который сегодня носит название ОАО «Кузнецов».

31. Музей маленький, здесь представлены только некоторые модели двигателей, выпущенных на предприятии за 100 лет. На фото- самый первый авиационный двигатель "Гном" (1912-1914 годы выпуска, 60 л.с., 1200 об/мин)

32. Слева- двигатель "Калеп" (1912-1916), справа- "Рон" (1914)

В октябре 1941 года завод был эвакуирован в город Куйбышев на территорию строившегося завода №337. В кратчайшие сроки производство моторов АМ-38, начатое еще в Москве для штурмовика Ил-2, было возобновлено на новой площадке. В годы войны (с 1941 по 1945 гг.) был выпущен 25443 двигатель АМ-38Ф, 10242 АМ-42 (для Ил-10), а также двигатели АМ-35 (для МиГ-1) и ГАМ-34БС (для торпедных катеров). В конце 1940-х – начале 1950-х гг. предприятие запустило в серию турбореактивные двигатели ВК-1, сконструированные В.Я.Климовым для самолетов фронтовой авиации Ил-28 и МиГ-15, РД-900 – прямоточные воздушно-реактивные двигатели М.М. Бондарюка для беспилотного самолета-мишени Ла-17 и сверхзвуковой РД-012 для межконтинентальной крылатой ракеты «Буря» С.А.Лавочкина.

Со второй половины 1950-х годов на заводе началось внедрение в серийное производство семейства двигателей марки «НК», разработанных в ОКБ главного конструктора Н.Д. Кузнецова. С тех пор на протяжении более 60 лет предприятия объединяли партнерские отношения: ОКБ разрабатывало двигатели, завод им. М.В. Фрунзе их серийно производил. Первоначально конструкторское бюро (в последствие ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова») было образовано в Куйбышеве в 1946 году приказом Министра авиационной промышленности (№228 от 19 апреля 1946 года) по решению Совета Министров СССР (решение №874-366 от 17 апреля 1946 года) под названием Государственный союзный опытный завод №2.

С октября 1946 года по декабрь 1953 года на заводе №2 находились немецкие специалисты (инженерно-технические работники) авиадвигательных фирм «Юнкерс», «БМВ» и «Аскания» с семьями. Совместно с конструкторами предприятия они работали над совершенствованием воздушно-реактивных двигателей 004 (на базе ЮМО-004), 012Б (на базе ЮМО-012), 003С (на базе БМВ-003) и турбовинтового двигателя 022 (на базе ЮМО-022).

15 апреля 1949 года для усиления технического руководства Главным конструктором завода №2 назначен и переведен из Уфы Николай Дмитриевич Кузнецов. В начале 50-х годов ОКБ предприятие разработало опытный двигатель-спарку 2ТВ-2Ф (впоследствии НК-12) мощностью 12500 л.с. для стратегического бомбардировщика Ту-95. С 1954 году и на протяжении более полувека этот двигатель и его модификации – НК-12М, НК-12МВ, НК-12МА, НК-12МК, НК-12МП, НК-12МПТ (мощность от 12 000 до 15000 л.с.) серийно выпускаются на заводе им. Фрунзе. Двигатели установлены на самолеты Ту-142, Ан-22 «Антей», на пассажирский дальнемагистральный Ту-114, экраноплан «Орленок» и другие самолеты.

33. В цехе шатунов 1943 год.

34. Группа сложно-фасонного инструмента цеха №41 1944 год.

35. Двигатель АМ-38 Ф, что устанавливался на самолетах ИЛ-2. Данный мотор был изготовлен в ноябре 1942 года и снят с самолета, сбитого в бою за Советское Заполярье (самолет найден и привезен в Куйбышев осенью 1970 г.)

27 августа 1953 года опытный завод №2 переименован в опытный завод №276. 12 июля 1957 года за создание двигателя НК-12 награжден Орденом Ленина.

С начала 1970-х годов предприятия разрабатывают и серийно производят газотурбинные двигатели авиационного типа для газовой промышленности. Первый отечественный ГТД НК-12СТ мощностью 6,3МВт был создан в 1974 году на базе ТВД НК-12МВ. В настоящее время эти двигатели эксплуатируются на 117 компрессорных станциях в составе 852 газоперекачивающих агрегатов ГПА-Ц-6,3. В 1982 году на базе двигателя НК-8-2У (эксплуатировался на самолётах Ту-154Б и Ил-62) создан наземный двигатель НК-16СТ мощностью 16МВт.

Н.Д. Кузнецов был генеральным конструктором ОКБ до 1994 года. За это время под его руководством было создано 57 оригинальных и модифицированных двигателей. Среди них НК-12, НК-4, НК-8, НК-22, НК-25, НК-144, НК-86, НК-88, НК-89, НК-321, НК-93. Разработка фактически всех двигателей шла в тесном сотрудничестве с «Самарским конструкторским бюро машиностроения» (ОАО «СКБМ», ранее «Куйбышевское конструкторское бюро машиностроения»), основанным в 1957 году как филиал ОКБ и получившим самостоятельность в 1967 году в целях проведения работ по повышению надежности и ресурса в серийном производстве и эксплуатации авиационных двигателей различного типа разработки ОКБ Кузнецова.

В 1966 году опытному заводу № 276 присвоено открытое наименование «Куйбышевский моторный завод» МАП». В 1967 году себе вернул название и завод им. М.В. Фрунзе, до этого года он в течение шести лет был засекречен и работал под названием «Организация п/я 32».

Следующее переименование предприятия состоялось лишь в 1994 году, когда оно было преобразовано в ОАО «Моторостроитель». В это же время «Куйбышевское научно-производственное объединение «Труд» (название ОКБ с 1981 года) переименовывают в АООТ «Самарский научно-технический комплекс «Двигатели НК». Через два года, 11 января 1996 года, Самарскому научно-техническому комплексу присвоено имя Н.Д. Кузнецова.

Затяжной кризис двигателестроительной отрасли и сопутствующих направлений промышленности середины 1990-х начала 2000-х гг. поставил самарские предприятия на грань выживания. Серийное предприятие все также выпускало двигатели для российской космической программы и газовой отрасли, но объемы заказов значительно снизились. В соответствие с заказами государства новые авиационные двигатели фактически не производились, а осуществлялись лишь ремонты существующих изделий.

16 апреля 2008 года президентом России был подписан Указ №497 «О дальнейшем развитии ОАО «ОПК «Оборонпром», согласно которому в создаваемую «Объединенную двигателестроительную корпорацию» должны были войти ОАО «Моторостроитель», ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», ОАО «СКБМ» и НПО «Поволжский АвиТИ».

В 2009 году предприятия перешли под управление ОАО «УК «Объединенная двигателестроительная корпорация» («УК «ОДК»). На тот момент суммарная долговая нагрузка ОАО «Моторостроитель», ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», а также ОАО «СКБМ» превышала 7 млрд рублей. Для их вывода из предбанкротного состояния, успешной реализации инвестиционных проектов и дальнейшего эффективного развития было принято решение об объединении предприятий в одно юридическое лицо. Также было принято решение включить в состав объединенной компании – ОАО «НПО «Поволжский авиационно-технологический институт». Это предприятие было создано на базе куйбышевских филиалов НИАТ и НИИД и являлось многопрофильным отраслевым институтом РФ.

27 июня 2011 года в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) была внесена запись о присоединении к ОАО «Кузнецов» трех предприятий: ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», ОАО «Самарское конструкторское бюро машиностроения» и ОАО «НПО «Поволжский АвиТИ». Таким образом, сейчас предприятия самарского двигателестроительного комплекса полностью завершили юридический процесс реорганизации. В настоящее время ОАО «Кузнецов» представляет собой интегрированную структуру, в которой сосредоточены все фазы технологической цепочки создания двигателя: разработка – производство – вывод на рынок и продажи – логистическая поддержка при эксплуатации у заказчика.

36. Двигатель ВК-1 (устанавливался на самолетах ИЛ-28, МИГ-15, МИГ-17)

37. Двигатель НК-12МВ (разработан в 1962 году, устанавливался на самолетах ТУ-114 и АН-22)

38. Макет самолета АН-22 "Антей".

39. Разрез двигателя НК-12МВ

40. Еще макеты самолетов с двигателями ОАО "Кузнецов"

Сегодня ОАО "Кузнецов" является основным поставщиком приводов газоперекачивающих агрегатов магистральных газопроводов для ОАО "Газпром". Новым направлением развития ОАО "Кузнецов" является выпуск механических приводов силового блока ГТЭ-8,3 НК для тяговой секции магистрального газотурбовоза на базе ГТД НК-361. Относительно недавно двигатель прошел первый этап испытаний, результатом которого стал рекордный провоз грузового состава весом в 15 тысяч тонн, состоящего из 159 вагонов.

ПАО «Кузнецов» входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации. Является ведущим предприятием в России по разработке, производству, техническому сопровождению в эксплуатации и ремонту газотурбинных авиационных, жидкостных ракетных двигателей, газотурбинных установок для наземного использования в газовой отрасли, энергетике.

Предприятие ведёт отсчёт своей истории с осени 1912 года, когда в Москве, на Николаевской улице (ныне Ткацкой), на базе кустарных мастерских был открыт небольшой механический завод французского Общества «Гном» по сборке авиационных звездообразных семицилиндровых ротативных двигателей воздушного охлаждения «Гном» мощностью 50 л.с. (с 1913 г. - 80 л.с.). Двигатели собирались полностью из ввозимых деталей и узлов. Двигатели «Гном» использовались в авиации царской России на самолётах «Фарман», «Ньюпор» и самолётах отечественных конструкций. В 1915 году проведено объединение двух французских заводов «Гном» и «Рон». Объединённый завод получил наименование Общество моторов «Гном и Рон». В период 1918 - 1922 гг. Обществу моторов «Гном и Рон» присвоено наименование Государственный авиационный завод №2 «Икар». В марте 1927 года по постановлению Правительства заводы ГАЗ №2 «Икар» и ГАЗ №4 «Мотор» им. М.В. Фрунзе были объединены в один, который получил наименование Государственный завод №24 имени М.В. Фрунзе.

В период 1920 - 1924 гг. на заводе было освоено производство поршневых двигателей М-4 в 200 л.с. типа «Hispano-Suiza-E» и М-5 в 400 л.с. типа «Liberti-12». Двигатели М-4 и М-5 построены исключительно силами русских рабочих, инженеров-техников из отечественных материалов. В 1926 году создан поршневой двигатель М-11 конструкции А.Д. Швецова для самолёта У-2 (По-2). Это был первый серийный отечественный двигатель для лёгкомоторной авиации.

В 1930-е годы на заводе было начато производство поршневых двигателей водяного охлаждения М-34 и его модификаций конструкции Александра Микулина (с 9 августа 1936 года все моторы конструкции А.А. Микулина именуют индексом АМ). В то время двигатель АМ-34 являлся одним из лучших поршневых двигателей в мире. Двигатель устанавливался на самолёты ТБ-3, Р-7, АНТ-25 и др.

Выдающиеся лётчики Валерий Чкалов, Михаил Громов, Андрей Юмашев, Георгий Байдуков, Александр Беляков, Сергей Данилин в июне - июле 1937 года первыми в мире проложили кратчайший путь из Москвы в Америку через Северный полюс, совершив на самолётах АНТ-25 с двигателями АМ-34 два беспосадочных перелёта.

В предвоенные годы завод выпускал двигатели М-62 и его модификацию М-62ИР конструкции А.Д. Швецова. В октябре 1941 года завод был эвакуирован в город Куйбышев на территорию строившегося завода №337. В кратчайшие сроки производство двигателей АМ-38 для штурмовика Ил-2, начатое еще в Москве, было возобновлено на новой площадке. В годы Великой Отечественной войны (с 1941 по 1945 гг.) было выпущено более 43 тысяч двигателей АМ-38, АМ-38Ф (для Ил-2), АМ-42 (для Ил-10), АМ-35А (для МиГ-1 и МиГ-3) и ГАМ-34 (для торпедных катеров и морских охотников).

В конце 1940-х-начале 1950-х гг. предприятие запустило в серийное производство турбореактивный двигатель ВК-1 конструкции В.Я. Климова для самолётов фронтовой авиации Ил-28, МиГ-15бис, МиГ-17, Ту-14Т; РД-900 - прямоточный воздушно-реактивный двигатель Михаила Бондарюка для беспилотного самолёта-мишени Ла-17 и сверхзвуковой РД-012 для межконтинентальной крылатой ракеты «Буря» конструкции Семёна Лавочкина.

Космическая страница в истории предприятия была открыта в конце 1957 года, сразу после запуска первого искусственного спутника Земли. Жидкостные ракетные двигатели РД-107 и РД-108 и их модификации, разработанные в ОКБ-456 (ныне АО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко») и его Приволжском филиале, серийно производятся предприятием с 1958 года. Все пилотируемые и грузовые космические корабли в СССР и России - «Восток», «Восход», «Союз», «Прогресс» - запущены с помощью ЖРД РД-107 и РД-108 и их модификаций серийного производства ПАО «Кузнецов». (На 1 января 2018 года выполнено 1882 запуска космических кораблей).

В 1960-х годах при активном сотрудничестве коллективов С.П. Королёва и Н.Д. Кузнецова были созданы ЖРД для «лунного» ракетно-космического комплекса Н1-Л3. С 1962 по 1973 годы завод серийно изготавливал ЖРД для всех четырёх ступеней этой ракеты: НК-15 (НК-33), НК-15В (НК-43), НК-19 (НК-39), НК-21 (НК-31).

Со второй половины 1950-х годов на заводе началось внедрение в серийное производство двигателей марки «НК», разработанных в ОКБ главного конструктора (с 1956 года Генерального конструктора) Н.Д. Кузнецова.

В 1954 году был изготовлен первый турбовинтовой двигатель (ТВД) ТВ-12 (с 1955 года - НК-12), ставший основой для создания стратегического бомбардировщика Ту-95. На протяжении более шестидесяти лет серийного изготовления этого двигателя было освоено несколько его модификаций - НК-12М, НК-12МВ, НК-12МА, НК-12МК, НК-12МП, НК-12МПТ (мощностью 15000 л.с.).

На двигателях НК-12 и его модификациях летали военные самолёты Ту-95, Ту-126, Ту-142, пассажирский Ту-114, военно-транспортный Ан-22 «Антей».

В 1960 - 1980-е годы коллектив предприятия участвовал в создании сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 ОКБ А.Н. Туполева, на котором устанавливались серийные двигатели НК-144А. В этот же период начато серийное производство двигателей НК-22 и НК-25 для сверхзвуковых бомбардировщиков Дальней авиации (Ту-22М, Ту-22М2, Ту-22М3). В начале 1980-х годов освоено серийное производство двигателя НК-32 для стратегического бомбардировщика Ту-160.

В конце 1960-х годов началась новая страница в истории предприятия. На базе авиационных газотурбинных двигателей созданы наземные двигатели НК-12СТ мощностью 6,3 МВт и НК-16СТ мощностью 16М Вт для привода нагнетателей в составе газоперекачивающих агрегатов ГПА-Ц-6,3 и ГПА-Ц-16. Двигатель НК-12СТ является первым отечественным наземным двигателем авиационного типа. Более трети всех газоперекачивающих агрегатов России и зарубежья приводится двигателями «НК». Газотурбинные двигатели «наземного» применения НК-12СТ, НК-14СТ и НК-36СТ мощностью от 6,3 до 25 МВт сегодня используются в составе газоперекачивающих агрегатов ПАО «Газпром», нефтегазовой перерабатывающей промышленности России, газовых компаний Республик Туркменистан, Узбекистан и Казахстан.

В середине 70-х - начале 80-х годов предприятие приступило к работам по исследованию возможности использования жидкого водорода и сжиженного природного газа (СПГ) в качестве альтернативного топлива для авиационных двигателей. Первым экспериментальным двигателем, работающим на жидком водороде, стал двигатель НК-88 (15 апреля 1988 г. состоялся первый полёт Ту-155). А 18 января 1989 г. поднялся в воздух Ту-155 с двигателем НК-89, работающим на сжиженном природном газе. Работы проводились совместно с коллективом предприятия АНТК им. А.Н. Туполева. Однако из-за отсутствия финансирования работы по криогенным топливам в конце 1990-х были прекращены.

В середине 1980-х годов коллектив предприятия приступил к разработке уникального турбовентиляторного двигателя НК-93. Созданный двигатель НК-93 со степенью двухконтурности 16,7 дал новый качественный толчок для развития всего двигателестроения, работы Кузнецова опережали зарубежные разработки по этому типу на 5 лет. Первое испытание НК-93 состоялось в декабре 1989 года. Из-за отсутствия достаточного финансирования доводка шла крайне медленно. И только в мае 2007 года НК-93 был поднят в воздух на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. В серийном производстве двигатель НК-93 не выпускался.

В 1996 г. по заказу ОАО «Газпром» предприятие разработало два двигателя нового высокоэффективного поколения: НК-36СТ мощностью 25 МВт, КПД 36% и НК-38СТ мощностью 16 МВт, КПД 38%. Двигательные установки под маркой «НК» эксплуатируются на 449 газоперекачивающих агрегатах 68 компрессорных станций ПАО «Газпром».

Для энергетиков по заказу РАО «ЕЭС России» создан двигатель НК-37 мощностью 25 МВт, КПД 36,4% для привода электрогенератора промышленных электростанций. Двигатель НК-37 работает с августа 1999 года на Безымянской ТЭЦ в Самаре. В феврале 2006 года введена в эксплуатацию газотурбинная электростанция ГТУ-50 на Казанской ТЭЦ-1. ГТУ-50 создана на базе двух двигателей-приводов НК-37 общей мощностью 50 МВт. В октябре 2008 года создана газотурбинная электростанция ГТЭ-25/НК с двигателем-приводом НК-37 мощностью 25 МВт для Лидской ТЭЦ в Республике Беларусь.

Затяжной кризис двигателестроительной отрасли и сопутствующих направлений промышленности середины 1990-х - 2000-х гг. поставил самарские предприятия на грань выживания. Серийное предприятие все также выпускало двигатели для российской космической программы и газовой отрасли, но объемы заказов значительно снизились. В соответствии с заказами государства новые авиационные двигатели фактически не производились, а осуществлялись лишь ремонты существующих изделий.

В апреле 2010 года ОАО «Моторостроитель» было преобразовано в ОАО «Кузнецов». 27 июня 2011 г. в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) была внесена запись о присоединении к ОАО «Кузнецов» ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», ОАО «Самарское конструкторское бюро машиностроения» и ОАО «НПО «Поволжский АвиТИ». В настоящее время ПАО «Кузнецов» представляет собой интегрированную структуру, в которой сосредоточены все фазы технологической цепочки создания двигателя: разработка - производство - вывод на рынок и продажи - логистическая поддержка при эксплуатации у клиента (заказчика).

Предприятие «Кузнецов» является монопольным производителем двигателей РД107А/108А для РН «Союз». Надежность серийных изделий для космоса - ракетных двигателей РД-107А и РД-108А - достигает 99,9%. Сегодня доля ПАО «Кузнецов» в сегменте ракетных двигателей на российском рынке превышает 70%, по пилотируемым пускам - 100%.

В апреле 2012 года по программе межведомственных испытаний проведены огневые испытания модифицированного ЖРД НК-33. Двигатель проработал без замечаний 560 с. и было принято решение об использовании в качестве маршевого двигателя для первой ступени ракеты-носителя лёгкого класса «Союз-2-1в». 2013 год стал для ОАО «Кузнецов» ключевым с точки зрения реализации работы по восстановлению серийного производства ЖРД НК-33.

Двигатель НК-33 создавался коллективом предприятия под руководством Генерального конструктора Н.Д. Кузнецова в конце 60-х - начале 70-х годов для первой ступени «лунной» ракеты Н1-Л3. Главное преимущество НК-33 - минимальный вес к тяге. В 1974 году «лунная программа» была закрыта.

Н.Д. Кузнецову приказано в трехмесячный срок списать все затраты по данной теме, а изготовленную материальную часть сдать в металлолом - в том числе и уже изготовленные двигатели. Н.Д. Кузнецов по согласованию с куйбышевским областным Управлением КГБ сохранил двигатели в одном из корпусов Химзавода (ныне ОП «Винтай» ПАО «Кузнецов»), где в кратчайшие сроки была поставлена фальшстена, скрывавшая помещение, в котором находилась партия этих уникальных двигателей.

10 апреля 1991 года на Международной выставке «К звёздам» (г. Москва), посвящённой 30-летию полёта Юрия Гагарина в космос, впервые открыто экспонировались ЖРД НК-33 и НК-31. Двигатели вызвали большой интерес у отечественных и зарубежных специалистов.

28 декабря 2013 года на космодроме Плесецк состоялось первое летное испытание ракеты «Союз-2-1в», оснащенной двигателем НК-33. 5 декабря 2015 года произведен второй пуск ракеты «Союз-2-1в», 4 декабря 2017 г. - третий, 29 марта 2018 г. - четвертый.

28 апреля 2016 года состоялся первый запуск ракеты-носителя с нового гражданского космодрома Восточный в Амурской области. Серийные ракетные двигатели РД-107А/108А, произведённые ПАО «Кузнецов», обеспечили запуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» (производство АО «РКЦ «Прогресс»). Восточный стал четвертым космодромом после Байконура, Плесецка и Куру, где сегодня эксплуатируются двигатели предприятия в составе РН «Союз».

В 2012 году ОАО «Кузнецов» по заказу ОАО «Российские железные дороги» приняло участие в тендере на проектирование модуля горелочного устройства для Чаши Олимпийского огня XXII зимних Игр Сочи-2014. В апреле - мае проведены экспериментальные работы по выбору типа горелок для Чаши Олимпийского огня. Изготовлена и испытана одиночная горелка.

В сентябре и октябре на ОАО «Кузнецов» 2013 г. ОП «Винтай» проведены огневые испытания модуля горелочного устройства с имитацией ветра до 32 м/с от винта турбовинтового двигателя НК-12. В олимпийском парке г. Сочи на стеле архитектурного комплекса выполнен монтаж модуля горелочного устройства для Чаши Олимпийского огня. 6 декабря 2013 года состоялся первый пробный запуск модуля горелочного устройства МГУ-Олимп.

7 февраля 2014 года на олимпийском стадионе «Фишт» в г. Сочи состоялось торжественное открытие XXII Олимпийских зимних Игр. 17 суток в Сочи непрерывно горел Олимпийский огонь.

XI Паралимпийские зимние Игры стартовали 7 марта 2014 года на олимпийском стадионе «Фишт». Паралимпийский огонь в Сочи непрерывно горел 10 суток.

Другим масштабным проектом ПАО «Кузнецов» по заказу ОАО «Российские железные дороги» стало изготовление двигателя НК-361 номинальной мощность 8,3 МВт, работающего на сжиженном природном газе, для магистральных грузовых газотурбовозов ГТ1h-001, ГТ1h-002. Магистральный газотурбовоз предназначен для эксплуатации на неэлектрифицированных участках железных дорог общего пользования для вождения грузовых поездов повышенной длины и массы. В настоящее время ПАО «Кузнецов» завершена сертификация ГТД НК-361, главное отличие этой силовой установки - экономичность и экологичность. В ходе опытно-промышленной эксплуатации пробег газотурбовозов ГТ1h-001, ГТ1h-002 составил 94 тыс. км в голове поезда, объем грузоперевозок составил 530 млн. тонн/км брутто при максимальном весе поезда 8, 9 тыс. тонн.

С 2013 по 2016 гг. проводились испытания малоэмиссионой камеры сгорания, снижающей выбросы вредных веществ в окружающую среду, в составе газотурбинного двигателя НК-36СТ №107. Испытания проводились в рамках согласованной с ПАО «Газпром» программы по улучшению экологических характеристик промышленных двигателей серии «НК» в составе одного из газоперекачивающих агрегатов (ГПА) на компрессорной станции ООО «Газпром трансгаз Самара». Наработка двигателя за указанный период превысила 1 100 часов. Измерения загрязняющих выбросов в выхлопных газах ГПА проводились в течение 1 000 часов наработки с периодичностью 100±30 часов. Согласно протоколу эксплуатационных испытаний концентрация оксида углерода и оксида азота обеспечивает перспективные нормы ПАО «Газпром» и требования ГОСТ 28775-90.

«Кузнецов» (полное название Открытое акционерное общество «Кузнецов») - русская машиностроительная компания, а также предприятие космического и авиационного двигателестроения. Предприятие располагается в Самаре. Носила название ОАО «Моторостроитель» до апреля 2010 года.

В 2010 году вследствие подготовки к слиянию ОАО «Моторостроитель» переименовали в ОАО «Кузнецов». В 2011 году к ОАО «Кузнецов» были присоединены ОАО «СКБМ», ОАО "НПО «Поволжский АвиТИ» и ОАО «СНТК им. Н. Д. Кузнецова».

В 1912 году за Семёновской заставой в Москве был построен завод «Гном», выпускавший моторы с таким же названием мощностью 60 лошадиных сил В 1918 году завод был объявлен собственностью государства, и ему присвоили регистрационный номер 2. Производили двенадцати цилиндровые движки с водяным охлаждением.

В 1927 году после слияния заводов № 4 и № 2 образовался завод № 24, которому присвоено имя Фрунзе М. В. В августе 1941 года завод № 24 им. Фрунзе М. В. наградили орденом им. В.И. Ленина. Осенью 1941 года завод вследствие опасности военных действий эвакуировали в Куйбышев. В июле 1945 завод был отмечен орденом Красного Знамени.

В 1960-1966 годах завод был переименован в «Организацию п/я 32».

С 1967 года стал называться Куйбышевским моторостроительным заводом им. Фрунзе М. В.

В мае 1977 года завод переименован в КМПО (Куйбышевское производственное объединение) им. Фрунзе М. В..

В октябре 1991 года, из-за переименованием города, КМПО переименовали в СМПО (Самарское производственное объединение).

В 1996 году предприятие обратно приватизировали и на его основании образовали ОАО «Моторостроитель».

В апреле 2010 года ОАО «Моторостроитель» переименовано в ОАО «Кузнецов».

Среди основных видов деятельности компании можно выделить:

  • Изготовление ракетных двигателей для носителей ракет «Союз-2» и «Союз». В этой отрасли ОАО «Кузнецов» является безусловным монополистом. Спрос этой отрасли на сто процентов зависит от государственного заказа, в особенности, от госпрограммы освоения космоса.
  • Выпускаемые заводом двигатели, серийно устанавливались на носители ракет «Союз», в том числе и на тот экземпляр, который доставил на орбиту корабль «Восток» на борту с первым в мире космонавтом Гагариным Юрием.
  • Ремонт двигателей для авиации военно-воздушных сил Российской Федерации (Ту-22М3, Ту-95, Ту-160) В этом секторе ОАО «Моторостроитель» также является монополистом. Эта отрасль в силу постоянно увеличивающихся темпов роста государственного заказа на данные услуги является одной из важнейших для предприятия.
  • Техническое обслуживание и производство газоперекачивающих двигателей. Эта сфера рынка характеризуется довольно усиливающейся и сильной на данный момент конкуренцией. В этом секторе, помимо ОАО «Кузнецов», заняты также ОАО «Пермские моторы», НПО «Сатурн», ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» и другие. Хотя по мощности различается номенклатура производимых двигателей, если брать в целом компании являются непосредственными конкурентами. Этот рынок полностью сосредоточен на потребностях только одного заказчика - РАО «Газпром ». Одно из достоинств ОАО «Кузнецов» - большой опыт истории сотрудничества с отраслью газоснабжения - государственная трубопроводная система снабжена двигателями ОАО «Кузнецов» с 1976 года.
  • Ремонт и производство БМЭ (блочно-модульных электростанций) для производства тепла и электроэнергии мощностью 10 и 25 мегаватт. Эта сфера деятельности является относительно новой для ОАО «Кузнецов». Блочно-модульные электростанции поступают на ТЭЦ РАО «ЕЭС России». Занимаемая ОАО «Кузнецов» ив этой сфере доля рынка незначительна.

ПАО "Кузнецов" - ведущее предприятие России по производству и ремонту авиационных газотурбинных двигателей, жидкостных ракетных двигателей для космических ракет типа Р-7, приводов газоперекачивающих агрегатов и блочно- модульных электростанций. Выпускаемые двигатели отличаются высокой надежностью, экономичностью и длительным ресурсом.

С двигателями предприятия осуществлены запуски пилотируемых космических кораблей "Восток", "Восход", "Союз" и автоматических транспортных грузовых космических аппаратов "Прогресс".

ПАО "Кузнецов" является основным поставщиком приводов газоперекачивающих агрегатов магистральных газопроводов для ОАО "Газпром". Каждый третий привод нагнетателя магистральных газопроводов России произведен предприятием.

Контактные лица

Соболев Алексей Алексеевич - Заместитель генерального директора - управляющий директор ПАО "Кузнецов"

Сертификаты и лицензии:

Предприятие имеет все виды лицензий, предусмотренных российским законодательством на ведение деятельности по созданию авиационных, ракетных и индустриальных двигателей и проведению необходимых работ по обеспечению производства.

Участие в объединениях

Корпорация "ОБОРОНПРОМ" - многопрофильная промышленно-инвестиционная группа в области машиностроении и высоких технологий. Входит в состав государственной корпорации "Ростехнологии" (Ростех). Корпорация основана в 2002 г. Продукция: вертолеты, авиационные двигатели, газоперекачивающие станции, комплексы ПВО.

Предприятий в группе: 19

Предприятий в группе: 9

Международная ассоциация "Союз авиационного двигателестроения" - добровольный союз изготовителей и потребителей высокотехничной продукции. В нее входят практически все крупнейшие фирмы мира по авиационным моторам, имеющие большой авторитет и владеющие высочайшим искусством создания, производства и эксплуатации сложнейших технических устройств, каким является авиадвигатель. Ассоциация является оптимальной структурой, координирующей выполнение требований, предъявляемых к авиадвигателям в течение всего жизненного цикла. АССАД - создана в феврале по инициативе 58 предприятий и организаций и зарегистрирована 31 мая 1991 года (свидетельство Московской регистрационной палаты 003.076). В рамках АССАД с нами работают 91 фирма различного профиля, представляющие Россию, Украину, Беларусь, США, Англию, Францию, Германию, Канаду и Швейцарию - научно-исследовательские, опытно-конструкторские, серийные, ремонтные государственные, акционерные и частные фирмы, занятые созданием, производством, ремонтом и сервисным обслуживанием авиационных двигателей и агрегатов к ним, вспомогательных силовых установок, приводов для газоперекачивающих и энергетических установок, утилизацией авиационных двигателей, а также большой номенклатурой товаров широкого спроса (двигателей для автомобилей, лодочных моторов, снегоходов, мотоблоков и мотокультиваторов и многих других товаров). Ассоциация тесно взаимодействует с Российским авиационно-космическим агентством, Министерством науки, промышленности и технологий РФ, МО (ВВС) РФ, Авиарегистром Межгосударственного авиационного Комитета.