Маклюэн биография. Маклюэн, маршалл. Некоторые высказывания о Маршалле Маклуэне

15.12.2021 Питание

Теоретик воздействия артефактов как средств коммуникации. Получил широкую известность благодаря исследованию формирующего воздействия электрических и электронных средств коммуникации на человека и общество (например, в концепции "глобальной деревни", «абсолютно обеспечивающей несогласие по всем вопросам» - McLuhan: Hot & Cool, NY, Signet Books published by The New American Library, Inc., 1967, p. 286.).).

Его идеи имеют важное значение для понимания развития современной цивилизации как глобального инфокоммуникационного общества.

Биография

Маршалл Маклуэн родился 21 июля 1911 года в городе Эдмонтон (административный центр провинции Альберта, Канада) в методистской семье. Маршалл - это семейное имя, которое использовалось в повседневном общении. В русских источниках можно встретить искажения фамилии Маклуэна как "Маклюэн" и т.д.

Его родители, Элси Наоми (англ. Elsie Naomi) и Герберт Эрнст (англ. Herbert Ernest), родились и всю жизнь прожили в Канаде. Кроме Маршалла у них был ещё один сын - Морис, который родился в 1913 году. Мать Маклуэна сначала была учительницей в баптистской школе, а затем актрисой. До начала первой мировой войны семья жила в Эдмонтоне, где отец Маклуэна имел небольшое дело в области недвижимости. С началом войны отец был мобилизован в канадскую армию, где прослужил около года. В 1915 году семья Маклуэнов переехала в город Виннипег, административный центр канадской провинции Манитоба.

В 1928 году Маршалл Маклуэн поступил в университет Манитобы (Виннипег, Канада), где в 1933 году получил диплом бакалавра по инженерной специальности (электротехника), а в 1934 году - диплом магистра по английской литературе (English studies). Во время обучения начал публиковать небольшие заметки в периодической печати. Так, уже в 1930 году в студенческой газете университета Манитобы появилась первая статья Маклуэна под названием «Макалуэй - вот это человек». Усилившийся интерес к английской литературе побудил его в 1934 поступить в колледж Тринити Холл (Trinity Hall) Кембриджского университета (Англия). Там он обучался под руководством известных представителей нового критицизма И. А. Ричардса (I. A. Richards) и Ф. Р. Ливиса (F. R. Leavis). В 1936 году он получил диплом бакалавра Кембриджского университета и после возвращения в Северную Америку начал преподавательскую деятельность в Висконсинском университете (Мэдисон, США) на должности ассистента.

В 1937 году Маршалл Маклуэн принял католичество. С 1937 года по 1944 (с небольшим перерывом в 1939-1940 годах, когда он уезжал в Кембридж, чтобы получить диплом магистра) преподавал английскую литературу в католическом университете Сент-Луиса (Сент-Луис, США). Там он познакомился с Кориной Льюис, на которой женился в 1939 году. У них родилось шестеро детей.

В декабре 1943 года Маклуэн получил степень доктора наук, защитив диссертацию под названием «Место Томаса Нэша в обучении его времени» (The Place of Thomas Nash in the Learning of His Time). В 1944 году Маклуэн возвращается в Канаду, где в 1944-1946 годах преподает в Колледже Успения (Assumption College) в городе Виндзор, провинция Онтарио. Переехав в Торонто в 1946 году, он начинает преподавать в католическом колледже Святого Михаила в университете Торонто. С университетом Торонто связаны основные достижения Маршалла Маклуэна. Там в 1952 году он становится профессором и издаёт большинство своих книг. Значительное влияние на направление научных исследований Маклуэна оказало знакомство с коллегой по университету, канадским экономистом Гарольдом Иннисом (Harold Innis). В 1953-1955 годах Маклуэн был руководителем семинаров по культуре и коммуникациям, проводившихся при поддержке Фонда Форда. В 1963 году он создал Центр культуры и технологии.

Научная и публицистическая деятельность Маршалла Маклуэна, хотя и далеко не сразу, получила широкое признание. В 1964 году он стал членом Королевского научного общества Канады, а в 1970 году - кавалером Ордена Канады. В 1975 году Маклуэн был назначен советником Комиссии по социальной коммуникации Ватикана.

В конце 60-х годов здоровье Маклуэна стало быстро ухудшаться. В 1967 году он перенес операцию по удалению опухоли головного мозга, в 1979 году случился инфаркт. Маршалл Маклуэн умер 31 декабря 1980 года в Торонто.

Основные работы

Маршалл Маклуэн написал много книг и статей, часть из них - в соавторстве. Среди его основных работ - «Механическая невеста: фольклор индустриального человека» (1951), «Гутенбергова галактика: создание типографского человека» (1962), «Понимание средств коммуникации: продолжение человека во вне» (1964), «Средства коммуникации - это массаж: перечень следствий» (1967, в соавторстве с Квентином Фиоре), «Война и мир в глобальной деревне» (1967, в соавторстве с Квентином Фиоре), «От клише к архетипу» (1970, в соавторстве с Уилфредом Уотсоном), «Город как учебная аудитория» (1977, в соавторстве с Кэтрин Хатчон и Эриком Маклуэном).

Взгляды и направление исследований Маршалла Маклуэна претерпели серьезную эволюцию. Если вначале он, скорее, литературовед, критикующий современное западное общество за манипулирование сознанием масс и упадок интереса к классическому культурному наследию, то в дальнейшем характер его критики во многом изменяется. С 50-х годов Маклуэн изучал современное общество и культуру, в основном, как производный продукт электрических и электронных технологий коммуникации. Неслучайно интерес к работам Маршалла Маклуэна резко возрос с появлением Интернета теории коммуникации.

Механическая невеста: фольклор индустриального человека (1951) Первая крупная работа Маршалла Маклуэна «Механическая невеста: фольклор индустриального человека» заняла видное место в области исследований массовой культуры. [ «Наш век, - писал Маршалл Маклуэн, - это первый век, в который многие тысячи отлично подготовленных умов полностью посвятили себя задаче профессионального проникновения в коллективное публичное сознание … с целью его манипуляции, эксплуатации и контроля.» ] Название книги «Механическая невеста» было взято из пьесы дадаиста Марселя Дюшана.

Как и последующие работы, первая книга Маршала Маклуэна написана в мозаичном стиле. Она состоит из небольших глав, которые необязательно читать по порядку их следования. Дело в том, что, исследуя современное общество с его электронными технологиями коммуникации, Маклуэн следует задаваемому ими способу построения своих сообщений (мозаичность - основная форма сообщений, передаваемых средствами инфокоммуникации). Неслучайно на одной странице его книг можно встретить репродукции рекламы, выдержки из газетных сообщений, цитаты из научных работ, сочинений Шекспира и т. д.

«Когда мы имеем дело с информационными перегрузками, нам не остается ничего, кроме восприятия по принципам устойчивого схематизма (пэттерна).» Маршалл Маклуэн.

В ведении к книге Маклуэн указывает на то, что современный фольклор является продуктом интеллектуальной деятельности огромной армии профессионалов: рекламных агентов, писателей, сценаристов, художников, режиссёров, дизайнеров, журналистов, учёных. Все они используют устойчиво воспроизводящееся в массовом сознании состояние недостаточности, незавершенности, неполноты понимания в целях массового потребления, так необходимого для функционирования современной капиталистической экономики. Особое значение при этом приобретает сама форма подачи информации: в процессе восприятия мозаичных сообщений у аудитории нет времени на их последовательное рациональное осмысление. В книге Маклуэн показывает скрытое воздействие различных видов массовой коммуникации: рекламы, телевидения, кино и т. п..

Каждая глава книги предстает в качестве относительно самостоятельного произведения, в котором анализируется тот или иной аспект массовой культуры. Одна из глав, «Механическая невеста», стала названием всей книги. В ней Маклуэн рассматривает понимание сферы половых отношений как производное от использования техники. В качестве примера приводится реклама колготок «На пьедестале», где показаны женские ноги в колготках, стоящие на пьедестале: «Речь идет о крайне бихевиористском взгляде на секс, сводящем сексуальный опыт к его механическим и гигиеническим аспектам. … В эпоху думающих машин было бы поистине удивительно, если бы не придумали машин для занятия любовью.».

Гутенбергова галактика: создание типографского человека (1962) Книга «Гутенбергова галактика» получила премию правительства Канады и сделала имя Маклуэна широко известным в научной среде . В этой книге Маклуэн дает ответ на вопрос: каким образом коммуникационные технологии (преимущественно, письменность и книгопечатание) влияют на организацию когнитивных восприятия и мышления, а также способов общественной организации. Во многом эту работа продолжает исследования Гарольда Инниса. Маклуэн отмечает, что Иннис «стал первым человеком, случайно открывшим процесс изменений, имманентно присущий средствам массовых коммуникаций и сопровождающий их появление», но в «Гутенберговой галактике» Маклуэн идет дальше Инниса .

Этапы развития культуры и общества по Маршаллу Маклуэну первобытная дописьменная культура, основанная на общинном образе жизни; культуры, складывающиеся под влиянием письменности; особое место отводится роли фонетического алфавита; культура, складывающаяся под влиянием печатного набора И. Гутенберга («Гутенберговой галактики»), эпоха победы последовательности в восприятии и мышлении, индивидуализма по типу действующей причины Аристотеля, развитие которого привело к победе капиталистического способа производства, промышленной революции, принципа централизованной иерархической интеграции в государственном управлении, национального государства; современный этап - «электронное общество» (мир как «глобальная деревня»), под влиянием мгновенно действующих электронных средств коммуникации выводящее на ведущее место в восприятии и мышлении принцип одновременности, многомерное аудио-тактильное пространство .

«Понимание средств коммуникации: продолжения человека во вне» (1964) Маклуэн показывает, что все предметы человеческой культуры (артефакты)выступают как средства коммуникации (связи и общения), влияющие на человека и общество сами по себе. Элементарным средством коммуникации является электрический свет: «Электрический свет - это чистая информация. Он представляет собой, так сказать, средство коммуникации без сообщения»(Маклуэн М., Понимание средств коммуникации: продолжения человека во вне). Электрический свет позволяет использовать ночное время, делая деятельность современного общества круглосуточной. Схожим образом телевидение, радио, газеты и другие средства массовой коммуникации оказывают огромное и до сих пор во многом неизвестное воздействие на развитие общества уже самим фактом своего существования. Суть своего подхода Маклуэн сформулировал ставшим знаменитым афоризмом «Средство коммуникации есть сообщение» (The Medium is the Message).

Средство коммуникации - это "массаж": перечень следствий (1967) Когда книга появилась в продаже, многим показалось, что в последнем слове названия сделана ошибка, и что настоящим названием книги является афоризм «The medium is the message (Средство коммуникации есть сообщение)». Однако, за счёт смены одной буквы в слове «massage» появилось, как минимум, два новых смысла: «средство коммуникации как массаж», то есть как нечто, массирующее человека, исподволь меняющее его формы восприятия, и «средство коммуникации как век масс» (Mass Age). Книга стала результатом сотрудничества Маклуэна с дизайнером и фотографом Квентином Фиоре, который при помощи коллажа и фотографий оформил афоризмы и основные идеи Маклуэна.

В книге «Законы средств коммуникации (Laws of Media)», опубликованной после смерти Маршалла Маклуэна (1988) его сыном Эриком Маклуэном, речь идет о понимании основных форм коммуникационного воздействия.

Влияние идей Маршалла Маклуэна

Отметим многие выступления и интервью Маршалла Маклуэна, которые можно легко найти, например, в YouTube; переиздания его книг; термин «маклуэнизм», появившийся во французском языке для обозначения форм культуры, сложившихся под влиянием электронных средств коммуникации; включение его имени престижным справочным альманахом «Information Please Almanac» в число наиболее выдающихся людей за всю историю человечества.

В "копилку" Маклуэна можно добавить популярность среди освоившихся в инфокоммуникационном обществе художников, скульпторов, архитекторов, инженеров, предпринимателей, кураторов музеев, школьных и вузовских преподавателей, кинематографистов, телевизионных продюсеров, специалистов по манипуляции общественным мнением, газетных репортеров, поэтов. О своей признательности Маклуэну заявил известный представитель алеаторической (то есть создаваемой и исполняемой из расчета на случайность) музыки Джон Кейдж.

Вначале ожесточенно критиковавшие его представители литературного истеблишмента со временем стали все больше обнаруживать, что Маклуэн, по существу, дополняет и совершенствует их собственные представления о роли инфокоммуникаций. Его не только стали называть автором «самой радикальной и самой разработанной теории коммуникации» (Czitron D., Media and the American Mind. From Morse to McLuhan. Chapel Hill, 1982, p. 147), но и публиковать статьи о нем как об одном из крупнейших мыслителей (см., например, Thinkers of the Twentieth Century. L., 1984). Идеи Маршалла Маклуэна прочно вошли в теоретический арсенал исследователей инфокоммуникационного общества.

В художественной литературе последователей идей Маклуэна также немало (в том числе среди представителей киберпанка).

Бум идей Маклуэна на Западе в связи с глобальной инфокоммуникационной революцией не должен удивлять, имея в виду, насколько плодотворно он поработал в этой области. Основные идеи Маршалла Маклуэна для многих сегодня стали само собой разумеющимися, и человеку, хорошо знающему его работы, нетрудно увидеть их многостороннее влияние применительно к повседневной жизни, науке, культуре, философии, массовой культуре, политике, образованию, рекламе, кино (и не только там, где это легче всего увидеть: см., например, Кроненберг, Дэвид, фильм «Видеодром» и фильм Вуди Аллена «Энни Холл» (1977), где Маршалл Маклуэн сыграл самого себя).

Сейчас поисковые системы Интернета в ответ на запрос о Маршалле Маклуэне предагают множество научных исследований, использующих его теоретические разработки. Посредством того же Интернета осуществляется несколько международных проектов, в центре которых находятся представления Маклуэна о формирующей роли средств инфокоммуникации. В Интернете на протяжении мнгогих лет действует сеть Ассоциации по проблематике экологии средств инфокоммуникации (Media Ecology Association, U.S.A.) McLuhan List, изо дня в день сводящая воедино исследователей проблем глобального инфокоммуникационного общества из разных стран. В этой сети, в частности, плодотворно работает сын Маршалла Маклуэна Эрик Маклуэн.

Маршалл Маклуэн, наряду с Гарольдом Иннисом, иногда неправомерно рассматривается в качестве основателя «теории средств коммуникации» в области социологии массовых коммуникаций . Сам Маршалл Маклуэн не только никогда не считал себя социологом, но и дистанцировался от социологии как, в принципе,устаревшего "специализма". Напомним, что для американских социологов с их структурно-функционалистским императивом неожиданной оказались электронно-молодежная революция в Америке и связанные с ней события, в то время как для Маршалла Маклуэна это были вещи само собой разумеющиеся,например, в связи с выходом в большую жизнь "первого телевизионного поколения", ставших взрослыми американских мальчиков и девочек, впитавших способы понимания жизни "с теелвизором своей матери".

Под влиянием Маршалла Маклуэна сформировались взгляды З. Бжезинского.

В философии идеи Маклуэна нередко соотносят с постмодернизмом. Сам Маклуэн показывал свои кардинальные расхождения с этим подходом.

В СССР взгляды Маршалла Маклуэна анализировались с 60-х годов в работах Э. Араб-оглы, В. Аверьянова, Р. Борецкого, А. Волкова, Н. Василенко, Н. Голядкина, Г. Григоряна, П. Гуревича, Ю. Давыдова, Ю. Каграманова, Е. Карцевой, И. Кравченко, А. Ковалева, Р. Копыловой, В. Коробейникова, В. Лындина, А. Мидлера, С. Можнягуна, В. Скибы, В. Терина, М. Туровской, О. Феофанова, Б. Фирсова, В. Царёва и других.

В 1977-1978 годах в ИНИОН (Институте научной информации по общественным наукам) АН СССР был опубликован аналитический реферативный сборник «Идеологическая функция технократических концепций пропаганды» в двух томах, где подробно рассматривались теоретические воззрения Маршалла Маклуэна и по большей части неадекватная реакция на них в странах Запада (преимуществено в США). Сборник вышел с грифом «Для служебного пользования», то есть ориентирован он был, в основном, на сотрудников научно-исследовательских институтов. Если гриф сборника стал анахронизмом, то его тираж (500 экземпляров) для РФ выглядит вполне по-современному.

Начиная с этого сборника, научные редакторы которого плохо знали английский язык и, как им и было положено, считали себя главными авторами, распространилось написание имени «McLuhan» как «Маклюэн» (если это написание правильно, то тогда правильно писать «люна»).

Переводы работ Маршалла Маклуэна на русский язык представляют собой большую сложность. Неудовлетворительным качеством ряда переводов во многом объясняется то, что теоретические разработки Маклуэна, несмотря на всю их важность для понимания современного общества, до сих пор остаются на периферии интересов российского научного сообщества.

Некоторые высказывания о Маршалле Маклуэне

  • Писатель и публицист Том Вулф предположил, что Маклуэн, возможно, наиболее значимый мыслитель со времен Ньютона, Дарвина, Фрейда, Эйнштейна и Павлова.
  • Бывший премьер-министр Канады Пьер Трюдо , встречавшийся с Маклуэном, сказал: «Я думаю, что у него была гениальная интуиция».
  • Исследователь глобальных инфокоммуникаций Мануэль Кастельс отводил Маклуэну место «великого провидца, который … революционизировал понимание восприятия и мышления в сфере коммуникаций».

Фильмы о Маршалле Маклуэне

  • Пробуждение Маклуэна (McLuhan’s Wake), реж. Кевин Макмэхон
  • Азбука Маршалла Маклуэна (Marshall McLuhan’s ABC), реж. Дэвид Соубельман
  • Исследования Маклуэна (The McLuhan Probes) реж. Дэвид Соубельман
  • Вне орбиты (Out Of Orbit) реж. Карл Бессэ
  • Оксфордский словарь английского языка содержит 346 ссылок на Маклуэна.
  • В 1989 году, то есть спустя девять лет после его смерти, выходит книга «Глобальная деревня» (в соавторстве с Брюсом Пауэрсом).
  • В 1995 году опубликовано e-mail «интервью» с Маклуэном в журнале

    Примечания

    Литература

    На английском

    • McLuhan M., The Mechanical Bride: Folklore of Industrial Man. - N.Y.: The Vanguard Press, 1951.
    • McLuhan M., The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. - Toronto: Univ. of Toronto Press, 1962.
    • McLuhan M., Understanding Media: The Extensions of Man. - N.Y.: McGraw Hill, 1964.
    • McLuhan M., Fiore Q. The Medium is the Massage: An Inventory of Effects. - N.Y.: Random House, 1967.
    • McLuhan M., Fiore Q. War and Peace in the Global Village. - N.Y.: Bantam, 1968.
    • McLuhan M., Parker H. Through the Vanishing Point: Space in Poetry and Painting. - N.Y.: Harper & Row, 1968.
    • McLuhan M., Culture is Our Business. - N.Y.: McGraw Hill, 1970.
    • McLuhan M., Watson W. From Cliche to Archetype. - N.Y.: Viking, 1970.
    • McLuhan M., Hutchon K., McLuhan E. - City as Classroom: Understanding Language and Media. The Book Society of Canada Limited, 1977.

    На русском

    • Маклюэн М., Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего (правильный перевод: Гутенбергова галактика). - М.: Фонд «Мир», Академический Проект, 2005.
    • Маклюэн М., Понимание медиа: внешние расширения человека (правильный перевод: Понимание средств коммуникации: продолжения человека во вне). - М.: Канон-Пресс/Кучково поле, 2003.
    • Маклюэн М. Пресса: управление посредством утечки информации
    • Маклуэн М., С появлением Спутника планета стала глобальным театром, в котором нет зрителей, а есть только актеры". Пер. В. П. Терин // Кентавр, М., 1994, № 1. http://pechali.narod.ru/masskomm1.txt http://old.mgimo.ru/kf/MEDIA/msarticl/index.htm
    • Маклуэн М., Телевидение. Робкий гигант. Пер.: В. П. Терин. // Телевидение "87, М., Издательтво "Икусство"; http://pechali.narod.ru/masskomm2.txt

    Библиография

    На английском

    • Gordon T.W. Marshall McLuhan: Escape into Understanding: A Biography. - Toronto: Basic Books, 1997.
    • Levinson P. Digital McLuhan: A Guide to the Information Millennium. - N.Y.: Routledge, 1999.
    • Marchand P. Marshall McLuhan: The Medium and the Messenger. - Cambridge: MIT Press, 1998.
    • Meyrowitz J. Medium Theory // Communication Theory Today / Ed. by David Crowley and David Mitchell. - Stanford: Stanford University Press, 1994.
    • Miller J. Marshall McLuhan. - N.Y.: Viking Press, 1971.

    На русском

    • Вулф Г., Мудрость Св. Маршалла, Священного Глупца // Русский журнал. 2001. 19 апреля.
    • Гаков В., Рыцарь медийного образа // Коммерсант-Деньги. 2001. № 28. 18 июля.
    • Засурский И., Продолжение человека // Независимая газета. 2004. 17 сентября.
    • Козлова Н. Н., Критика концепции «массовой культуры» Маршалла Маклюэна. Автореф. дис. на соискание уч. степени кандидата философских наук. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1976.
    • Козлова Н., Маклюэн: контексты мифа // Пушкин. 1998. N 5(11). 1 июля.
    • Мадисон А., Маршалл Маклюэн и информационные войны // СМИ.ru. 2000. 14 января
    • Николаев В., Герберт Маршалл Маклюэн и его книга «Понимание средств коммуникации» // Отечественные записки. 2003. № 4.
    • Терин В. П., Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. Издание второе, переработанное и дополненное. М., 2000.
    • Уитцель М. Человек, который видел будущее // Элитариум, www.elitarium.ru
    • Царёв В. Ю. Социально-культурные основания «маклюэнизма» . Автореф. дис. на соискание уч. степени кандидата философских наук. - М., 1989.

108 лет назад родился Маршалл Маклюэн – человек, которого часто называют основателем теории медиа как самостоятельной дисциплины. Трудно найти мыслителя, статус которого в современной культуре был бы столь же необычен. Был ли Маклюэн прежде всего представителем мира Академии или скорее поп-культурным персонажам? С одной стороны, Маклюэн становится объектом серьезных, многостраничных исследований, в честь него называют исследовательские центры. С другой стороны, широкой публике он известен во многом благодаря исполнению роли самого себя в «Энн Холл» Вуди Аллена, а придуманный им термин «глобальная деревня» стал названием марки овощных смесей и туристического парка развлечений в Дубае.

Биографические подробности жизни мыслителя далеко не всегда важны для понимания его концепции, но в случае Маклюэна о некоторых вещах стоит упомянуть. Маклюэн родился в канадском городе Эдмонтон в семье протестантов. Всю жизнь он испытывает к протестантизму глубокое неприятие, говоря, что его «бессмысленный и мертвый свет поглощает любой объект». В возрасте четырех лет он с родителями обосновывается в Виннипеге, где и живет вплоть до поступления в университет. Надо сказать, что мнение Маклюэна о родном городе едва ли более лестно, чем его характеристика протестантизма. В Виннипеге, как позже вспоминает Маклюэн, человек должен жить в «злой, механистичной, безрадостной, неестественной манере».

Окончив школу, Маклюэн год учится инженерному делу, но решает, что его больше интересует изучение английского, и переходит на соответствующую программу в Университете Манитобы. Несмотря на это, интерес к технике он сохраняет надолго. Получив дипломы бакалавра и магистра, Маклюэн продолжает обучение в Кэмбридже, где занимается исследованием литературы. Его интересует так называемый тривиум – средневековая система обучения, сочетающая три дисциплины: грамматику, логику и риторику. В Англии Маклюэн открывает для себя творчество Гилберта Кита Честертона – поэта, писателя, философа и ревностного апологета католицизма. Книга Честертона «Что стряслось с миром?» впечатляет его настолько, что он решает обратиться к католицизму, встав наконец в открытую оппозицию к протестантству.

Это событие во многом определяет его дальнейший путь – Маклюэн сотрудничает с консервативным изданием Sewanee Review , пишет статьи о деградации современного общества. С правых позиций он выступает против инфантилизации, потребительства, феминизации общества (как пишет биограф Маклюэна Филипп Марчанд, «…его взгляды на женщин были устаревшими даже по меркам тридцатых»). Так, в статье Peter and Peter Pen (1938) он противопоставляет апостола Петра как символа утраченной мудрости Питеру Пэну как символу нового, бессмысленного общества, а в The Southern Quality (1947) говорит о почти что метафизическом противостоянии Южных Штатов, последнего убежища человечности, и Новой Англии, колыбели жестокой и технократичной современной цивилизации. В этот период Маклюэн симпатизирует Франко и переписывается с Эзрой Паундом, американским поэтом, мигрировавшим в фашистскую Италию.

Позиция начинает меняться в начале 50-ых. В 1951-м выходит «Механическая Невеста» – книга, которая сейчас видится чем-то вроде мостика между право-консервативной публицистикой Маклюэна и его работами по теории медиа, написанными в почти что поп-артовской, кичевой манере. «Невеста» полностью посвящена анализу разнообразных рекламных объявлений. Здесь позиция Маклюэна уже не сводится исключительно к осуждению бездуховности современной цивилизации. Он предлагает посмотреть на безумства рекламной индустрии как бы со стороны. Недаром подзаголовок книги гласит: «Фольклор индустриального человека». Дурацкие постеры и слоганы в его работе предстают наскальными рисунками современных племен. Тем не менее, как позже будет вспоминать сам Маклюэн, в «Невесте» присутствовала сильная консервативная нота – она была написана с позиций «…грамотного гуманиста, столкнувшегося с враждебными силами безписьменной коммуникации». В чем консерватизм точно никак не выражался, так это в форме работы. «Невеста» – это пестрый коллаж из графических объявлений и текста, который, по задумке Маклюэна, можно было начинать читать с любого места. Такой способ организации информации он будет позже называть «мозаическим».

Начавшаяся в «Невесте» трансформация Маклюэна осуществляется полностью в первой половине следующего десятилетия с написанием «Галактики Гутенберга» (1961) и «Понимания Медиа» (1964) – двух наиболее значимых работ Маклюэна. В них Маклюэн обращается к тому, за счет чего он в итоге и стал знаменит – к анализу средств коммуникации или, по-другому, медиа. Маклюэн считает, что направление человеческой истории зависит от характера медиа, используемых людьми. Медиа – это, разумеется, не только СМИ. По сути, это любой посредник между человеком и внешней средой или другими людьми. Бутылка, стихотворение, стул, каталог мебели, машина, диафильм – все это в равной степени является средством коммуникации. Почему же их развитие видится Маклюэну настолько важным? Дело в том, что, как он утверждает, любое средство коммуникации – это вынос вовне и расширение некой функции человеческого организма. Колесо, к примеру – это вынесение вовне функции ноги, а стул – функции ягодиц. Человек в теории Маклюэна оказывается чем-то вроде спрута. Постоянного расползающегося, расширяющего свой организм, стремящегося проникнуть во все уголки внешнего мира и приспособить их под свои нужды.

Эти расширения организма – не просто нейтральные инструменты. Они формируют мир, в котором мы живем. Маклюэн говорит о температуре медиа – средства коммуникации бывают «горячими» и «холодными». Критерий различия – количество информации и степень вовлеченности, которую они предоставляют. Подумайте, например, о разнице между «Черным квадратом» Малевича и любой классицистической картиной. «Черный квадрат» «холоден» – он предельно аскетичен, дает минимум информации, предполагая самостоятельное домысливание и достраивание. Реалистическая живопись – «горячая». Она, напротив, сразу представляет нам крайне подробную картину происходящего, богатую на детали, цвета, тени и т.д.

Средства коммуникации развиваются, меняется их температура и влияние на общество. Маклюэн выделяет три основных исторических этапа: устный, племенной период, период письменности и печатной технологии и эпоха электричества.

Племенной мир в чистом в виде – это мир без письменности, мир, который формируется устным общением как особенным средством коммуникации. Звук – вот что играет в нем ключевую роль. Это означает, что пространство, в котором живет племя – это, прежде всего, пространство акустическое. Для Маклюэна очень важно то, что звук принципиально отличается от зрительного образа. Он вездесущ, настигает нас, где бы мы ни находись. От него невозможно «отвести взгляд». Поэтому акустическое пространство – это пространство максимально заполненное, сплошное. Из-за этой вездесущности звука племенной человек живет, находясь будто бы в постоянной связи со всем миром. Он ощущает себя оголенным нервом, реагирующим на любой раздражитель. «Магически звучащий мир симультанных отношений» – так Маклюэн характеризует устную, племенную вселенную. Этот мир, конечно, «холоден» – его пространство не структурировано, а жизнь в нем подчиняется неписаным правилам. Обратная сторона этой вовлеченности – постоянное существование в мире страха, в мире выживания:

«Страх, – пишет Маклюэн, – это нормальное состояние любого устного общества, поскольку в нем постоянно все действует на все».

Постепенное разрушение мира устного слова начинается с изобретением фонетической письменности. Пиктограмма, по мнению Маклюэна, еще сохраняет аудиальный характер. Иероглифическое письмо не противостоит акустическому пространству, а просто переводит его на язык символов. По-другому дело обстоит с фонетическим алфавитом. Из образов он превращает слова в конструкции из стандартизированных элементов. Отделив слово от его непосредственного звучания, фонетическое письмо вырывает человека из переплетений племенного мира. Алфавит предполагает разделение слова на ряд однотипных визуальных элементов, расположенных в линейном порядке. Это создает в обществе, использующем его, предрасположенность к такому же отношению к познанию и взаимодействию с реальностью. Предрасположенность к делению любой проблемы или ситуации на части и последующему последовательному продвижению от одной части к другой.

Если акустическое пространство было цельным и замкнутым на себе, то фонетический алфавит разомкнул мир, разбив его на множество унифицированных элементов. Новый мир – это мир экспансии. Механицизм, позволяющий создавать цепи последовательных действий, открывает новые возможности для политического администрирования – появляются империи и новые рациональные бюрократические системы. Коммуникация становится «горячей» – общество структурируется посредством четких приказов и команд, не предполагающих племенной «холодной» диалогичности.

Одновременно с этим из представления о мире как о соотношении отдельных элементов рождается феномен индивида и индивидуализм. До возникновения фонетического алфавита человек не воспринимался как независимый и отдельный от остальных субъект. Теперь же индивидуальные ценности и понятие индивидуальной вины замещают коллективистское представление о корпоративной ответственности.

Тем не менее, все эти процессы некоторое время протекают параллельно существованию старого мира, не становясь доминирующей тенденцией. Все изменяется с приходом печати. Изобретение Гутенберга делает возможным массовое производство книг и распространение грамотности. Начинается глобальное переформатирование сознания всего земного шара. Каждый теперь – индивид.

Но и печатная цивилизация не вечна. По мнению Маклюэна, ее трансформация начинается с появлением электричества. Парадоксальным образом электричество не продолжает индивидуализацию и рационализацию, запущенную печатным станком, но наоборот – возвращает мир в племенное состояние. Если механистические «расширения» нашего существа выносили за пределы тела лишь определенные части нашего организма, то электричество, по сути, расширяет вовне всю нервную систему. Его характер прежде всего органический. Для Маклюэна электрические системы, как и организм, представляют собой совокупность элементов, находящихся в состоянии постоянной взаимной коммуникации, а не односторонней последовательной и иерархической связи.

Если печать взорвала мир на мириады отдельных, но стандартизированных элементов, то электричество связывает его обратно в органическое целое. Этот процесс Маклюэн называет имплозией – взрывом вовнутрь. Именно поэтому мир теперь – глобальная деревня, где события, происходящие в тысячах километров от нас порой имеют не меньшее значение, чем то, что происходит на соседней улице. Это закат эры индивида – электричество сплавляет нас в единое целое, уничтожая иллюзорные перегородки между «частными жизнями». Разумеется, возвращается и постоянное соседство ужаса. Маклюэн указывает на забавное совпадение – «Понятие страха» (1843) Серена Кьеркегора выходит в один год с появлением телеграфа.

Эти же темы Маклюэн продолжает развивать в своих последующих работах. Уже «Галактику Гутенберга» и «Понимание медиа» нельзя было назвать традиционными академическими исследованиями – это были скорее наборы зарисовок, которые читатель должен был сложить воедино. Последующие исследования Маклюэна становятся еще более причудливыми – в сотрудничестве с графическим дизайнером Квентином Файором он создает книги-коллажи, что-то вроде более радикальных версий «Механической Невесты». Текст (порой просто заголовки на всю страницу) в них перемешан с иногда кажущимися бессмысленными иллюстрациями и фотографиями. Маклюэн считал, что такая провоцирующая и ставящая читателя в недоумение форма лучше подходит новому электрическому веку.

Сложно сказать, как сам Маклюэн относился к тем изменениям, которые видел. Некоторые считают, что они скорее пугали его. Другие утверждают, что, будучи правым консерватором, он приветствовал приход нового племени, которое уничтожит индивидуалистские иллюзии культуры модерна. Обе версии можно проиллюстрировать цитатами из работ, писем и выступлений Маклюэна – любой, кто решит твердо доказать одну из них, окажется в крайне затруднительный ситуации.

Маклюэн утверждал, что смотрит на медиа с позиций беспристрастного исследователя, но это точно была не обычная научная беспристрастность. Она достигалась не отстранением от объекта исследования, а скорее постоянным высказыванием противоречащих друг другу суждений. Маклюэн не отказывался от какой-либо точки зрения, но смотрел будто бы со всех точек зрения одновременно, не желая выбирать. В одном из интервью он выразил свой подход максимально четко, сказав, что «Ясное изложение означает отсутствие мысли». Не стоит забывать, что его взгляд на мир был во много сформирован неприятием протестантского рационализма, а его духовным учителем был Честертон – мастер парадоксов и борец со сциентизмом. Любое изложение его теории (в том числе и это) неизбежно подразумевает устранение этой сложности и противоречивости ради минимальной степени систематичности.

Некоторые исследователи характеризуют его работы как построение особой мифологии, справедливо обращая внимание на то, что его видение истории по сути не опирается ни на что, игнорируя данные антропологии, социологии, да и науки вообще. Но существует и менее враждебный взгляд. В своей статье «Точка зрения: Маклюэн как тест Роршаха» , написанной еще в 75-ом, Сэмюэль Беккер предлагает рассматривать творчество Маклюэна не как академическую деятельность, а скорее как эстетическую. Ее задача не в анализе или поиске истины, а в прямом влиянии на читателя с помощью выстраивания яркого образного нарратива, рассказывающего нам о нашей истории как о постоянной самотрансформации человеческого естества. Возможно, это действительно так, и на Маклюэна стоит смотреть как на литератора или даже поэта. Но тогда, пожалуй, надо признать, что это был один из наиболее необычных и талантливых поэтов двадцатого века.

Маклюэн (есть целые сайты, посвященные только ему - www.marshallmcluhan.com, www.mcluhanstudies.com ) как-то сказал своему другу и коллеге, что для сохранения хотя бы одного клочка цивилизаций прошлого (иудейско-греческо-римской-возрожденческой-просвещенческой), надо уничтожить все телевизоры. Эта фраза отражает конфликт, при котором новый тип медиа сметает основы цивилизаций прошлого, поскольку они были вербально ориентированными, а на смену им пришли визуальные механизмы, проводником которых стало телевидение.Торонтская школа, в числе основателей которой стоит и Маклюэн, по сути, попыталась поставить акцент не столько на содержании медиа, как это делают другие науки, включая журналистику или литературоведение, а на материальном носителе-передатчике, с помощью которого это содержание передается. И это позволило принципиально иначе взглянуть на коммуникацию. Более того, эту школу и трактовать можно как построенную не на доминировании содержания, а на доминировании формы передачи.Маклюэн писал тексты и давал интервью в стиле, соответствовавшем эпохе телевидения, о которой сам и говорил (см. книги: Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. - Киев, 2004; Маклюен Г.М. Понимание медиа. Внешние расширения человека. - М., 2003; McLuhan M. Understanding media. - Cambridge - London, 1994; McLuhan M. Understanding me. Lectures and interviews.- Cambridge, 2003 ). Он считал, что мир стал жить в рамках мозаичной культуры, примером чего являются теленовости, единственный объединяющий момент которых - то, что они произошли в один день и час.Это определенные самозамкнутые кусочки, которые должны были сложиться в единую мозаику. В интервью журналу Playboy (о ком еще из академических профессоров можно так сказать?) Маклюэн подчеркивал, что результативное изучение медиа имеет дело не только с содержанием медиа, но и с самими медиа, с культурными контекстами, в которых медиа функционирует (Essential McLuhan. Ed. by E. McLuhan, F. Zingrone. - New York, 1995, р. 236 ). Здесь же он акцентирует и свою базовую идею, что новые технологии являются продолжениями нашего тела, наших органов чувств.До прихода письменности человек жил в акустическом пространстве, его культура была устной. Главным средством являлась речь, и никто не знал больше других, поскольку не было индивидуализации и специализации. Устная культура всё делает одновременно. Акустическое пространство он описывает как не имеющее ни центра, ни границ.Потом начинается переход к визуальным формам - письму и печати. Фраза Маклюэна, что «западный человек был человеком Гуттенберга», означает: печать порождает всё то, что сформировало сегодняшний мир: национализм, реформацию и промышленную революцию.И тут особая роль принадлежит именно СМИ и новостному потоку, который они порождают. Книжную форму он трактует как частный голос, а вот пресса становится отражением коллективного мнения: «Книга - приватная исповедальная форма, которая представляет “точку зрения”. Пресса, в свою очередь, является групповой исповедальной формой, обеспечивающей сопричастность сообщества».Печать вызвала к жизни новый феномен, которого не было ни в античности, ни в средние века (McLuhan M. Understanding me. Lectures and interviews.- Cambridge, 2003, p. 83 ). Люди повернулись к самовыражению, к выделению себя среди других. В продолжение печати возникает ксерокопирование. Если в случае печати аудитория не включена в процесс издания, то теперь всё наоборот. Кстати, советский «самиздат» - часть этого же феномена.Близкие медиа начинают поддерживать друг друга. Приход телевидения, например, привел к удвоению тиражей новостных журналов. И Маклюэн видит следующее объяснение этому феномену: «Новостные журналы, исключительно мозаичные по своей форме, предлагают не окно в мир, как прежние иллюстрированные издания, но представляют корпоративные образы сообщества в его действии. Если зритель иллюстрированного журнала пассивен, то читатель журнала новостей активно вовлекается в процесс производства значений создания коллективного образа. Поэтому телевизионная привычка вовлечения в создание мозаичного образа чрезвычайно усилила привлекательность подобных новостных журналов, понизив в то же время интерес к более традиционным иллюстративным изданиям».Интересно и ново по сей день замечание Маклюэна о том, что человек устной культуры был более сложен эмоционально, поскольку западный человек является более гомогенизированным, в нём подавлены определенные эмоции, чтобы достичь практичности и результативности. В интервью Playboy он подчеркивал, что алфавит нейтрализовал всё разнообразие примитивных культур, переводя их сложности в простые визуальные формы.Еще одно известное разграничение Маклюэна на холодные и горячие средства коммуникации . По его определению, горячее средство исключает, а холодное включает. Горячее средство полностью заполняется информацией, поэтому не требует участия аудитории. Это фотография - в отличие от карикатуры, которая является холодным средством. В холодном средстве аудитории приходится быть активной. Холодные медиа дают меньшую определенность, что заставляет читателей/зрителей быть более активными.Опираясь на свою максиму, что средство (а не содержание) является сообщением, Маклюэн подчеркивает, что содержание играет подчиненную роль. Муссолини, Гитлер и Рузвельт поднимаются наверх в эпоху радио, как Кеннеди в эпоху телевидения. Отсюда, кстати, понятно, что Хрущев был более человеком телеэры, чем Брежнев, читающий по бумажке.В книге «Понимание медиа» Маклюэн дает следующее определение горячего средства: «Горячее средство - это такое средство, которое расширяет одно-единственное чувство до степени "высокой определенности"» (Маклюен Г.М. Понимание медиа. Внешние расширения человека. - М., 2003, c. 27 ). И далее: «Горячие средства характеризуются, стало быть, низкой степенью участия аудитории, а холодные - высокой степенью ее участия». Соответственно, отсталые страны являются холодными, развитые - горячими. Речь или телефон - это холодные средства коммуникации. Кино и радио - горячие.Совершенно понятно, что Маклюэн говорит всё это, отталкиваясь от своего основного понимания, что медиа - это расширение чувств человека. Идя таким, условно физиологическим путем, Маклюэн не нуждается в содержании передаваемого, его интересует общее функционирование. Именно Маклюэну отдает пальму первенства Маршалл По в отделении содержания от медиа (Poe M.T. A history of communications. - Cambridge, 2011 ). Это позволило совершено по-иному взглянуть на данную сферу.Маклюэн говорит в интервью Би-би-си, что книгу «Галактика Гуттенберга» он стал писать, когда прочел исследование о влиянии на африканцев печатного слова (McLuhan M. Understanding me. Lectures and interviews.- Cambridge, 2003 ). Кстати, идея о влиянии печати на формирование национализма и национальных государств, о котором потом написал Бенедыкт Андерсон, также принадлежит Маклюэну. И это вытекает из его представлений о том, что новостной поток отражает коллективные представления, в то время как книга отражала индивидуальную точку зрения.Визуальные механизмы он рассматривает как отрывающие мозг от других чувств, цитируя, к примеру, исследование, в котором утверждается: готическое письмо читается с большим трудом, словно оно предназначено для того, чтобы на него смотрели, а не читали.Фиксация визуального фактора имела очень серьезные последствия. Маклюэн пишет: «Гомогенизация людей и материалов составит суть программы Гуттенберговой эпохи, а также источник благосостояния и силы, неведомой никакой другой эпохе и технологии» (Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. - Киев, 2004, с. 191 ). То есть визуальные механизмы сделали нас более похожими. И это, несомненно, облегчает управление.Мы слабо представляем себе, как всё это функционировало в прошлом. Например, средние века не знали авторства в сегодняшнем понимании, не было понятия читающей публики. Рукописная книга медленно читалась и медленно обрабатывалась. Печатная книга стала первым унифицированным и воспроизводимым массовым товаром, создав прецедент, образец такого товара для будущего.Он видит роль печатного слова в том, что именно оно создало западную цивилизацию, включая Реформацию (McLuhan M. Understanding me. Lectures and interviews.- Cambridge, 2003, p. 60 ). Это такие особенности, как индивидуализм, частное мнение или собственный взгляд. Другие культурные формы (радио или рукопись) не поддерживают этих характеристик.Кстати, он считал, что письмо ввело линейность, что впоследствии отразится на последовательную организацию всей жизни человека. При этом линейность не присуща радио, кино и телевидению (McLuhan M. Understanding me. Lectures and interviews.- Cambridge, 2003, p. 36 ). И они снова поломали старые привычки, пришедшие с печатным миром.По его мнению, греки времен устной культуры плохо относились к прикладному знанию (Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. - Киев, 2004, c. 35 ). Он связывает это с тем, что прикладное знание немыслимо без однотипности и гомогенизации населения. Линейное письмо он видит как визуализацию невизуальных функций и отношений.Папирус позволил Риму воспользоваться всеми преимуществами алфавитного письма (Маклюен Г.М. Понимание медиа. Внешние расширения человека. - М., 2003, с. 162 ). Этот скачок в скорости и охвате пространства позволил, по его мнению, создать Римскую империю.Телевидение как холодное средство отвергает сформированные типажи (политика, доктора, юриста), поскольку аудитории в этом случае нечем их дополнить. Холодное средство требует работы зрителя. Кстати, Маклюэн дает следующее объяснение, почему нам интересны фильмы про бандитов и полицейских (McLuhan M. Understanding me. Lectures and interviews.- Cambridge, 2003, p. 78 ). И те, и другие по природе своей являются охотниками, а это наше далекое прошлое времен палеолита. То же самое касается фильмов о Джеймсе Бонде.Вьетнам был первой американской телевизионной войной. Предыдущие войны велись с помощью горячих медиа (кино, картины, фотографии, пресса) (McLuhan M. Understanding me. Lectures and interviews.- Cambridge, 2003, p. 156 ). Людей слишком сильно включили в эту войну, и они ее отвергли. Как видим, это еще одна интерпретация того факта, что выиграть войну не дало наличие телевидения.Писатель Честертон вводит Маклюэна в католицизм. Соответственно, есть работы, рассматривающие влияние католицизма на его медиатеорию. Здесь утверждается одна интересная мысль: если медиа являются месседжем, то содержанием становится пользователь. А теория коммуникации Маклюэна отражает не транспортацию, а трансформацию. Католицизм дает возможность совершать трансформацию.В целом следует признать, то аклюэн открывает принципиально новое направление. И не просто его открывает, он максимальным образом продвигает его вперед, сам становясь героем мира новостей, журналов и телевидения, то есть претворяя в жизнь те законы, которые сам же вводит и обсуждает. В пятидесятые он вёл семинары по коммуникации и культуре в Торонтском университете, которые финансировались Фондом Форда. И это тоже явилось, вероятно, одним из толчков к распространению его идей.

Писатель Том Вульф однажды сказал, что считает Маклюэна самым выдающимся мыслителем, стоящим в одном ряду с Ньютоном, Дарвином, Фрейдом, Эйнштейном и Павловым. Канадский премьер-министр Пьер Трюдо говорил: «Я думаю, что он обладал интуицией гения». Афоризмы и высказывания Маклюэна, такие как «The medium is the message» («носитель информации является самим посланием (сообщением)» и «Global village» («глобальная деревня») прочно вошли в западный менталитет и культуру. Маклюэн предсказал эффект воздействия телевидения на общество, суть и природу рекламы, а также сорок лет назад ясно описал изменения в обществе, которые мы увидели совсем недавно, вместе с появлением Интернета.

Маршалл Маклюэн - один из самых выдающихся теоретиков XX в. в области культуры и коммуникаций. Он сам был превосходным изобретательным коммуникатором, легко умевшим наводить мосты между наукой и массовой культурой. Результаты его деятельности в торонтском Центре культуры и технологии принесли ему научную славу и сделали его в 1960-х гг. одной из знаковых фигур поп-культуры. Его работы, посвященные взаимосвязям культуры и коммуникаций, оказали значительное влияние на рекламную деятельность; в двух его самых известных книгах «The Mechanical Bride» («Механическая невеста») и «Culture is Our Business»(«Культура - наш бизнес») основное внимание уделялось вопросам рекламной индустрии. Его работы оказывали и продолжают оказывать значительное влияние на ход дискуссий по проблемам глобализации.

Введение

М. Маклюэн приобрел известность благодаря двум своим выражениям: «глобальная деревня», подразумевающего растущую тенденцию к общемировой культурной конвергенции, и «носитель информации является посланием (сообщением)», учитывающего влияние технологии на коммуникации. Он стремился к распространению заложенных в них идей различными способами. Его книги часто являются практическим выражением мысли о том, что «носитель информации является посланием»; иллюстрации, фотографии и необычные схемы подачи материалов дополняются в них высказываниями психологов, социологов и таких писателей, как Джеймс Джойс и Томас Элиот. Критики утверждали, что его работы не отличаются новизной и что их основные темы уже были разработаны другими авторами.

Биография

Герберт Маршалл Маклюэн родился в 1911 г. в городе Эдмонтоне, в канадской провинции Альберта. После получения степеней бакалавра и магистра в Университете Манитобы он защитил докторскую диссертацию в Гарварде и в 1936 г. получил первую преподавательскую должность в Висконсинском университете. Затем он преподавал в Университете Сент-Луиса, а после возвращения в Канаду в 1946 г. - в Торонтском университете.

Впервые имя М. Маклюэна получило известность после выхода в свет в 1951 г. книги «The Mechanical Bride», посвященной американской рекламной индустрии. В 1952 г. М. Маклюэн стал профессором, а в 1953-1955 гг. руководил семинарами по проблемам культуры и коммуникаций, организовывавшимися Фондом Форда. Затем он заинтересовался влиянием новых технологий на медиа-средства; результатом этого увлечения стало появление в 1962 г. книги «The Gutenberg Galaxy» («Галактика Гутенберга»). В 1963 г. М. Маклюэн основал Центр культуры и технологии при в Торонтском университете.

Международную известность принесла ему публикация книги «Understanding Media» («Понимание медиа») (1964) и в 1960-1970-х гг. М. Маклюэн начал приобретать все большее влияние как теоретик проблем взаимосвязи культуры, медиа и технологий, а также автор публикаций по данной тематике. Свыше дюжины книг и сотни статей М. Маклюэна были посвящены вопросам технологии («War and Peace in the Global Village» («Война и мир в глобальной деревне»)), искусства («Through the Vanishing Point» («Через нулевую отметку»)) и рекламы («Culture is Our Business» («Наш бизнес - культура»)). Он консультировал многих мировых лидеров, включая Джимми Картера и Пьера Трюдо, а в 1975 г. был назначен Ватиканом советником Комиссии по проблемам социальных коммуникаций. М. Маклюэн получил множество престижных званий и наград, в том числе он являлся членом Королевского научного общества Канады (1964) и кавалером Ордена Канады (1970). Он умер в 1980 г. в период работы над несколькими книгами и подготовки к выступлению на крупной международной конференции в США.

Лучшие дня

Основной вклад

В работах М. Маклюэна прослеживаются три основные темы. Первая посвящена рассмотрению концепции искусства как процесса познания, имеющего отношение к символическим средствам, которые присутствуют в различных визуальных обращениях - от произведений искусства до рекламы. Вторая тема связана с использованием технологий как способа расширения возможностей человека; ее суть состоит в том, что содержание любого послания неизбежно испытывает на себе влияние технологии, использованной для его распространения. Третья тема определяется убежденностью М. Маклюэна в том, что процесс человеческого развития прошел через две эпохи, примитивную и индустриальную, или «типографскую», и вошел в третью - технологическую.

То, что М. Маклюэн в своей первой, посвященной рассмотрению искусства как процесса познания, работе основное внимание уделил проблеме рекламы, является типичным для его подхода к поискам взаимосвязей между искусством и поп-культурой. В «The Mechanical Bride» он проанализировал несколько образцов печатной рекламы, демонстрируя наличие в каждом из них символических элементов. Его вывод заключался в том, что реклама становится разновидностью фольклора; он возвращается к этой теме в «Culture is Our Business», где описывает рекламу как «пещерное искусство двадцатого века». Однако отношение ученого к рекламе не было однозначно положительным:

«Наше время является первой эпохой, в которой многие тысячи прекрасно образованных индивидов сделали своим постоянным занятием проникновение в коллективный общественный разум. Целью такого проникновение является осуществление манипулирования, эксплуатации и контроля. Его замысел состоит в создании принуждения, а не условий для осознанных действий. Удержание каждого человека в беспомощном состоянии, порожденном продолжительной ментальной привычкой, является результатом как рекламы, так и развлекательных мероприятий (1951: v).»

Создание «Understanding Media» ознаменовало начало разработки М. Маклюэном второй его главной темы - о влиянии технологии на медиа-средства. Анализ начинался такими словами:

«В культуре, подобной нашей, давно привыкшей к дроблению и разделению всех вещей как средству контроля, иногда кажется несколько шокирующим напоминание о том, что в реальной действительности сам носитель информации является посланием. Проще говоря, личностные и социальные последствия использования любого медиа-средства, т. е. любого расширения нас самих, являются результатом применения новой системы исчисления, которая вводится в нашу жизнь путем развития нашей личности или любой новой технологии».

Далее М. Маклюэн описывает негативные и позитивные эффекты проявления этого правила. Например, автоматизация заменяет человеческий труд; но она также создает для людей новые роли в отношении их прежней работы, заменяя связи, разрушенные машинной революцией. Тот же вывод делается и в отношении медиа-средств; человечество, используя печатный станок, совершило переход от устной культуры к письменной, однако телевидение и радио вновь вернули людей к устной культуре.

Концепция кругового процесса, или возвращения человечества к прежним формам существования с помощью новых технологий, составляет суть третьей темы работ М. Маклюэна. «Если технология И. Гутенберга воспроизвела древний мир и сбросила его на колени Ренессанса», - писал М. Маклюэн, - то электрические технологии воспроизвели первобытный и архаический миры, прошлое и настоящее, частное и корпоративное и бросили их на порог Запада для обработки«.

Возможно, наилучшее резюме основных идей Маклюэна можно найти в книге «Laws of Media» («Законы медиа»), опубликованной через несколько лет после его смерти. Первоначально он собирался подготовить второе издание «Understanding Media», но затем его исследование вышло за рамки исходной книги. В этой работе М. Маклюэн установил четыре фундаментальных принципа и дал уточнение их особенностей для коммуникаторов, действующих в каждой из областей, включая и рекламу. Эти принципы были сформулированы следующим образом:

1. Каждая технология расширяет возможности определенного органа или определенной способности пользователя.

2. Когда одна из областей ощущения усиливается или интенсифицируется, другая ослабляется или подавляется.

3. Каждая форма, доведенная до предела своих возможностей, изменяет свои характеристики.

Обычно, формулируя эти «законы», М. Маклюэн настаивал на том, что определение «закона» соответствует тому, которое было дано К. Поппером: научный закон устанавливается таким образом, чтобы обеспечить возможность его фальсификации. М. МакЛюэн хорошо понимал, что придет время, когда восприятие законов изменится, а к его теориям будут относиться как к устаревшим.

Оценка деятельности

С. Нейл отмечал, что критиковать идеи М. Маклюэна довольно трудно, так как его репутация настолько высока, что оказывает значительное воздействие на их восприятие людьми. В определенной степени М. Маклюэн был живым доказательством того, что медиа-средство является посланием: настолько трудно отделить этого человека от его идей. Сам С. Нейл резко критиковал многие из теорий М. Маклюэна как научно не доказанные, а возможно, и недоказуемые. Он утверждает, что «Laws of Media», возможно, является наилучшей книгой М. Маклюэна, так как в ней в ней имеются свидетельства лежащих в основе теорий ментальных процессов.

Дж. Кертис отмечает, что многие из теорий М. Маклюэна выдвигались другими авторами (Curtis, 1978). Несомненно, что идея о глобальной деревне была высказана Л. Мамфордом в рамках его концепции «единственного в мире человека» (Mumford, 1961). В то же время теории искусства и значений Дьердя Лукача и Франко Фортини весьма напоминают развивавшиеся М. Маклюэном концепции. Его исторические теории возвращают нас к модели истории как процесса Генри Бергсона.

Подобно большинству модернистов, М. Маклюэн во многом переоценивал непосредственное влияние печатных изданий и недооценивал распространение рукописного слова в эпоху, предшествовавшую появлению И. Гутенберга; в результате он обращал большее внимания на технологии в ущерб необходимому для их использования образованию. На самом же деле главным препятствием для ассимиляции письменности был недостаток образования, а не технология. Его внимание к роли медиа-средств означало, что иногда М. Маклюэн игнорировал влияние других типов технологии; революция в средствах передвижения внесла столь же весомый вклад в создание глобальной деревни, как и революция средств связи. Интересно отметить, что М. Маклюэн не смог предвидеть развития компьютерной революции, обеспечившей людям возможности манипулировать медиа-сред-ствами как до их получения, так и в момент их приема. От представления о медиа-средстве как о послании мы переходим к парадигме, в которой средством передачи информации является зритель.

Как уже отмечалось, четко заявленное М. Маклюэном представление о взаимном влиянии коммуникаций и культуры не утратило своего значения и по сей день. Его взгляды по прежнему дают богатую пищу дискуссиям по проблемам глобализации; многим обязаны М. Маклюэну такие приверженцы данного направления, как Т. Левитт. Вот как резюмировал влияние ученого на рекламную индустрию Б. Дэй: «М. Маклюэн сообщает что-то, что воспринимает лично для себя каждый хороший специалист по рекламе, хотя и редко подходит к чему-либо с подобной степенью формализации». Представление о том, что используемые медиа-средства могут оказывать большее влияние, чем само послание, является жизненно важным для рекламодателей. Б. Дэй выделяет в работах М. Маклюэна пять чрезвычайно важных для рекламодателей моментов:

3. Каждое медиа-средство должно использоваться там, где его применение будет наиболее эффективным.

4. Аудитория, насколько это возможно, должна участвовать в процессе.

5. Изображение должно всегда сообщать «реальную» историю.

Взгляды М. Маклюэна на значение языка и символов менее известны, однако также чрезвычайно важны. Влияние появившихся в 1990-х гг. технических медиа-средств, таких как охватившее всю нашу планету спутниковое телевидение, очевидно, но М. Маклюэн определял средства распространения информации как любое «саморасширение» и исходя из этого включал изображения и слова в более обыденные коммуникативные формы. Он чувствовал, что язык является наиболее мощной метафорой всего. В одном из своих последних писем премьер-министру Канады Пьеру Трюдо М. Маклюэн писал:

«Оратор, говорящий на любом языке, полагает, что этот язык является медиа-средством или маской, с помощью которой он особым способом воспринимает мир и связывается с людьми… Слова, произнесенные адвокатом, судьей или бюрократом, имеют иное значение, чем те же слова, произнесенные друзьями или врагами… воздействия языка как средства передачи информации совершенно отличны от входных или подразумеваемых значений слов. Все исходные слова имеют побочные значения, которые обычно рассматриваются оратором или лицом, осуществляющим передачу текста, в качестве нерелевантных.»

Маршалл Маклюэн был одним из самых известных и наиболее четко выразившим свои идеи специалистом по проблемам изменений коммуникаций, культуры и общества второй половины XX в. Его наблюдения относительно развития новых технологий, медиа-средств и коммуникаций имеют большое значение для психологов и социологов, а также представителей бизнеса, в особенности тех, кто занимается вопросами рекламы и маркетинга. Однако на более глубоком уровне замечания М. Маклюэна о языке и символах имеют ценность для всех форм человеческих взаимодействий. Высказывание о том, что «медиа-средство является посланием», само по себе стало элементом фольклора и остается символом теоретических и практических достижений М. МакЛюэна.

Основные даты жизни:

Учился в Университете Манитобы (степени бакалавра и магистра); получил степень доктора в Кембридже;

В 1939 г. женился на Коринне Льюис;

В 1946 г. начал преподавать в Торонтском университете, где в 1952 г. получил должность профессора;

В 1953-1955 гг. был руководителем семинаров по культуре и коммуникациям, проводившихся Фондом Форда;

В 1963 г. основал Центр культуры и технологии при Торонтском университете;

В 1977 г. сыграл самого себя в фильме Вуди Аллена «Annie Hall»;

Суть технологии от мастер-майнда
Rjust 27.05.2018 01:46:56

Расширения наших физических и нервных систем, нацеленные на увеличение энергии (power) и повышение скорости. В сущности, если бы не происходило такого возрастания энергии и скорости, новые внешние расширения нас либо вовсе не появлялись бы, либо отбрасывались

Важными для понимания глубинной сущности СМИ являются работы Маршалла Маклюэна, который провел теоретический анализ влияния массовой коммуникации на социальное развитие.

Ключевым тезисом Маклюэна считают следующее: the medium is the message (средство есть сообщение). Это означает, что содержание любого сообщения не может рассматриваться вне формы его выражения и вне каналов его распространения. Любое событие приобретает общественную важность не само по себе, а в связи с переданными средствами коммуникации сообщениями о нем, с точностью, быстротой, широтой этой передачи. Средство массовой коммуникации нашего времени - электронная техника - изменяет и перестраивает формы социальной взаимозависимости. Мгновенность (симультанность) электронной технологии усиливает соучастие и вовлеченность не только в медиасобытия, но и в порождаемые медиа псевдособытия - симулякры.

Основные идеи Маклюэна выражаются в следующем.

Признание за СМИ огромного манипулятивного потенциала. СМИ способны на «всеобъемлющее насилие», лишение человека возможности оценки собственного жизненного опыта, точнее замены личного опыта распространяемым через СМИ мнением.

Имплозия коммуникации (взрыв вовнутрь) - предельно стремительное «взрывное сжатие» пространства, времени и информации, а следовательно, «взрыв» глубинных ценностей индивида.

Холодные и горячие медиа. Горячие медиа разжигают какое-то одно чувство до предела, до очень высокого разрешения, т.е. до полного заполнения информацией содержания. Такие медиа не дают работать фантазии и воображению коммуникантов и аудиторий. Напротив, холодные медиа оставляют такую возможность. По Мак- люэну, холодные медиа - это технологии племени, живого включения, участия; горячие - технологии цивилизации, абстрагирования, уединения, пассивности. Холодные медиа, появляющиеся сегодня, реплеменизируют общество; горячие - рецивилизируют. На их противоречии и чередовании основано социальное развитие. Маклюэн вводит также понятие перегретых медиа. Когда горячие медиа перегреваются, насыщаются другой системой, они видоизменяются в другие медиа.

Медиа как ампутация. Маклюэн рассматривает СМИ как расширения чувств человека, подобно тому, как в свое время Э. Геккель рассматривал орудия деятельности, как органопроекцию, т.е. продолжение человеческих органов. Причем при многократном расширении одного из его чувств возможно наступление состояния оцепенелости, отключения чувства. Это состояние Маклюэн называет автоампутация. Подобный механизм объясняется тем, что нервная система защищает себя посредством изоляции, ампутации «ненормального» органа, чувства или функции. Будучи отделена от тела, функция замыкается и достигает в себе высокой интенсивности, но такое усложнение опять воспринимаемо и переносимо нервной системой только оцепенением или уже следующей блокировкой восприятия. Так самоампутация исключает самоузна- вание, т.е. разрушает самость. Следовательно, СМИ, по Маклюэну, уничтожители самости и личностности.

Медиарасширения чувств порождают не пересекающиеся системы. Если изолированность наших чувств компенсируется действием сознания, то их медиарасширения остаются замкнутыми системами, не способными к взаимодействию.

Главная идея М. Маклюэна - средства массовой коммуникации есть базовая детерминанта исторического процесса.

Здесь, на наш взгляд, проявилась идеолатрия М. Маклюэна. Точно так же весь исторический процесс можно объяснить изменением отношений собственности (как это делал К. Маркс) или прогрессом в обработке металлов, или военными компаниями, и еще чем-нибудь. Тем не менее, это положение можно использовать как хорошую и продуктивную исследовательскую модель.

По Маклюэну, во второй половине XX в. человечество стало жить в постписьменном электронном мире, где действует макромиф как динамично-смысловая структура общения людей друг с другом и миром. К подобной структуре относятся и языки. Причастность к таким языкам и мифам придает современным формам СМИ характер коллективного мифотворчества. Можно даже говорить о коллективной медиагенной галлюцинации. Следовательно, СМИ - это мифотворческая сила, покоряющая массы, конструирующая мир синтезированной чувственно-осязательной и слуховизуальной постписьменной культуры.

В «Галактике Гутенберга» М. Маклюэн доказывает, что книгопечатание закрепило переход цивилизации от аудитакгильного к ви- зульному типу, что привело к многочисленным культурным разрывам, в частности к «разрыву» сердца, ума, эмоций. Постписьменная электронно-опосредованная цивилизация нашего времени - это возврат к аудиовизульному типу, который осуществляется особенно драматично для визуалистического Запада. Восток (в том числе и Россия) в большей степени сохранил в себе навыки слуховых форм коммуникации 1 .

Средства общения (в самом широком смысле этого слова, включая книги, кино, средства связи и другие формы общения между людьми) не только и не столько передают информацию, определенные сообщения, но и сами активно влияют на индивидуальное и общественное сознание. Знакомство, произведенное опосредованным опытом, может зачастую приводить к чувству инверсии реальности. Реальная вещь или событие при их рассмотрении кажутся имеющими меньше конкретной значимости, нежели то, как они представлены в СМ К.

Концепции и идеи М. Маклюэна важны тем, что постулируют мощность влияния СМИ на все стороны человеческого бытия. Вместе с тем, по нашему мнению, революция, устроенная электронно-опосредованными средствами коммуникации (телеграфом), уже завершена. На повестке дня свершающаяся революция под знаменами сетевых коммуникаций, отличающихся не особенностями каналов связи (все тот же телеграф, только через спутник), а способами организации их взаимодействия, т.е. сети.

Осмысление последствий этой революции столь же проблематично для наших современников, как было проблематично осмысление последствий книгопечатания для современников Гутенберга.

В связи с последним тезисом М. Маклюэн отмечает: «Булер говорит о ’’значительном числе дошедших до наших дней манускриптов, которые были скопированы с печатных книг”». И далее: «В действительности, разница между манускриптами пятнадцатого столетия и инкунабулами очень невелика, поэтому исследователю начального периода книгопечатания следует знать, что первопечатники смотрели на новое изобретение как на всего лишь другую форму процесса писания - artificialiter scribere» . «’’Безлошадная карета” - хороший пример такого же двусмысленного положения, в котором некоторое время находилась печатная книга» .

  • Идеолатрия (по русскому философу Н.Ф. Федорову) - поклонение идеи,свойство ученых абсолютизировать ими же самими созданные идеи. Идеолатрияаналогична идололатрии (идолопоклонству. См.: Федоров Н.Ф. Философия общегодела. В 2 т. М.: Издательство ACT, 2003.
  • Buhler С. The Fifteenth Century Book. Philadelphia: University of PennsylvaniaPress, 1960. P. 16.
  • Маклюэн M. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. К.: Ника-Центр, 2003 (Серия «Сдвиг парадигмы»; Вып. 1). С. 228.