Что такое профориентация школьников. Особенности подростковой профориентации. Темы для классных часов по профессиональному самоопределению

11.01.2024 Первые шаги

По статистике только 40% россиян работают по специальности. Из них только десятая часть по настоящему успешна в своей работе и продвигается по карьерной лестнице. Таким образом, меньше 5% выпускников вузов в нашей стране достигают желаемых успехов в выбранной в школе области!

60% выпускников после получения корочки не могут найти себе подходящую работу в выбранной ранее области. Основная причина – специальность не интересна и не вызывает энтузиазма для развития в ней. Такие выпускники продолжают метаться между разными профессиями, теряя драгоценные годы жизни, вместо того, чтобы расти по карьерной лестнице в правильно выбранном направлении.

Очевидно, чтобы достичь хороших результатов по жизни необходимо еще в школьном возрасте определить склонности и таланты ребенка для дальнейшего их развития. В этом деле хорошо подойдет профориентация для школьников 8,9,10,11 классов.

Цели курса профориентации для школьников:

  • удачно поступить и окончить ВУЗ: правильный подбор вуза позволит ребенку легко поступить на бюджет, заниматься не из-под палки и обеспечить счастливое будущее.
  • выбрать интересную и перспективную на рынке специальность: выбрав правильное направление обучения подростка, вы можете быть уверены в его востребованности на рынке труда и хорошем доходе в будущем.
  • спланировать профессиональное развитие подростка на 7-10 лет и выйти к 22-25 года на доход выше среднего. К этому возрасту в Москве легко можно зарабатывать около 120 тыс. рублей в месяц.
  • Акция «Многоаспектный выбор профессии»


    Теоретическое обоснование:
    На выбор профессии влияют многочисленные факторы, которые обусловливают выбор человеком той или иной профессии. По методике Е.А. Климова определено 8 позиций выбора профессии: позиция старших членов семьи, позиция товарищей, позиция учителей, личный профессиональный план, способности, уровень притязаний, информированность, склонности. Данная классификация послужила основой для трансформации позиций выбора профессий в аспекты выбора профессий.
    Аспект (от лат. aspectus - вид, облик, взгляд, точка зрения) - одна из сторон рассматриваемого объекта, то, как он видится с определённой точки зрения.
    Профессиональная ориентация – многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов.
    Многоаспектный выбор профессии – это многочисленные стороны профессионального выбора, которые необходимо и крайне важно учитывать при выборе профессии, так как от учета этих аспектов: состояния здоровья, информированности, способностей, склонностей, мнения учителей и старших членов семьи, а также личного профессионального плана, диагностики и консультации у психолога-профориентатора зависит успешный выбор.
    Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни родителя и его ребенка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о том, что выбор профессии часто вызывает серьезные сомнения и трудности у подростков, так как они психологически еще не готовы сделать выбор самостоятельно. Потому нуждаются в помощи взрослых. Поэтому важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с ребенка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.
    Цели: побуждение родителей к дальнейшему совместному (вместе с ребенком) учету многоаспектности выбора профессии.
    Задачи:
    - информирование участников акции о многогранности и многоаспектности профессионального выбора;
    - мотивирование родителей учащихся на выработку гибкой системы взаимодействия родитель – ребенок в вопросе успешного выбора профессии;
    - формирование установки на осознанный выбор профессии, через объяснение влияния аспектов на выбор профессии;
    - визуализирование, фиксирование мнений и положительных сторон каждого аспекта выбора профессии.
    Условия проведения:
    Место проведения: учебная аудитория, оснащенная в соответствии с требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности, оснащенная мультимедийным оборудованием.
    Целевая группа: родители учащихся 8 – 11 классов.
    Количество: 15-25 человек.
    Продолжительность акции: 45 минут.
    Материально-дидактическое оснащение:
    - эталон ответов (Приложение №1);
    - карта профаспектов (Приложение №2).
    Материально-техническое оснащение:
    - мультимедийный комплекс – 1 шт;
    - доска, маркер или мел;
    - канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, маркеры).
    Этапы проведения:
    1 этап – организационный. На данном этапе осуществляется объявление названия, цели акции и этапов работы. Объяснение задач, условий их выполнения участниками. Активизация участников путем ведения с ними диалога по теме акции. Мотивация родителей на когнитивную и эмоциональную деятельность.
    2 этап – основной. Показ мультимедийной презентации акции «Многоаспектный выбор профессии», обсуждение возникших вопросов, выполнение задания.
    3 этап – заключительный. На этом этапе осуществляется подведение итогов, рефлексия.
    Результативность: влияние логично и систематично подобранного материала на когнитивный, эмоциональный и поведенческий уровень участников акции, осуществляемых в виде размышлений и визуализации на протяжении всей акции, позволит побудить родителей к дальнейшему совместному (вместе с ребенком) учету многоаспектности выбора профессии. А также приобрести опыт анализа и систематизации знаний об аспектах выбора профессии.
    Ход проведения:
    Организационный этап
    Здравствуйте, меня зовут …, я педагог-психолог «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Отдела профессионального самоопределения школьников, занимающимся подготовкой детей с 1 по 11 классы к осознанному, правильному выбору своей будущей профессии.
    Сегодня мы пригласили вас на акцию «Многоаспектный выбор профессии» для того бы вы приобрели компетенции в вопросе успешного выбора профессии, как дальнейшей основы для совместного (вместе с ребенком) анализа успешного выбора профессии.
    Мотивация:
    Выбор профессии – первый шаг в самостоятельной жизни, от которого во многом зависит, как сложится дальнейшая судьба Вашего ребенка. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни и быть уверенным в завтрашнем дне. Сделать этот выбор нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в правильном направлении. И конечно же поддержка и советы родителей в этом непростом деле является очень значимым для ваших детей.
    ? Как вы думаете, что служит основанием при выборе будущей профессиональной деятельности (Нужно основываться на мнении старших членов семьи, товарищей, учителей вашего ребенка, составив профессиональный план, учитывая способности, состояние здоровья, информированность, склонности) .
    Так вот, наша цель помочь вам узнать о многогранности и многоаспектности выбора профессии, а вы в свою очередь сможете передать полученную информацию своим детям, тем самым обеспечивая успешный профессиональный выбор и активно проявляя свою роль в подготовке к труду и выбору профессии.
    Основной этап
    А теперь сделаем акцент на главном – что же нужно учитывать в выборе будущей профессиональной деятельности, чтобы он был успешным.
    Позиция старших членов семьи (ПС)
    В наше время большинство родителей либо дают своим детям полную свободу выбора, либо мудро ограничиваются советами. Лишь немногие навязывают свое мнение, диктуют свою волю детям. Так или иначе, а мнение старших членов семьи детям необходимо знать и хорошо обдумать, потому что зачастую родителям, как никому другому, видны сильные и слабые стороны ребенка, родители знают интересы и склонности, способности и возможности.
    Следующий аспект выбора – это позиция товарищей (ПТ)
    Дружеские связи детей крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Поэтому этот выбор порой превращается в выбор между друзьями и интересами. Но ребенку необходимо остановиться на втором, то есть на своих профессиональных интересах. Это предпочтительнее, так как риск потерять друзей почти исключен, если это действительно друзья. Гораздо больший риск потерять друзей, потеряв себя. Выпускать из вида это аспект не стоит, так как друзья способны также дать дельные советы, которые возможно не учли бы в других аспектах. Так, например, друг вашего ребенка может ему указать на новые и перспективные специальности, о существовании которой он не знал, и даже не знали и вы.
    Следующее, что нужно учитывать - это позиция учителей (ПУ)
    Дети порой не знают, какими их видят взрослые, как они расценивают их возможности стать высококлассным специалистом в выбранной ими сфере профессиональной деятельности. Наиболее сведущими и беспристрастными в этом отношении являются учителя. Наблюдая за учебой и внеучебной деятельностью, педагог ставит своего рода прогнозы относительно интересов, склонностей, способностей, характера, подготовленности для взятия профессиональных и жизненных высот вашего ребенка. Он знает о много такого, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от них самих. Обязательно необходимо провести разведку позиции учителей, поинтересоваться их мнением о целесообразности выбора.
    Следующее, что необходимо учитывать - личный профессиональный план (ЛПП)
    Отсутствие или размытость такого плана обрекает на "слепое" плавание в океане профессий. Личный профессиональный план поможет ответить на следующие вопросы:
    чему и где учиться, куда и кем пойти работать после школы, перспективы повышения профессиональной и общеобразовательной подготовки;
    пути и средства достижения цели (самообразование, посещение факультатива, кружка, подготовительных курсов, выбор конкретного места учебы или работы);
    представление о собственных недостатках (и достоинствах), которые могут повлиять на достижение намеченных целей.
    представление о возможных внешних (объективных) препятствиях на пути к целям (кто и что может помешать).
    знание путей преодоления внешних препятствий.
    знание резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту.
    Грубо говоря, личный профессиональный план – это задачи, которые необходимо выполнить на пути достижения цели.
    Состояние здоровья (СЗ) – это следующий аспект
    Выбирая профессию и планируя свой жизненный путь, очень важно позаботиться о реалистичности оценки своего состояния здоровья. Ну, и конечно, немаловажно знать обладает ли предполагаемая профессия вредным воздействием на состояние физического и психического здоровья работника.
    Следующее, что необходимо учитывать – это способности (СП)
    Под способностями понимают индивидуальные особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности и не сводящиеся к знаниям, навыкам. Любые черты человека, начиная с особенностей морального облика и кончая осязательной чувствительностью кончиков пальцев, могут выступать в роли способностей. Способности – это не интересы, это какие-то таланты данные природой, с рождения. Например, высокий уровень развития памяти и внимательности; высокий уровень развития тонкой моторики и ловкости; хорошо развитые аналитические способности (умение получать и обрабатывать нужную информацию); развитые коммуникативные способности; технические способности; способность анализировать, сопоставлять факты; организационные способности; способность к самоконтролю; хорошая зрительная память…
    И важно помнить о том, что лишь квалифицированный специалист – педагог-психолог сможет достоверно выявить сильные и слабые стороны вашего ребенка.
    Следующий аспект выбора профессии - это склонности (СК)
    Склонность - нечто большее, чем просто интерес. Одно дело - хотеть знать, другое - хотеть сделать. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть времени, в том числе свободного. Делать можно что-либо можно не обязательно руками, но и в уме. Например, областью склонностей может быть и сфера общения. Когда есть склонность, то предполагается и наличие интереса. При оценке своих личных качеств важно обратить внимание именно на склонности - не просто желание узнать, а желание заняться делом, от которого потом трудно оторваться. Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Пока они не сформированы, нечему и проявляться. Детям надо сознательно включаться в самые разнообразные виды деятельности, не бояться увлечения. Лучше пробовать, как бы проигрывать разные варианты на уровне увлечений, чем потом неоправданно часто менять места учебы и работы. Акцентируем внимание на том, что склонности, грубо говоря, это наши интересы, а способности - это таланты данные нам с детства. Если склонности формируются, то способности у нас уже есть. Например: я умею петь, у меня хорошие голосовые данные - это моя способность, а еще я люблю вышивать - это моя склонность, склонность к кропотливому ручному труду.
    Еще один важный аспект - это информированность (ИН)
    Необходимость иметь много информации для профессионального самоопределения очевидна. Но важно также учитывать и ее качество. Для этого следует обратить внимание на то, чтобы приобретаемые сведения не оказались искаженными, что может быть при использовании устаревших или недостоверных источников, а также из-за предвзятого отношения к тем или иным областям труда.
    Аспект диагностика у психолога-профориентатора (ДП)
    Задача психодиагностики - выявить и дать информацию об индивидуально-психологических особенностях учащихся, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, - учителям, воспитателям, родителям. Средства психологической диагностики, используемые в МУК: наблюдение, беседа, психологическое тестирование.
    Аспект консультация у психолога-профориентатора (КП)
    Задача психологического консультирования - помочь участникам педагогического процесса самим решать возникающие проблемы. Консультации проводятся для учителей, обучающихся, родителей, администрации образовательного учреждения. Они могут быть индивидуальными или групповыми.
    Текущий инструктаж:
    Сегодня вам предстоит работа в группах. Каждой группе будет выдано по две карты профаспекта. В течение пяти минут каждая группа в своих двух картах профаспекта фиксирует только по две положительных стороны данных аспектов. Вы путем обсуждения главных на ваш взгляд положительных сторон должны будете прийти к единому мнению и в каждой карте профаспекта фиксируете свой ответ, свое мнение.
    Необходимо соблюсти принцип «неповторяемости» как для каждого аспекта, так и для мнений каждой группы.
    Для структурированности материала в каждой карте профаспекта начало предложения обозначено в виде одного из главных членов предложения – глагола. Начало этого предложения необходимо продолжить. Продолженное вами предложение поможет увидеть действительную значимость данного аспекта для вас и вашего ребенка.
    По истечении пяти минут я попрошу группы поменяться местами (по часовой стрелке) и преступить к обсуждению следующих двух карт профаспекта, а также указать в них по две положительные стороны.
    Удачи! Надеемся на продуктивную, активную, инициативную работу. Начинаем.
    Заключительный этап
    А сейчас подведем итоги: каждая группа называет по четыре положительных стороны в каждой из карт профаспекта; и одновременно ваши ответы будут фиксироваться на доске.
    После проделанной работы обсуждаются полученные результаты, участники делятся своими впечатлениями и озвучивают свои пожелания.
    Вопросы для рефлексии:
    1. Что Вам больше всего запомнилось в работе?
    2. Что ценного сегодня Вы узнали?
    3. Как Вы будете использовать полученную информацию?
    4. Как Вы оцените свой вклад, внесенный в общую работу (оцените по шкале от 1 до 5)?
    5. Что сегодня Вам помогало в работе, а что мешало?
    6. Поделитесь ли приобретенной информацией со своими детьми?
    7. Что сказал бы Ваш ребенок по поводу этой акции?

    часто задаваемые вопросы

    В Москве много центров профориентации. Чем вы отличаетесь от других?

    Наше основное отличие – глубокий и комплексный подход. Благодаря использованию более 15 психодиагностических методик, профориентационных тестов и индивидуальной работе высококлассных специалистов психологов-профориентологов, вы получаете целостную картину профессиональных интересов, способностей и возможностей вашего ребенка. Мы также исследуем его личностные, психофизиологические особенности и эмоциональную сферу. И только после этого подбираем профессиональные области и специальности.
    Насколько нам известно, столь серьезно к вопросу выбора профессии не подходят ни в одном профориентационном центре.

    Сколько профессий вы предлагаете? Ведь нам надо найти одну единственную, нашу!

    Обычно мы предлагаем на выбор 10-15 профессий. Это профессии, к которым школьник имеет интерес, и в которых может добиться успеха. На это есть несколько причин:

    • Мы считаем, что подросток сам должен сделать выбор, ведь это его жизнь! А наша задача - показать ему возможные направления.
    • Человек редко бывает предрасположен лишь к одному виду деятельности, к одной профессии. Соответственно, мы учитываем все варианты профессионального развития, исходя из способностей, возможностей и желаний подростка.
    • Многие перспективные профессии лежат на стыке разных дисциплин, поэтому мы не исключаем получение нескольких специальностей (например, бакалавриат по филологии и магистратуру по психологии). Владение несколькими профессиями может стать серьезным конкурентным преимуществом молодого специалиста!

    На итоговой встрече подросток сам выбирает желаемый профессиональный путь.

    В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.

    – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

    Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

    Цели школьной профориентационной работы

    Задачи школьной профориентационной работы

    • Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
    • Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
    • Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
    • Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
    • Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.

    Основные компоненты профессиональной ориентации учеников школ

    Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.

    Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.

    Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.

    Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.

    Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.

    Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.

    Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей.

    Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его. Таким образом, стартовой точкой нелёгкого пути к выбору профессии становятся старшие группы детского сада, где в игровой форме ребёнок получает представление о труде, разнообразии мира профессий, прививаются уважение к чужому труду и желание выбрать для себя самую лучшую и интересную профессию. Ролевые игры помогают как родителям и воспитателя, так и самому ребёнку. Первые получают представление о желаниях, склонностях и способностях детей, последние же, помимо просто интересно проведённого времени, начинают приобретать полезные в дальнейшей жизни умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию. Более подробно профессиональная ориентация в детском саду описана в нашем материале «Профориентация дошкольников».

    В школьной профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников:

    Начальная школа, 1-4 классы

    На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

    Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.

    Для получения развёрнутого материала по возможностям и структуре профориентационной работы в начальной школе можно обратиться к статье «Профориентация в начальной школе, 1-4 классы».

    Средняя школа, 5-7 классы

    С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

    Подробное описание профориентационной работы на этом этапе можно прочесть в материале «Профориентация в средней школе, 5-7 классы».

    Средняя школа, 8-9 классы

    С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

    В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.

    Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

    Окончанию средней школы посвящен отдельный материал «Профориентация в средней школе, 8-9 классы».

    Старшеклассники, 10-11 классы

    Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

    Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

    Статья «Профориентация старшеклассников, 10-11 классы» предлагает подробное описание о процессе профориентационной работы в старших классах, выборе необходимых ЕГЭ и необходимых шагах для поступления в высшее учебное заведение.

    Работа с учениками

    • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
    • Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
    • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
    • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
    • Анкетирование учащихся.
    • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

    Работа с родителями

    • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
    • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
    • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
    • Анкетирование родителей.
    • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
    • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
    • Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).

    Организационно-методическая деятельность

    • Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
    • Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

    Оценка эффективности профориентационной работы в школе

    Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных. К результативным критериям относятся:

    Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.

    Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.

    Потребность осознанного выбора будущей профессии

    Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.

    Осознание школьником общественной значимости труда

    В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.

    Осознание школьников своих возможностей и интересов

    Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.

    Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии

    Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.

    Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:

    Индивидуальный характер профориентации

    Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.

    Направленность профориентации на всестороннее развитие личности

    Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.

    Ожидаемые результаты школьной профориентации

    При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.

    Мнение многих родителей ошибочно в том, что свою будущую профессию следует выбирать, будучи старшеклассником. Специалисты советуют над этим вопросом задуматься намного раньше.

    Сегодня существует выбор клубов, центров, готовых предложить специально подготовленные программы, главной целью которых, выступает профориентация школьников. Индивидуально проводимые занятия, помогут ребенку понять, кем он хочет стать, его наибольшие способности, внутренняя склонность к определённому предмету (математика, биология, литература и др.) или к видам искусства. Что будет способствовать успешному выбору своей профессиональной деятельности в будущем.

    Профориентация подростков проводится с учениками, начиная с 7 по 11 классы, в этой программе, предусмотрена работа по выявлению его наклонностей, интересов, в результате которой подростку будет намного легче определиться с высшим учебным заведением.

    Профориентация в школе проходит при работе психолога с детьми. Как правило, они внештатные работники и приглашены со стороны. Поэтому психолог проводит работу не на постоянной основе, хотя это должно выступать стержнем образовательного процесса, который должен объединить работу со школьниками, с и с родителями.

    Профориентация младших школьников осуществляется как дополнительные занятия в некоторых специализированных центрах. Главной задачей, которых, для ребенка – это поверить в самого себя и в свои силы. Индивидуальные занятия или групповые дискуссии, обычно проходят с использованием различных увлекательных энциклопедий, развивающих игр, что помогает узнать, какие знания, и в какой сфере, больше всего интересны для ребенка, математика, астрономия, спорт или музыка.

    Профориентация это комплекс мер, направленный на оказание помощи молодёжи в выборе своей будущей профессии.

    Профориентация учащихся важна и обязательна. В этом заинтересованы родители, которые хотят видеть, в недалеком будущем, своего ребенка успешным, состоявшимся человеком, со стороны работодателя – это не менее важно, нанимая на работу сотрудника, он желает всегда видеть образованного специалиста.

    Профориентация в начальной школе все – таки должна найти свое определенное место и проводится среди учеников младших классов. Ведь именно это станет началом к правильному выбору своей успешной профессиональной деятельности.
    Профориентация для школьников – это ориентир на престижную и интересную работу в будущем, и еще способность повлиять на настоящий учебный процесс. Особенно это важно для подростков, которым учебные мотивации становятся неактуальны, и их довольно быстро замещает соблазн вредных привычек и криминальных компаний.

    Профориентация тестирование комплексное, возможно пройти на любом специализированном сайте в режиме онлайн. Для школьников и студентов - это возможность узнать, к какой профессии они испытывают большую склонность.