Изыскания с 1 июля года. Новые правила работы сро. Возможные проблемы при переходе по региональному признаку

14.12.2023 Право

Строительным СРО называется некоммерческая организация, объединяющая участников строительного рынка по профессиональному признаку. Вступление в СРО строителей – обязательное условие для получения официального разрешения на профессиональную деятельность.

Зачем вступать в СРО строителей?

Вступление в надежную СРО позволяет строительным компаниям подтвердить свою компетентность и соответствие требованиям действующего Законодательства.

СРО имеют право выдавать своим участникам свидетельства о допуске к работам в сфере реконструкции, строительства и капитального ремонта, а затем контролировать и регулировать их деятельность.

Это единственный законный способ для компании оставаться в рамках правового поля и избежать претензий надзорных органов при осуществлении своей профессиональной деятельности. Члены СРО получают доступ к выгодным тендерам, что позволяет им существенно расширять свои возможности и наращивать прибыль.

Кто обязан вступать в СРО?

Согласно ФЗ-372 от 04.07.2016 с 01 декабря 2016 года, в ГрК РФ вносятся поправки, обязывающие юридических лиц и ИП, занятых в строительстве, вступать в СРО по территориальному признаку, т.е. в том регионе, где зарегистрирована строительная фирма. Такое правило начинает действовать с 01.07.2017 г.

Согласно новым поправкам, вступить в СРО строителей и получать допуски к проведению работ должны только организации, исполняющие функции:

    генподрядчиков;

    застройщиков, выполняющих комплексные строительные, инженерно-изыскательские и проектировочные работы без привлечений сторонних подрядчиков;

    техзаказчиков в строительной сфере.

Изменения в правила вступления в СРО

Юридические лица и ИП, соответствующие требованиям к участникам строительного рынка, имеют право подать заявление на вступление в СРОС.

Кандидат обязан:

    иметь официально зарегистрированное предприятие любой организационно-правовой формы;

    обладать необходимой материально технической базой;

    укомплектовать штат сотрудников согласно установленным нормативам.

    подготовить полный пакет документов, заполнить анкету и подать заявление о вступлении в саморегулируемую организацию.

    указать, планирует ли фирма проводить работы по договорам подрядов.

Перечень необходимых документов

ФЗ-372 также оговаривает минимальный уровень требований к участникам СРО. Компания должна подтвердить свое профессиональное соответствие, подготовив следующий пакет документов:

    регистрация компании и СРО в одном регионе РФ;

    высшее строительное образование и 5-летний стаж по профилю работы у директора предприятия;

    не менее 2-х специалистов с высшим профильным образованием в штате на постоянной основе (должна быть запись в трудовой книжке). Минимальные требования к стажу прописаны в Законе.

    своевременное (не реже одного раза в 5 лет) повышение профессиональной квалификации;

    наличие у организации финансовой возможности для внесения взноса в КФ ВВ и КФ ОДО.

СРО имеют право устанавливать дополнительные правила и требования к кандидатам на вступление. Комиссия вправе запрашивать дополнительные сведения и ужесточать требования к кандидатам, если соответствующие правила предусмотрены в Уставе организации.

Чем лучше репутация СРО, тем более строгими будут требования, которые предъявляются комиссией к кандидатам на вступление. Учитывая это, следует заранее уточнить требования конкретной СРО к кандидатам на вступление.

Сколько стоит вступление в СРО?

В ФЗ-372 установлена минимально возможная стоимость вступления в СРО строителей. Закон предусматривает пять уровней ответственности для строительных организаций. Уровень ответственности компании и объем взносов в компенсационные фонды СРО зависит от максимальной стоимости одного контракта.

В частности, для организаций первого уровня взнос в КФ ВВ составляет 100 000 р; В КФ ОДО – 200 000 р. Заключение контрактов на суммы от 10 млрд р. предполагают максимальный, 5-й уровень ответственности. В этом случае взносы составляют 5 млн р и 25 млн. р. соответственно.

Переходный период для участников строительного рынка

ФЗ-372 устанавливает следующие переходные периоды для участников СРО:

    до 01.12.2016 года необходимо было отправить уведомление в СРО о намерении перейти в региональную СРО;

    в этом уведомлении следовало указать планируемые даты перехода (до 01.07.2017);

    при условии, что эти этапы были проведены без нарушений закона, участники прежних СРО с 01.09.2017 года получат право перевести финансы из КФ в новые СРО;

    участники рынка, чья деятельность не предполагает получение в дальнейшем допуска СРО, получат право вернуть уплаченные взносы в КФ после 01.07.2021 г. (при условии своевременной подачи уведомления).

Поправки в ФЗ-372 отменяют обязательное членство в СРО и наличие допусков для производства работ, связанных с капитальным строительством, разработкой проектной документации и проведением инженерных изысканий.

С 01.07.2017 вступают в силу изменения в ГрК РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ. С названной даты не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на основании свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией (далее - СРО). Кроме того, с 1 июля лицо будет иметь право осуществлять работы по выполнению инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, если оно является членом соответствующей СРО и иное не установлено ГрК РФ. С 01.07.2017 заказчики не вправе устанавливать требование о наличии свидетельства о допуске у участников закупки.
Каким образом с 01.07.2017 заказчики должны устанавливать требования к участникам контракта по закупке работ, по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства? Какие необходимо требовать документы, если цена контракта превышает 3 млн. руб.?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик при закупке конкурентным способом работ по выполнению инженерных изысканий, или подготовке проектной документации, или по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 3 млн. рублей обязан установить требование о необходимости по общему правилу членства участника закупки в объединяющей лиц, выполняющих соответствующие работы, саморегулируемой организации, в которой сформирован компенсационный фонд, обеспечивающий обязательства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в предельном размере, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный фонд, превышающем размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.
В качестве подтверждения соответствия данному требованию заказчик вправе требовать предоставления в составе заявки:
- выписки из реестра членов вышеуказанной саморегулируемой организации, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки на участие в закупке и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода;
- декларации участника закупки о том, что общая сумма его обязательств по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, меньше предельного размера соответствующих обязательств, обеспеченных вышеуказанным компенсационным фондом, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.

Обоснование позиции:
В соответствии с , Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть установлено требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. К таким требованиям относится, прежде всего, необходимость получения специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации (далее - СРО) или получения свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ для осуществления определенных законом видов деятельности ( ГК РФ). В отношении права на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, соответствующие требования устанавливаются нормами РФ (далее также - ГрК РФ).
При этом, действительно, с 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в РФ, внесенные от 03.07.2016 N 372-ФЗ (далее - Закон N 372-ФЗ), в связи с которым в соответствии с Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", внесенной в указанный Закон Закона N 372-ФЗ, с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду или видам соответствующих работ.
Соответственно, с 1 июля 2017 года заказчики не вправе устанавливать требование о наличии вышеуказанных свидетельств у участников закупки.
В соответствии с ГрК РФ, ГрК РФ, ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ выполнение инженерных изысканий, работ по подготовке проектной документации, а также выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - строительных работ) по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО, осуществляющих соответствующие виды деятельности (далее - СРО в области строительства), если иное не установлено нормами РФ.
Исключения установлены в отношении нижеперечисленных категорий работ для следующих лиц:
- в отношении выполнения любых вышеуказанных работ - для лиц, перечисленных в , ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ, а именно государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, иных коммерческих организаций, созданных публично-правовыми образованиями или в уставном капитале которых публично-правовые образования или вышеперечисленные юридические лица владеют более 50%, при условии выполнения ими таковых работ по договорам с органами государственной власти или органами местного самоуправления соответствующих публично-правовых образований;
- в отношении выполнения строительных работ:
для любых подрядчиков по договорам, размер обязательств по которым не превышает 3 млн. рублей ( ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ);
для физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома ( ГрК РФ);
для любых лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, на выполнение работ по которых не требуется разрешения на строительство в соответствии с ГрК РФ ( ГрК РФ).
Дополнительные требования к выполнению всех вышеуказанных работ (далее также - работы в области строительства) по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, выдвигает ГрК РФ в редакции Закона N 372-ФЗ, согласно которой член СРО имеет право выполнять работы в области строительства по таким договорам при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со и ГрК РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным выше договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч.ч. 11 или 13 ГрК РФ (количество таких договоров не ограничивается).
При этом в силу ч. , ГрК РФ компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств формируются СРО в области строительства только по заявлению 15 ее членов или 30 - для СРО, объединяющих лиц, осуществляющих строительные работы, о намерении принимать участие в заключении соответствующих договоров с использованием конкурентных способов заключения ( , ГрК РФ).
Из вышесказанного следует, что заказчик при закупке любых работ в области строительства, в том числе строительных работ с начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК) свыше 3 млн. рублей, конкурентным способом по общему правилу должен установить следующие требования, выполняемые в совокупности:
- членство участника закупки в СРО в области строительства, объединяющих лиц, выполняющих соответствующие работы;
- наличие у данного СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
- подтверждение того, что предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный компенсационный фонд, превышает размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, поскольку контракт в случае признания такой закупки несостоявшейся может быть заключен именно по такой цене (ч. 1 ст. 55, п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2, п. 4 ч. 3 ст. 71, ч. , Закона N 44-ФЗ).
Данные требования не применяются в отношении лиц, перечисленных в , ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ, в ситуациях, описанных в вышеперечисленных нормах.
В связи с этим следует иметь в виду, что, во-первых, сведения о СРО в области строительства согласно ч. ГрК РФ, Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) вносятся в государственный реестр СРО, а сведения, содержащиеся в данном реестре, являются открытыми и общедоступными ( Закона N 315-ФЗ).
Во-вторых, в силу ГрК РФ, Закона N 315-ФЗ каждая СРО обязана вести реестр ее членов, сведения из которого согласно ч. , Закона N 315-ФЗ должны размещаться на официальном сайте этой СРО в сети Интернет. Ведение реестра членов СРО в области строительства в соответствии с ГрК РФ может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения СРО такого реестра ее членов на своем сайте. Причем согласно ГрК РФ в реестре членов СРО в области строительства в отношении каждого ее члена должны содержаться, помимо прочего, сведения о наличии у него права выполнять соответствующие работы в области строительства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне его ответственности по обязательствам по договорам такого рода, в соответствии с которым им внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. По логике из приведенных норм следует, что указанные сведения вносятся в реестр членов СРО только при условии, что в СРО уже сформирован компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, и член СРО уже внес в него соответствующий взнос.
При этом СРО обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов СРО в срок не более чем 3 рабочих дня со дня поступления указанного запроса, срок действия выписки из реестра составляет 1 месяц с даты ее выдачи ( ГрК РФ). Форма выписки в силу ГрК РФ устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями, на основании этой нормы такая форма утверждена Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58.
Таким образом, заказчик в качестве подтверждения членства участника закупки работ в области строительства, в том числе строительных работ с НМЦК свыше 3 млн. рублей, в соответствующей СРО, формирования в ней компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и внесения в этот фонд участником закупки соответствующего взноса вправе требовать предоставления выписки из реестра членов СРО, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода.
Достоверность сведений, указанных в выписке, может быть проверена по реестру членов СРО, размещенному на ее официальном сайте, а правомочность СРО давать такого рода выписки - по данным государственного реестра СРО.
Превышение же предельного размера обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, над общей суммой обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным им в качестве подрядчика с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, может быть подтвержден при подаче заявки только декларацией самого участника. Вместе с тем достоверность данных такой декларации может быть проверена путем сличения данных выписки об уровне ответственности и данных реестра контрактов, предусмотренного Закона N 44-ФЗ, о заключенных данным участником контрактах на выполнение аналогичных работ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Голубев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Законом предполагается отмена допусков СРО с 1 июля 2017 года, однако отменяются только документы. До этой даты работы в строительстве, предполагающие допуск, законны только при его наличии.

Свидетельства о допуске отменены 1 июля 2017 года, и то частично. Отмена СРО в строительстве коснулась:

  • Субподрядчиков;
  • Предпринимателей, заключающих договоры на строительство на сумму до 3 миллионов рублей;
  • Компаний с долей участия государства более 50%.

Остальных стройкомпаний отмена допусков не коснулась.

Федеральный закон об отмене строительных СРО

В конце декабря Минюст зарегистрировал приказ Ростехнадзора № 498 от 28 ноября 2016 года об отмене с 1 июля 2017 года допуска к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства.

Основные нововведения:

  • Строители теперь могут иметь членство только в саморегулируемых организациях своих регионов. Так, до 1 декабря 2016 года компаниям необходимо было уведомить саморегуляторов о намерении продолжить или прекратить членство, перейдя в новые организации со своим взносом в компфонд. Подробнее в статье ;
  • Отменяются допуски СРО на строительство, проектирование и инженерные изыскания (до 1 июля 2017 года строители работали по ранее полученным допускам);
  • Формируются два компенсационных фонда: возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств. Основой для первого становится текущий компфонд. Для формирования второго необходима инициатива как минимум 30-и участников. Компфонд ОДО позволяет членам организации заключать договоры с помощью конкурентных способов заключения договоров;
  • Создается Национальный реестр специалистов, который поможет выявить наличие квалифицированных строителей, сформировать базу и оценить рынок труда.

372-ФЗ имеет следующие переходные положения. Так,

  • До 1 ноября 2016 года компфонды саморегуляторов переводили на специальные счета в банки из перечня Правительства РФ;
  • До 1 марта 2017 года саморегулятор мог присоединиться к другому аналогичному партнерству;
  • До 1 июля 2017 года саморегуляторы приводили внутренние документы в соответствие с законом;
  • После 1 июля 2017 года работы по свидетельствам о допуске запрещены.

Кому необходимы допуски

В СРО обязаны состоять компании, выполняющие любые работы в строительстве, проектировании и изысканиях по договорам генерального подряда с:

  • Застройщиками;
  • Техническими заказчиками;
  • Эксплуатантами здания/сооружения;
  • Региональными операторами (капитальный ремонт в многоквартирных домах).

Отмена СРО на проектирование

Ст. 48 372 ФЗ вносит поправки в ч. 4 ГК РФ. Так, работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, могут осуществлять только лица, состоящие в СРО проектировщиков .

Исключением являются случаи, предусмотренные ст. 48. Подготовку проектной документации по таким договорам обеспечивают специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования.

Работы по договорам о подготовке проектной документации с иными лицами могут осуществлять те, у кого нет допуска.

Взносы в компфонды

Новая редакция ГК РФ предполагает создание двух компенсационных фондов - возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств.

Сумма взноса в компфонд ВВ варьируется от 100 000 до 5 000 000 рублей в зависимости от стоимости договора.

Взнос в компенсационный фонд ОДО уплачивается в размере 200 000-25 000 000 рублей исходя из размера обязательств по договорам.

Компфонд ОДО дает членам СРО право заключать договоры с помощью конкурентных способов заключения договоров. Этот компфонд формируется при согласии как минимум 30 членов организации.

Виды работ отменяются

Понятие "виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", отменяется июльским законом. Члены саморегулируемых организаций могут осуществлять любые работы. Опасные объекты также входят в это число.

Итог

  1. 1 июля 2017 года СРО в строительстве было отменено для всех, кроме генподрядчиков и тех, кто заключает договора на строительство более 3 миллионов рублей.
  2. Допуски на проектирование теперь необходимы генеральным подрядчикам и техническим заказчикам;
  3. Появляется компфонд ОДО;
  4. Отменяются виды работ.

Создано 29.06.2017 08:28

Реформа СРО в сфере проектирования
1. Допуски саморегулируемых организаций (СРО) на выполнение работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства, уходят в прошлое. С 1 июля эти допуски не действуют, поэтому требовать их наличия от участников закупок нельзя. Можно потребовать выписку из реестра.
2. Участники закупок любых проектно-изыскательских работ должны быть членами СРО. Исключение сделано для унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юрлиц с госучастием, но только по видам контрактов, описанных в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ.
3. Член СРО, который хочет участвовать в аукционе или иной конкурентной закупке (Конкурентные закупки - все конкурентные закупки, осуществляющиеся на основании Федерального Закона №44), должен внести деньги в особый компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Этот фонд выступает дополнительной страховкой заказчиков от недобросовестных подрядчиков;
4. СРО смогут в суде защищать интересы своих членов, если заказчик подаст иск о неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих обязательств.

Как с 1 июля будет происходить конкурентная закупка работ по проектированию
При закупке любых работ по инженерным изысканиям (подготовке проектной документации) в извещении и документации должно быть следующие требования:
- участник конкурса должен быть членом СРО в области инженерных изысканий (в области архитектурно-строительного проектирования).
- СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;
- в составе заявки участник должен представить действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.
В проекте контракта рекомендуем указать условие о том, что заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

На что обратить внимание
На выписку - при проверке выписки из реестра членов СРО обратите внимание на поле "дата". Выписка должна быть выдана не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок. Например, если подача заявок заканчивается 01 сентября 2017 года, а выписка выдана 29 июня 2017 года, заявку отклонят (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ, п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).

Вопрос. Каким требованиям должна соответствовать специализированная организация для монтажа подъемного крана и крановых путей? Требуется ли ей членство в СРО?

Ответ. Согласно частям 2 и 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства необходимо только индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, осуществляющему работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, стоимость которых превышает 3 000 000 (три миллиона) рублей, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, за исключением лиц, указанных в части 2.2 указанной статьи.

Кроме этого частью 3.1 статьи 52 Кодекса установлена обязанность членства в саморегулируемой организации лиц, являющихся застройщиками, но лишь в случае самостоятельного выполнения ими работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, и для юридических лиц, выполняющие на основании договора функции застройщика т.е. техническим заказчикам.

Требования к специализированным организациям, осуществляющим монтаж (демонтаж), наладку, ремонт подъемных сооружений, в том числе рельсовых путей, установлены в пунктах 11-22 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (зарегистрирован Минюстом России 31.12.2013, рег. № 30992).

Вопрос. В случае реорганизации членов СРО в форме присоединения или слияния можно ли суммировать ранее внесенные взносы в компенсационный фонды, особенно в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств?

Ответ. В настоящее время вопросы реорганизации юридических лиц – членов саморегулируемой организации и правовых последствий в части перехода прав на компенсационные фонды в рамках правопреемства Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс) и Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» не урегулированы.

Вместе с тем право выполнения работ является специальным правом.

Частью 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены следующие формы реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Только при реорганизации юридического лица в форме преобразования права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Данное изменение требует от саморегулируемой организации, членом которой данное юридическое лицо является, внесение соответствующих изменений в реестр членов этой саморегулируемой организации, в том числе на официальном сайте, и направление соответствующей информации в национальное объединение саморегулируемых организаций в соответствии с требованиями статьи 55.17 Кодекса. Во всех остальных случаях реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения) вопросы правопреемства регулируются в зависимости от конкретных форм и условий реорганизации.

В отдельных случаях реорганизация заканчивается прекращением юридических лиц, в том числе и в форме слияния (статья 53 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», статья 17 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), которым признается создание нового общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних. Также при реорганизации юридических лиц в форме присоединения прекращается присоединяемое юридическое лицо.

О прекращении юридических лиц вносится запись в Едином государственном реестре юридических лиц.

Прекращение юридического лица влечет за собой исключение из членов саморегулируемой организации.

В соответствии с частью 5 статьи 55.7 Кодекса лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взнос (взносы) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации.

Для юридического лица, к которому присоединилось другое юридическое лицо, состоящее до этого в другой саморегулируемой организации, в отношении членства в саморегулируемой организации ничего не изменяется.

Законодательством не предусмотрено суммирование ранее внесенных взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) в случае реорганизации в форме слияния или присоединения как юридических лиц, являющихся членами одной саморегулируемой организации, так и членами разных саморегулируемых организаций.

Согласно части 12 статьи 55.6 Кодекса решение саморегулируемой организации о приеме в члены саморегулируемой организации вступает в силу со дня уплаты в полном объеме взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, а также вступительного взноса в случае, если внутренними документами саморегулируемой организации установлены требования к уплате такого взноса.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 55.8 Кодекса член саморегулируемой организации имеет право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Кодекса;

если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 Кодекса.

Вопрос . Я обратился в территориальный орган Ростехнадзора с запросом о предоставлении сведений о привлечении меня к административной ответственности два и более раза за аналогичные правонарушения, допущенные при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации в отношении одного объекта капитального строительства, допущенные при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта одного объекта капитального строительства. Такая справка мне нужна для СРО. Однако в тероргане мне отказали в ее получении.

Ответ . С таким запросом согласно пункту 4 части 9 статьи 55.5-1 Кодекса, вступающей в силу с 01.07.2017, вправе обратиться только соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций либо саморегулируемая организация в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 55.6 Кодекса (в редакции, вступающей в силу с 01.07.2017).

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица либо высылается по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Таким образом, при поступлении запроса от любых физических лиц и юридических лиц (за исключением саморегулируемых организаций и национальных объединений саморегулируемых организаций) о предоставлении сведений о привлечении специалистов к административной ответственности правомерным будет отказ в предоставлении такой информации по вышеуказанным причинам.

При поступлении запроса от соответствующего Национального объединения или саморегулируемой организации информация может быть предоставлена только по тем специалистам юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в отношении которых территориальным органом Ростехнадзора проводились контрольно-надзорные мероприятия в рамках федерального государственного строительного надзора.

Обращаем внимание, что статьей 54 Кодекса установлено разграничение полномочий по осуществлению государственного строительного надзора между федеральными органами исполнительных власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вопрос . Прошу разъяснить отдельные положения законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, вступающие в силу с 01.07.2017 в части обязательного членства в саморегулируемой организации юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями при заключении ими договоров строительного подряда.

Ответ . В соответствии со статьями 66 и 114 Гражданского кодекса Российской Федерации понятие публично-правового образования определено статьей 124 указанного Кодекса, согласно которой к публично-правовым образованиям относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Согласно пункту 3 части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, вступающей в силу с 1 июля 2017 г.) не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 данной части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц.

Вопрос . Что будет с приказом Минрегиона России № 624 с 01.07.2017?

Ответ . С 01.07.2017 статьи 47, 48, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части необходимости членства в саморегулируемых организациях излагаются в новой редакции.

Согласно требованиям части 1 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, в связи с чем, с указанной даты теряет свою актуальность Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624.

Вопрос . Когда Ростехнадзором будет утверждена новая форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации?

Ответ . Приказ Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» зарегистрирован Минюстом России 13.03.2017, регистрационный № 45921.

Этим же приказом признан утратившим силу приказ Ростехнадзора от 24.09.2010 № 952 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» (зарегистрирован Минюстом России 16.12.2010, регистрационный № 19198).

Вопрос . В регионе зарегистрирована одна саморегулируемая организация, у которой нет сферы деятельности по объектам использования атомной энергии. Как быть юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, планирующим работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов использования атомной энергии?

Ответ . Сфера деятельности саморегулируемой организации устанавливается решением общего собрания членов. Члены саморегулируемой организации вправе инициировать проведение внеочередного общего собрания членов с целью расширения сферы деятельности саморегулируемой организации.

Вопрос . Должны ли юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие строительный контроль на основании договора, с 01.07.2017 состоять в членах саморегулируемой организации?

Ответ . Согласно требованиям части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, а в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.

Учитывая, что строительный контроль не относится к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, следует, что для осуществления указанной деятельности на основании договора, заключенного с застройщиком или техническим заказчиком, с 01.07.2017 не требуется членство субъекта предпринимательской деятельности в саморегулируемой организации.

Вопрос . Строительной СРО после 01.07.2017 стало известно, что ее член изменил адрес места нахождения на другой регион. Какие правовые последствия для таких ЮЛ или ИП?

Ответ . Членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением:

1) иностранных юридических лиц;

2) случая, если на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрированы индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, отсутствует зарегистрированная саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Вопрос . После 01.07.2017 ЮЛ или ИП добровольно прекратили членство в СРО, например, в связи с изменением адреса места нахождения. Вправе ли они вступить сразу же в другую СРО?

Ответ . В соответствии с частью 6 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае прекращения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом членства в саморегулируемой организации такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо в течение одного года не могут быть вновь приняты в члены саморегулируемой организации.

Вопрос . Правомерно ли требование СРО к своим членам о страховании ответственности после 01.07.2017?

Ответ . Частью 2 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, вступающей в сил ус 01.07.2017) предусмотрено, что саморегулируемой организацией могут быть разработаны и утверждены внутренние документы:

1) о страховании членами саморегулируемой организации риска гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, об условиях такого страхования;

2) о страховании риска ответственности за нарушение членами саморегулируемой организации условий договора подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договора строительного подряда, а также условия такого страхования.

В случае принятия общим собранием членов таких документов они становятся обязательными для исполнения всеми членами саморегулируемой организации.

Вопрос . Документами СРО предусмотрено требование о наличии у специалистов членов СРО повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет. Если при приеме в члены в составе документов будет предоставлено гарантийное письмо о повышении квалификации в ближайшее время, будет ли это гарантийное письмо свидетельствовать о соблюдении организацией требований СРО, установленных внутренними документами?

Ответ . Гарантийное письмо не подтверждает наличие повышения квалификации у специалиста, в связи с чем организация при соответствии остальным условиям членства не может быть признана соответствующей требованиям к членству.

Вопрос : Я являюсь руководителем строительной организации. В связи со сложной ситуацией и отсутствием заказов я был вынужден прекратить членство в СРО. В настоящий момент я хочу возобновить членство в СРО. В связи с эти прошу Вас разъяснить, могу ли я повторно не оплачивать взнос в компенсационный фонд СРО, в членах которой я ранее состоял.

Ответ : В соответствии с частью 4 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.07.2017), в соответствии с частью 5 указанной статьи (в редакции, вступающей в силу с 01.07.2017) лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взнос (взносы) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

Законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях не предусмотрено освобождение юридического лица или индивидуального предпринимателя от уплаты взноса в компенсационный фонд при повторном вступлении в саморегулируемую организацию, членом которой он являлся ранее.

Таким образом, при повторном вступлении в саморегулируемую организацию бывшего члена этой саморегулируемой организации для получения права выполнения работ юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо выполнить требования статей 55.6 и 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также требования саморегулируемой организации.

Вопрос . Какой уровень ответственности должен выбрать член саморегулируемой организации в случае, если он планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору будет равна 10 миллиардов рублей? Если следовать правилам русского языка, то это и 4 и 5 уровни ответственности.

Ответ . Если стоимость работ по одному договору равна 10 миллиардов рублей, то это 5 уровень ответственности, так как согласно части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации 4 уровень ответственности присваивается в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 10 миллиардов (т.е. равен 9999999999,99 рублей) рублей, а пятый уровень ответственности - если предельный размер обязательств по таким договорам составляет 10 миллиардов рублей и более.

Вопрос . Требуется ли членство ЮЛ в СРО, который заключил договор с региональным оператором на сумму до 3 миллионов рублей?

Ответ. В соответствии с частью 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется членство в саморегулируемой организации в случае если размер обязательств по каждому из договоров строительного подряда не превышает трёх миллионов рублей. Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации к выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Вопрос . Вправе ли СРО принять решение о выдаче члену СРО свидетельства о членстве дополнительно к законному требованию о выписке из реестра членов СРО?

Ответ . Законодательством предусмотрено предоставление сведений из реестра членов в виде выписки из реестра членов саморегулируемой организации. В случае если саморегулируемая организация своим внутренним документом установит дополнительно выдачу некоего свидетельства о членстве, то она вправе будет выдавать такой документ, но юридической силы он иметь не будет.

Вопрос . Как действующие члены саморегулируемой организации должны подтвердить свое право на осуществление деятельности в СРО на 01.07.2017, если обязанность иметь в наличии специалистов, сведения о которых внесены в национальный реестр специалистов, устанавливается только с 01.07.2017?

Ответ . Действующие члены подтверждают к 01.07.2017 соблюдение требований к членству в соответствии с требованиями законодательства, действующими до 01.07.2017.

Вопрос . В части 6 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что в случае прекращения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем членства в саморегулируемой организации такое лицо в течение одного года не могут быть приняты вновь в члены саморегулируемой организации. Какой правовой статус члена СРО в случае прекращения его членства по решению СРО с 01.07.2017?

Ответ . Указанная норма закона касается только лиц, добровольно прекративших членство в саморегулируемой организации, в случае, если членство будет прекращено по решению саморегулируемой организации, то такое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе вступить в другую саморегулируемую организацию.

Вопрос . Есть ли определенная форма документа, подтверждающего прохождение аттестации по промышленной безопасности в аттестационной комиссии члена саморегулируемой организации?

Ответ . По результатам аттестации в области промышленной безопасности в соответствии с пунктом 24 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 (зарегистрировано Минюстом России 22.03.2007, рег. № 9133) выдаётся протокол. Форма протокола утверждена приложением № 1 к указанному положению.

Вопрос . Распространяется ли часть 6 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации с 01.07.2017 на строительные организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций?

Ответ . В части 6 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что в случае прекращения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем членства в саморегулируемой организации такое лицо в течение одного года не могут быть приняты вновь в члены саморегулируемой организации.

Указанная норма закона касается только лиц, добровольно прекративших членство в саморегулируемой организации. В случае, если членство будет прекращено по решению саморегулируемой организации, то такое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе вступить в другую саморегулируемую организацию.

В случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций члены такой саморегулируемой организации продолжают оставаться членами некоммерческой организации, но, учитывая отсутствие статуса саморегулируемой организации, члены некоммерческой организации не смогут заключать новые договоры подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоры строительного подряда.

Для получения права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны вступить в другую саморегулируемую организацию, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций.

Вопрос: Необходимо ли членство в саморегулируемой организации при наличии лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности?

Ответ : Необходимость членства в саморегулируемой организации в сфере строительства определена в статьях 47, 48 и 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности не относится к работам по выполнению инженерных изысканий, осуществлению подготовки проектной документации, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. При этом в соответствии с пунктом 49 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» для проведения экспертизы промышленной безопасности требуется наличие лицензии.

Экспертизе промышленной безопасности в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» подлежат:

документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;

документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 данного Федерального закона;

здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;

обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.


Вопрос
. Может ли саморегулируемая организация принимать после 01.07.2017 в свои члены организации, у которых нет специалистов, внесенных в национальный реестр специалистов?

Ответ . В соответствии с частью 2 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) для приема в члены саморегулируемой организации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо представляет в саморегулируемую организацию, в том числе документы, подтверждающие наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов, указанных в части 1 статьи 55.5-1 Кодекса.

Требования к минимальной численности специалистов у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов) установлены пунктом 2 части 6, частями 7 и 8 статьи 55.5 Кодекса.

При этом непредставление документов, перечень которых установлен частью 2 статьи 55.6 Кодекса, в соответствии с частью 8 указанной статьи является основанием для принятия решения об отказе в приеме в члены саморегулируемой организации.

Вопрос. Каким образом саморегулируемая организация с 01.07.2017 должна проверять наличие у действующих членов специалистов в национальном реестре специалистов?

Ответ. Наличие или отсутствие специалистов по организации инженерных изысканий и специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, включенных в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования у члена саморегулируемой организации, вступившего в саморегулируемую организацию до 01.07.2017, может быть установлено саморегулируемой организацией только в ходе проведения контрольных мероприятий в отношении указанного члена саморегулируемой организации.

При этом контрольные мероприятия могут осуществляться в виде плановых проверок в соответствии с утвержденным саморегулируемой организацией планом проверок или внеплановых проверок на основании поступивших в саморегулируемую организацию обращений или жалоб на действия/бездействие отдельно взятого члена саморегулируемой организации.

Вопрос . Каким образом можно получить лицензию на проведение инженерных изысканий на объектах использования атомной энергии?

Ответ . В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» лицензированию в области использования атомной энергии подлежат в том числе такие виды деятельности, как размещение, сооружение, эксплуатация, вывод из эксплуатации и проектирование и конструирование объектов использования атомной энергии. Лицензии выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии, при условии их соответствия лицензионным требованиям. Процедура лицензирования носит заявительный характер.

Порядок лицензирования установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 № 280 «О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии».

Административным регламентом предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии, утвержденным приказом Ростехнадзора от 08.10.2014 № 453 (зарегистрирован в Минюсте России 20.03.2015, рег. № 36496), определены процедуры соблюдения порядка лицензирования, а также установлены требования, соблюдение которых соискателем лицензии необходимо для получения лицензии на заявляемый вид деятельности.

Вопрос . Наша СРО требует с нас плату за предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации, законно ли это?

Ответ . Частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса.

Возможность взимания платы за предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации, законодательством о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях не предусмотрена.

Вопрос . Нужно ли вносить в реестр членов саморегулируемой организации сведения о специалистах по организации строительства?

Ответ . Перечень сведений, подлежащих внесению в реестр членов саморегулируемой организации, установлен статьей 7.1 Федерального закона от 01.12.2017 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и статьей 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Внесение сведений о специалистах по организации строительства в реестр членов саморегулируемой организации указанными нормами не предусмотрено.

Вопрос . Каким образом заполняется пункт 4 формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации, если член нашей саморегулируемой организации не участвует в заключении договоров, заключаемых с использованием конкурентных способов? Как указывать его право выполнения работ в этом случае на особо опасных и технически сложных объектах?

Ответ . Форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации утверждена приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58 (зарегистрирован Минюстом России 13.03.2017, рег. № 45921) в соответствии с частью 5 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

В правой колонке пункта 4 формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации непосредственно указывается, имеет или не имеет право член саморегулируемой организации соответственно выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров:

а) в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);

б) в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);

в) в отношении объектов использования атомной энергии.

Изменения в действующую форму выписки из реестра членов саморегулируемых организаций внести не представляется возможным до внесения соответствующих изменений в часть 2 статьи 55.17 Кодекса.

Вопрос . Я являюсь индивидуальным предпринимателем и состою в СРО проектировщиков. На следующий год у меня не планируются работы по проектированию. Могу ли я приостановить свое членство в СРО и не платить членские взносы, или мне нужно выйти из СРО, а потом вступить снова, при этом мой компенсационный фонд сохранится?

Ответ . Законодательством о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях не предусмотрена приостановка членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с частью 6 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае прекращения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом членства в саморегулируемой организации такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо в течение одного года не могут быть вновь приняты в члены саморегулируемой организации.

При этом согласно части 5 указанной статьи лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взнос (взносы) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом о введении в действие Кодекса.

В случае повторного вступления в эту же саморегулируемую организацию юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны исполнить требования статьи 55.6 и статьи 55.8 Кодекса в том числе в части уплаты взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в соответствии с заявленным уровнем ответственности.

Кроме этого, действующие члены саморегулируемой организации обязаны в установленные внутренними документами саморегулируемой организации сроки уплачивать членские взносы. В случае неоднократной неуплаты членских взносов саморегулируемая организация вправе принять решение об исключении сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе из состава членов саморегулируемой организации.

Вопрос. Нужно ли членство в СРО ИП или ЮЛ при выполнении работ по монтажу лифта?

Ответ. В рассматриваемом случае членство в СРО ИП или ЮЛ при выполнении работ по монтажу лифта будет необходимо:

1. При выполнении работ по монтажу лифта при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства на основании договора подряда, стоимость которого превышает 3 000 000 (три миллиона) рублей, заключенного:

С застройщиком;

С техническим заказчиком;

С лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства;

С региональным оператором.

2. Застройщику в случае самостоятельного выполнении работ по монтажу лифта при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.

3. Техническому заказчику при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.

Не требуется членство в СРО в случае выполнения ИП или ЮЛ работ по техническому перевооружению, плановому (текущему) ремонту лифта и иным работам, не отнесенным к строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Вопрос . СРО, в которой мы состоим, не формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (говорят, что не хватает заявлений). Можно по этой причине уйти от них и вступить в другую СРО, где есть такой фонд, или вступить во вторую СРО только для участия в обеспечении договорных обязательств?

Ответ . Согласно части 6 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.07.2017) в случае прекращения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом членства в саморегулируемой организации такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо в течение одного года не могут быть вновь приняты в члены саморегулируемой организации.

В отношении возможности членства юридического лица или индивидуального предпринимателя во второй саморегулируемой организации в случае, если саморегулируемая организация, членом которой они являются, не сформировала компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, необходимо отметить, что согласно части 14 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть членом одной саморегулируемой организации каждого из видов саморегулируемых организаций, указанных в статье 55.3 Кодекса.

Вопрос . Организация в течение 7 рабочих дней не уплатила взнос в компенсационный фонд возмещения вреда. Как правильно должна действовать саморегулируемая организация: возвратить документы или еще подождать?

Ответ . Порядок приема в члены саморегулируемой организации устанавливается внутренним документом саморегулируемой организации. При этом согласно части 12 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение саморегулируемой организации о приеме в члены саморегулируемой организации вступает в силу со дня уплаты в полном объеме взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, а также вступительного взноса в случае, если внутренними документами саморегулируемой организации установлены требования к уплате такого взноса.

Вопрос . По каким областям аттестации в области промышленной безопасности должны проходить аттестацию в Ростехнадзоре руководители и специалисты по организации строительства членов саморегулируемой организации, если они строят особо опасные и технически сложные объекты, объекты использования атомной энергии?

Ответ . Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 (зарегистрировано Минюстом России 22.03.2007, рег. № 9133) утверждено Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору (далее – Положение), согласно которому аттестация по вопросам безопасности проводится для специалистов организаций в объеме, соответствующем их должностным обязанностям.

Положение устанавливает порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций, осуществляющих в отношении опасного производственного объекта, объекта энергетики, объекта, на котором эксплуатируются тепловые-, электроустановки и сети, гидротехнического сооружения их проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, технических средств, машин и оборудования.

Вместе с тем, приказом Ростехнадзора от 15.12.2011 № 714 в Положение внесены изменения, исключающие при проведении аттестации руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору, проверку знаний требований безопасности при использовании атомной энергии.

Области аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждены приказом Ростехнадзора от 06.04.2012 № 233. В центральной и территориальных аттестационных комиссиях Ростехнадзора аттестация специалистов проводится только по тем областям аттестации, которые утверждены указанным приказом (с изменениями).

Обращаем внимание, что с 01.01.2019 вступают в силу изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», внесенные Федеральным законом от 29.07.2018 № 271-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики».