Теория социальной работы. Категории и закономерности теории социальной работы Закономерности социальной работы субъективные и объективные

28.06.2021 Дети

Принципы социальной работы являются важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений, воплощенных в категориях и закономерностях, с практикой социальной работы. Выделяются следующие группы принципов теории социальной работы.

Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия. К ним относятся: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды .

Более узкими по содержанию, но также охватывающими различные стороны социальной работы, являются принципы социально-политические, организационно-деятельностные, психолого-педагогические и др. Сложность и многообразие взаимодействующих факторов, проявление различных субординационных, координационных и корреляционных связей и отношений отражается во взаимоироникновении элементов системы принципов, регулирующих деятельность по оказанию социальной помощи населению.

Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства. Эта зависимость определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию индивидуальных и общественных интересов в социальной работе. К основным принципам этой группы можно отнести: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника.

Среди организационных принципов следует особо выделить такие, как социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.

Большое место в структуре логических форм научной теории занимают психолого-педагогические принципы. Они выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидных характеристик при осуществлении любых социально-технологических процедур. К основным принципам этой группы следует отнести: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними; индивидуальный подход; целенаправленность и адресность социальной работы.


Наконец, специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению.

Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине - его потребности в помощи.

Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их. Например, в соответствии с действующим законодательством нельзя связывать помощь, оказываемую многодетной семье, с требованием к ней ограничить свою детородную активность.

Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг.

Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенции возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследствии прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий. Скажем, сохранение семейных и школьных связей детей, оказавшихся в состоянии дезадаптации, для них самих, для их близких и для общества в целом несравненно благоприятнее и прагматичнее, чем впоследствии борьба с детским бродяжничеством, преступностью и т.п.

Принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. Традиции тоталитарного общества заставляют нас во многих случаях выдвигать на первый план интересы государства и общества. Например, при анализе социальной дезинтеграции семьи принято говорить, что снижение рождаемости отрицательно скажется на трудовых ресурсах, которыми общество будет располагать в следующих поколениях, на контингенте призывников для Вооруженных Сил, который через десять лет окажется совершенно недостаточным для нужд государства. Следует помнить, что все эти, безусловно, важные приоритеты не могут стоять на первом плане для социального работника: важнейшая цель его деятельности - обеспечение способности его клиента к социальному функционированию, создание благоприятных условий для его социального самочувствия и развития его личности. Потребности государства и общества удовлетворяются в результате его деятельности лишь опосредованно.

В рамках данного принципа можно рассматривать суверенность и автономность клиента, которой вправе принимать или не принимать помощь социальных работников, вправе выбирать тот или иной вид помощи или сценарий разрешения своих жизненных проблем, должен получать полную информацию относительно работы с ним, а также имеет право оградить свою личную жизнь от постороннего вмешательства в той мере, в какой это не наносит ущерба правам и интересам других лиц.

Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Вряд ли кто-либо может вместо самого человека разрешить его жизненные затруднения, устранить конфликтную ситуацию, наладить отношения с близкими людьми. Социальный работник должен консультировать клиента в выборе стратегии выхода из кризиса, оказывать ему психологическую помощь, побуждать к самопомощи, содействовать объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей. Разумеется, в этом случае речь идет о клиентах, достаточно дееспособных с точки зрения своих интеллектуальных, психических и физических ресурсов. Люди с ограниченными возможностями, дети, престарелые, не имеющие потенциала самопомощи, разумеется, имеют право получать помощь, не проявляя при этом собственной активности.

Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Правда, реальная величина этих средств зависит прежде всего от социально-экономических возможностей государства и от представлений общества о том, что входит в необходимый социальный минимум для индивида. Поэтому социальные ресурсы Германии или Швеции, например, с их устойчивой экономикой и традиционно высоким уровнем жизни отличаются от уровня обеспеченности социальной помощи в нашей стране с ее трудностями в экономике и предельно аскетическими привычками населения. Однако действие принципа проявляется повсюду: социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов, использовать другие не запрещенные законом способы.

Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведения о болезнях, негативных привычках, психических заболеваниях, семейных конфликтах, криминальном прошлом или настоящем. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях; она не должна разглашаться, кроме случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, прежде всего детям.

Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Политические, религиозные и национальные особенности индивидов, нуждающихся в помощи, их поведенческие стереотипы и сама их внешность может оказаться непривычной для лиц, занимающихся социальной работой. Определенные элементы ксенофобии, т.е. неприязни и страха перед проявлениями чуждых традиций, распространены в нашем обществе. Социальные работники не свободны от иллюзии считать свою точку зрения, свой стереотип поведения, свои представления о хорошем и плохом единственно верными и нормативными. Между тем разнообразие человеческих типов, национально-культурных традиций, обычаев поведения является залогом жизнеспособности развития всего человечества. Никто не должен выносить осуждение деятельности другого человека до тех пор, пока она не представляет опасности и не наносит ущерб окружающим. Социальный работник не может сортировать клиентов на «хороших» и «плохих», «удобных» и «неудобных». Каждый, кто нуждается в помощи, должен получить ее. Профессиональная толерантность специалиста по социальной работе означает признание закономерности разнообразия клиентов и терпимость к проявлениям этого разнообразия.

Знание об окружающей нас социальной действительности - это важнейшее орудие практического воздействия на нее. Существенными компонентами системы элементов научной теории являются вытекающие из закономерностей и принципов следствия, запечатленные в методах, технологических алгоритмах и приемах. Они дают ключ к решению проблемных ситуаций и практических задач. Система категорий, закономерностей и принципов социальной работы сочетает в себе логическую непротиворечивость, верифицируемость и практическую направленность.

Хорошо известно, что система знаний становится научной тогда, когда получает социальный статус. Это значит, что она общественно значима и востребована, отвечает основным критериальным требованиям, что у данной системы знаний есть свой объект, предмет, принципы исследования, введены и обоснованы закономерности функционирования и развития.

Понятийно-категориальный аппарат данной науки включает как понятия, выработанные в процессе ее возникновения и развития, так и понятия других научных дисциплин. Это относится и к социальной работе. Так, например, такие понятия, как "адаптация", "взаимоотношения", "реабилитация" и т.д. рассматриваются в философии, социологии, психологии, в том числе и в социальной работе, но в каждой из указанных дисциплин они имеют свое содержание.

Исследователи классифицируют используемые понятия по группам. Первую группу составляют термины и понятия, не являющиеся специфическими категориями социальной работы как науки, связанные преимущественно с конкретными дисциплинами. Например, "социальная сфера", "социальные отношения" связаны с социологией; "социализация", "конфликты" – с психологией, педагогикой; "реабилитация" – с медициной и т.д.

Вторая группа понятий относится преимущественно к социальной работе, но в то же время используется и другими науками. Это понятия определяют, прежде всего, объекты и субъекты, закономерности, принципы и методы.

Третья группа понятий представляет собой категории, относящиеся только к социальной работе: социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь.

В исследовании теоретических проблем социальной работы важное место отводится принципам. В них находят отражение наиболее существенные связи и отношения, присущие практической и теоретической деятельности.

М. В. Фирсов и Е. Г. Студенова выделяют несколько подходов определения принципов теории социальной работы.

Во-первых, если за рубежом осмысление социальной реальности шло от практики, вследствие чего в ее принципах доминируют ориентированные на практику установки к изменению, то в Российской Федерации происходит осмысление социальной работы как понятийной реальности, в связи с чем здесь принципы социальной работы имеют прогнозно-ориентированную и дескриптивную (описательную) направленность.

Во-вторых, принципы социальной работы за рубежом отражают направления основных школ, которые в конечном счете стали едиными в теории и практике. В России плюрализма подходов к определению принципов нет, так как оказание социальной помощи населению централизовано и развивается в контексте официальных законов и постановлений. Поэтому принципы социальной работы отражают установки государственных концептов.

В-третьих, если за рубежом принципы вытекают из практических концептов (например, "здесь и сейчас"), то в России преобладают принципы психолого-педагогической области (например, принцип индивидуального подхода).

В целом в России приоритет отдается принципам социальных наук и философии. Поэтому мы будем разделять принципы социальной работы на общефилософские (общие) принципы, общетеоретические принципы социальных наук и частнонаучные принципы социальной работы.

К общефилософским можно отнести следующие принципы социальной работы:

  • гуманистическую направленность социальной работы:
  • соответствие интересов и возможностей государства интересам и потребностям населения;
  • решение задач и достижение целей социальной работы и их осуществимость;
  • соответствие методов, средств и форм социальной работы ее целям и задачам;
  • социально-дифференцированную систему удовлетворения потребностей населения;
  • персонификацию социальной работы через ее субъекты;
  • справедливость и альтруизм социальной работы.

К общенаучным принципам социальной работы относятся общие правила, касающиеся образования и формализации ее научных понятий, категорий, объяснений явлений и процессов, обоснование и установление законов и закономерностей, а также выработки средств, форм и методов социальной работы.

Общенаучные принципы дифференцируются на общесоциологические, психолого-педагогические, методические и организационные.

Общесоциологические принципы оформляются в результате выстраивания социального образа клиента. К ним относятся:

  • характерологические сведения о клиенте;
  • право и возможность клиента на самостоятельность выбора и принятие решения;
  • наличие потенциала оказания самопомощи;
  • невмешательство в частную жизнь клиента;
  • принадлежность клиента к определенным социальным группам, потенциально подверженным дискриминации в связи с полом, возрастом, религиозными убеждениями, национальной принадлежностью, политическими взглядами, сексуальной ориентацией и т.п. их членов;
  • эмоциональная гиперактивность и провоцирующее (возможно, виктимное) поведение, вызванные переживанием клиентом его проблем, и др.

К психолого-педагогическим принципам можно отнести:

  • модальность;
  • эмпатию (сочувствование, вчувствование, когда "сердце сердцу сопечалится и совеселится");
  • аттракцию (привлекательность клиента и субъекта социальной работы);
  • доверие в системе "объект – субъект" социальной работы и др.

К методическим принципам относятся: преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность И др.

К организационным – всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспоможение).

Частнонаучные принципы социальной работы характеризуют, прежде всего, отношения в системе "клиент субъект социальной работы":

  • клиентоцентризм, поскольку уважение и защита интересов и потребностей клиента является системообразующим в социальной работе. (Необходимо отметить, что этот принцип ограничивает деятельность социального работника реализацией права гражданина отказаться от социального обеспечения.);
  • принцип опоры на собственные силы клиента предполагает развитие у него способности противостоять неблагоприятному воздействию социальной среды;
  • принцип конфиденциальности (неразглашение сведений о частной жизни клиента);
  • принцип универсальности предполагает уважительное отношение к любому клиенту вне связи с его характерологическими и социальными особенностями и отделение субъектом социальной работы собственных чувств от профессиональных отношений;
  • принцип толерантности подразумевает терпимое отношение субъекта социальной работы к любым проявлениям агрессии и провокации со стороны клиента с целью позитивного изменения его жизни.

Существуют частнонаучные принципы, характеризующие направленность социальной работы:

  • профилактическая направленность деятельности субъекта социальной работы по определению "зон риска" в системе "человек – проблемная ситуация";
  • непосредственное реагирование на проблемную ситуацию клиента, особенно при утрате клиентом способности к самообслуживанию, выявлении фактов насилия по отношению к детям, угрозе суицидного поведения и т.п.;
  • поскольку субъект социальной работы должен держать в зоне внимания и тех, кому оказана социальная помощь, то проверка действенности вмешательства является важным частнонаучным принципом социальной работы.

Наконец, существуют и внутриресурсные принципы

социальной работы. В связи с ликвидацией системы безвозмездного получения социальных благ и услуг, в ходе осуществления социальной работы важны:

  • принцип рыночного механизма функционирования социальной сферы вообще и социальной работы в частности;
  • ресурсосберегающий принцип (государственные и общественные ресурсы), следование порядку предоставления социальной помощи и услуг, адресность помощи;
  • принцип активизации потенциала государственных и неформальных институтов помощи.

Социальная работа как наука основывается на собственных закономерностях – повторяющихся существенных связях явлений, действие которых проявляется в виде тенденций, определяющих основную линию развития той или иной сферы деятельности.

Следует отметить, что закономерности, объективно существующие в реальной действительности, зачастую отличаются от закономерностей, имеющих место в науке.

В реальной действительности закономерности проявляются в комплексе, а не изолированно от других, и лишь в теории наше мышление благодаря способности абстрагироваться от совокупных связей позволяет вычленить и сформулировать закономерности в чистом виде.

Междисциплинарный, интегративный характер социальной работы, необходимость статистической обработки огромного количества эмпирического материала, данных наблюдений усложняет выявление и формулирование закономерностей.

В настоящее время можно говорить о ряде закономерностей.

В качестве основной закономерности можно выделить взаимосвязь социальной политики и содержания социальной работы в обществе.

Поскольку государство определяет объемы финансирования социальных программ, гарантированные виды услуг, меры социальной поддержки и т.д., социальная работа целиком зависит от социальной политики, которую проводит государство в данный момент.

Другой закономерностью выступает детерминация содержания и форм социальной работы социокультурными условиями ее проведения.

Закономерна также взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы.

Следующая закономерность – это структурно-функциональная обусловленность эффективности социальной работы, включающая в себя взаимосвязь между качеством социальной работы и организацией деятельности учреждений социального обслуживания.

Исследователи теории социальной работы также выделяют такие закономерности, как:

  • профессиональная компетентность и ценностная ориентированность кадров социальной сферы;
  • раннее диагностирование и современная профилактика и др.

Мировой и отечественный опыт ведения деятельности по оказанию социальной помощи свидетельствует, что закономерности социальной работы, как названные выше, так и не сформулированные пока, носят объективный характер и проявляют себя независимо от воли и желания людей, знания или незнания их специалистами. Сотрудник социальной службы или органа социального управления в силу различных причин может игнорировать наличие этих закономерностей, однако это не отменяет их действия и влияния. Устранение же негативных последствий, вызванных пренебрежением к действию объективных факторов социального функционирования, потребует дополнительных сил, времени и ресурсов, которые всегда дефицитны. Вот почему, чем глубже специалист по социальной работе осознает и чем полнее учитывает ее закономерности в своей практической деятельности, тем эффективнее ее результаты.

Следует заметить, что само по себе теоретическое знание закономерностей еще не гарантирует их систематического использования в повседневной практике специалистов по социальной работе. Специалист-практик не в состоянии в каждом конкретном случае проводить развернутый теоретический анализ социальной ситуации, целенаправленно соотносить свои действия с устойчивыми связями и закономерностями социальной действительности, рефлектировать по поводу своих отношений с клиентом. Поэтому на практике он чаще исходит из типичности проблем клиентов, использует в первую очередь те выводы и правила, которые формулируются наукой и практикой на основе открытых закономерностей и выражают определенный перечень требований к социальному работнику.

Становление и развитие теории социальной работы предполагает разработку системы закономерностей.

Как отмечает Л. В. Топчий, выделение системы закономерностей социальной работы – не такая простая задача. Это сложный и противоречивый процесс, связанный с социально-гуманитарным познанием.

Закономерности как предмет системного рассмотрения представляют собой специфическую область дознания и сложный тип социальных систем. Как показал отечественный опыт разработки теории социальной работы, закономерности нельзя определить механически, исходя только из сложившейся практики социальной работы в России. Они недоступны непосредственному чувственному восприятию. И пока что границы предметного поля действия закономерностей социальной работы не определены ни в теории, ни в сфере обыденного сознания.

Закономерности социальной работы, сформулированные в науке, по мере развития и углубления познания реальных процессов, по мере совершенствования понятийного аппарата изменяются и трансформируются.

В настоящее время можно говорить о следующих закономерностях.

  • 1. Социальная работа – специфический вид деятельности по воздействию на протекающие в обществе процессы в соответствии с потребностями людей, требованиями конкретной обстановки, служащий интересам всех людей, их духовному возвышению и обновлению общественных отношений, сохранению и реабилитации социального здоровья.
  • 2. Формирование индивида происходит по "социальной программе" – под воздействием общественной среды при определяющей роли самой личности в собственном развитии.
  • 3. Источники формирования и потребления социальных услуг носят социально-детерминированный характер (обусловливаются потребностями общества и отражают тенденции его развития).

Таким образом, закономерности социальной работы фиксируют:

  • взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политике и социальной работе;
  • обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, общностей, индивидов; решение социальных проблем через личностные потребности и интересы клиентов;
  • зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможности социальной системы государства и общества.

Социальной работе, как и другим отраслям знаний и деятельности человека, присущи определенные закономерности и принципы Закономерности как наиболее существенные, устойчивые связи, от познания которых зависит результативность социальной работы, существуют объективно, проявляются в комплексе, хотя в идеале мы их рассматриваем в относительно самостоятельной абстрактной интерпретации.

В качестве основной закономерности выделяют взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе. Становление социальной работы как профессии, усиление социальной направленности хозяйственной деятельности в Беларуси, совершенствование форм социальной защиты и др. подтверждает наличие и плодотворность этой закономерности. Столь же важной закономерностью следует считать взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы. Комплексный характер последней, включение в решение жизненно важных человеческих проблем различных служб и ведомств, естественно, «работает» на социальное развитие в целом, а не только на отдельных людей или их группы.

Выделив два уровня социальной работы (организационно‑управленческий и контактный) рассмотрим и их специфические закономерности. Для организационно-управленческих отношений в системе административных единиц или групп специалистов характерными (определяющими успех их деятельности) являются:

  • зависимость эффективности социальной защиты от структурной полноты и завершенности системы органов социального управления и учреждений социального обслуживания
  • зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации кадрового корпуса органов государственного управления
  • взаимозависимость между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и т.д.

На контактном уровне выделяются следующие факторы (закономерности), определяющие успех деятельности:

  • совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия
  • целостность и комплексность воздействия специалиста социальной работы на клиента
  • соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе
  • соответствие уровней развития специалиста по социальной работе и клиента социальных служб и т.д.

Закономерности существуют объективно, независимо от того, знаем ли мы их, признаем ли. Но успехи в социальной работе будут лучшими, если эти закономерности будут познаваться и учитываться в практической деятельности.

Сформулированы также основные принципы социальной работы. Рассматривается несколько групп принципов:

  • общефилософские
  • социально-политические
  • организационно‑деятельностные
  • психолого‑педагогические, а также специфические, относящиеся только к социальной работе (основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населения)

К общефилософским принципам, лежащим в основе всех наук об обществе, относятся:

  • принцип детерминизма
  • принцип отражения
  • принцип развития
  • принцип единства сознания и деятельности
  • принцип историзма
  • принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды

Последующие три группы принципов являются более узкими по содержанию, но также охватывают различные стороны социальной работы.

К группе социально‑политических принципов относятся принципы, указывающие на зависимость социальной работы от социальной политики. Это:

  • единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы
  • демократизм ее содержания и методов
  • законность и справедливость деятельности социального работника

К группе организационно‑деятелъностных принципов относят:

  • социально‑технологическую компетентность кадров
  • принцип функциональной определенности
  • принцип единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности
  • принцип контроля и проверки исполнения

Психолого‑педагогические принципы выражают требования к выбору средств воздействия на клиента. Сюда относятся такие принципы, как:

  • комплексный анализ условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними
  • индивидуальный поход
  • целенаправленность и адресность социальной работы

К специфическим принципам социальной работы относят следующие:

  • Принцип универсальности (социальная помощь оказывается всем, независимо от национальности, расы, убеждений, возраста нуждающихся).
  • Принцип охраны социальных прав (оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их).
  • Принцип социального реагирования (необходимость принимать меры по конкретным обстоятельствам, а не по стандартам «среднего» клиента).
  • Принцип профилактической направленности (предотвращение (предупреждение) возникновения социальных проблем или отягощения уже возникших).
  • Принцип клиентоцентризма (признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей).
  • Принцип опоры на собственные силы (активная позиция клиента в разрешении своих проблем, консультативная роль социального работника).
  • Принцип максимизации социальных ресурсов (поиск путей увеличения объемов и форм социальной помощи населению).
  • Принцип конфиденциальности (неразглашение информации о проблемах клиента, кроме случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, или детям).
  • Принцип толерантности (признание закономерности разнообразия клиентов и терпимость к проявлениям этого разнообразия).

Понятие социальных процессов в ключе социальной работы

Замечание 1

Социальные процессы предполагают взаимодействие большого количества людей и групп, которые имеют разные цели, стремления, интересы, ценности, взгляды, мотивацию и т.д. Все эти особенности являются индивидуальными, полностью учесть их невозможно. Поэтому существует определение только общего, осевого направления развития социального процесса. Это направление рассматривается обобщенным, закономерным. Система социума является сложным механизмом, структурой самых разнообразных элементов, таких как отдельно взятые индивиды , группы, институты, общественные организации – все эти элементы обладают набором индивидуальных особенностей, отличающих их друг от друга.

Социальные системы могут рассматриваться в трех аспектах. Это определенное количество индивидов, цепочка или иерархия позиций в обществе, совокупность ценностей, устоев и норм, принятых в том или ином социуме. Социальная система – это явление, которое связано со всеми сферами социума:

  • духовной,
  • экономической,
  • политической.

Поэтому определенные элементы могут входить в структуру разных подсистем, в зависимости от обстоятельств.

Система предоставления социальных услуг – это объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как совокупность разнородных объектов (органов, учреждений, мероприятий, программ) и ресурсов, выделенных из среды на время с целью улучшения жизнедеятельности социальных групп и отдельных индивидов, попавших в сложные жизненные обстоятельства. Управленческая деятельность может характеризоваться как атрибут системы, находящейся на определенном уровне развития. Основными инструментами, с помощью которых центральные или местные органы государственного управления оказывают влияние на формирование системы предоставления социальных услуг, является нормативно-правовые, экономические, финансовые, социально-психологические, организационно-технические.

Каждое учреждение социального обслуживания является подсистемой системы предоставления социальных услуг и состоит, в свою очередь, из таких элементов, как обслуживающий персонал, потребители социальных услуг, потенциальные потребители (потенциально нуждаются в социальных услугах), методы оказания услуг, содержание услуг и др. При этом система предоставления социальных услуг является подсистемой социальной защиты населения.

Социальное обслуживание и предоставление социальных услуг предусматривает систему организаций (учреждений, заведений, предприятий и т.д.) различных форм собственности и подчинения, а также физических лиц, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности граждан, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах и не способны самостоятельно удовлетворять свои потребности без посторонней помощи.

Формулирование закономерностей социальной работы

Среди задач теории социальной работы одним из наиболее важных является выявление и формулировка закономерностей. При этом закономерности рассматриваются как повторяющиеся существенные связи, которые определяют качество результата общественной работы как в целом, так и с населением в частности.

Важно также помнить, что закономерности, описанные в теории, отличаются от тех, что встречаются на практике в реальной жизни. Чаще всего это различие в содержании, объеме и форме фиксации. Это значит, что реальные закономерности, в отличие от описанных в науке теорий, практически не существуют сами по себе. Они рассматриваются в комплексе с другими сторонами и аспектами реальной жизни в социуме, и проявляются только совместно, подобно шестерням механизма, не работающим по отдельности.

Замечание 2

В теории же дело обстоит иначе. Рассматривая социальные закономерности теоретически, мы можем вычленить отдельную закономерность из «механизма» благодаря способности человеческого мышления абстрагироваться, сосредотачивать внимание только на ключевых аспектах. Таким образом, в теории мы можем рассмотреть закономерность в чистом виде, без влияния других, сопутствующих процессов. Именно поэтому, говоря о закономерности теории социальной работы, мы можем предоставить идеальную модель, т.е. четко расписанные тенденции развития и функционирования предмета изучения.

Закономерности социальной работы, описываемые в науке, могут видоизменяться, трансформироваться под влиянием разных реальных процессов.
Например, чтобы рассмотреть основную закономерность, мы можем выделить взаимосвязь социальных процессов, общественной политики государства и особенностей социальной работы, выполняемой гражданами. То, что население выполняет определенную социальную работу в качестве профессиональной деятельности, говорит о том, что соцполитика направлена не только на большие группы, классы, прослойки общества, но и на помощь ячейкам общества, т.е. семьям, а также отдельным индивидам, которые в силу различных жизненных обстоятельств остро нуждаются в оказании поддержки. Также из этого можно сделать вывод, что цели развития общества напрямую связаны с уровнем развития социальной работы. Иными словами, это значит, что развитие общества зависит от качества выполняемой населением социальной работы.

Исследователи выделяют несколько основных методов определения и классификации закономерностей социальной работы. В отдельных научно-методических источниках различают:

  1. закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы, содержание которых определяется тем, что эта работа рассматривается как специфический вид деятельности организаций и должностных лиц.
  2. существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности, которые формируют характер взаимодействий субъекта и объекта социальной работы.

Выводы

Таким образом, система социальных процессов предстает перед нами как сложный многоуровневый механизм, все элементы которого имеют тесную взаимосвязь и практически не существуют по отдельности. Все социальные процессы основаны на деятельности членов общества и социальных групп. Именно действия каждого отдельно взятого индивида формируют общественные процессы.

Выявление и формулирование закономерностей как наиболее существенных, устойчивых связей, от познания которых зависит результативность социальной работы, -- важнейшая задача ее научной теории в целом, ученых и практиков сферы социального обслуживания в частности. Следует заметить, что закономерности, объективно присутствующие в реальной действительности, могут отличаться по объему содержания и форме фиксации от тех закономерностей, которые утверждаются в науке. Здесь дело даже не в неполноте наших знаний, которые в каждый данный момент не до конца вскрывают сущность тех или иных явлений. Особенность реальной практики социальной работы заключается в том, что закономерности в ней проявляются в комплексе, в переплетении различных сторон и элементов, каждая из них не может проявлять себя изолированно от других. И лишь в теории наше мышление благодаря способности мысленного абстрагирования от несущественных на данный момент сторон, логического вычленения анализируемого отношения позволяет исследовать и сформулировать закономерность в «чистом» виде. Вот почему, когда речь идет о закономерностях теории социальной работы, то они чаще всего представлены идеальным усредненным отражением тенденций становления и функционирования системы социальной помощи населению.

Закономерности социальной работы как логические формы отражения действительности недоступны непосредственному чувственному восприятию. Они могут быть постигнуты лишь на основе абстрактного мышления, использования операций анализа и синтеза над проявлениями выявляемых тенденций и взаимозависимостей в социальных процессах. Междисциплинарный, интегративный характер социальной работы, необходимость статистической обработки большого количества эмпирического материала, практических данных и результатов единичных наблюдений -- все это усложняет выявление и формулирование закономерностей. По мере развития познания реальных социальных процессов, совершенствования исследовательских процедур и углубления их теоретического анализа трансформируется и система закономерностей социальной работы, приближаясь к все более точному отражению объективной реальности.

В качестве основной закономерности можно выделить взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе. Действительно, сам факт введения социальной работы в качестве специальной профессиональной деятельности связан с переориентацией социальной политики с больших групп населения, классов, страт на оказание помощи индивиду, семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В связи с этим закономерна также взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы. Хотя указанные цели формулируются в основополагающих государственных документах, в трудах теоретиков и экспертов достаточно неопределенно, однако анализ деятельности социальных служб позволяет сделать вывод о направленности такого развития. В частности, определенное изменение приоритетов социального обслуживания, которое начиналось по преимуществу как деятельность по оказанию помощи в первую очередь одиноким инвалидам и престарелым, а в последнее время развивается так же, как система по оказанию помощи безнадзорным и дезадаптированным детям и подросткам, семьям группы риска, другим категориям населения, испытывающим жизненные затруднения, свидетельствует о начале изживания соблазна сиюминутного реагирования на социальные проблемы, о появлении зачатков перспективного видения целей социального развития.

Как уже отмечалось выше, в социальной работе можно выделить управленческие отношения и взаимодействие специалиста и клиента. Соответственно анализу подлежат два уровня социальной работы с присущими им закономерностями: организационно-управленческий и непосредственно контактный.

Для управленческих элементов системы социальной защиты населения федерального, регионального и муниципального уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, наделенных определенными полномочиями, имеющих фиксированные права и обязанности, деятельность детерминируется следующими закономерностями: зависимость эффективности социальной защиты от структурной полноты и завершенности системы органов социального управления и учреждений социального обслуживания; зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного управления; взаимозависимость между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и т.д.

Эффективность осуществления целей социальной работы на непосредственно контактном уровне будет зависеть от таких факторов (закономерностей), как: совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия; целостность и комплексность воздействия специалиста социальной работы на клиента; соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе; соответствие уровней развития специалиста по социальной работе и клиента социальных служб и т.д.

Мировой и отечественный опыт деятельности по оказанию социальной помощи свидетельствует, что закономерности социальной работы, как названные выше, так и не сформулированные пока, носят объективный характер и проявляют себя независимо от воли и желания людей, знания или незнания их специалистами. Сотрудник социальной службы или органа социального управления в силу различных причин может игнорировать наличие этих закономерностей, однако это не отменяет их действия и влияния. Устранение же негативных последствий, вызванных пренебрежением к действию объективных факторов социального функционирования, потребует дополнительных сил, времени и ресурсов, которые всегда дефицитны. Вот почему, чем глубже специалист по социальной работе осознает и чем полнее учитывает ее закономерности в своей практической деятельности, тем эффективнее ее результаты.

Принципы социальной работы являются важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений, воплощенных в категориях и закономерностях, с практикой социальной работы. Выделяются следующие группы принципов теории социальной работы.

Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия. К ним относятся: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды.

Более узкими по содержанию, но также охватывающими различные стороны социальной работы, являются принципы социально-политические, организационно-деятельностные, психолого-педагогические и др. Сложность и многообразие взаимодействующих факторов, проявление различных субординационных, координационных и корреляционных связей и отношений отражается во взаимоироникновении элементов системы принципов, регулирующих деятельность по оказанию социальной помощи населению.

Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства. Эта зависимость определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию индивидуальных и общественных интересов в социальной работе. К основным принципам этой группы можно отнести: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника.

Среди организационных принципов следует особо выделить такие, как социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.

Большое место в структуре логических форм научной теории занимают психолого-педагогические принципы. Они выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидных характеристик при осуществлении любых социально-технологических процедур. К основным принципам этой группы следует отнести: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними; индивидуальный подход; целенаправленность и адресность социальной работы.

Наконец, специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению.

Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине -- его потребности в помощи.

Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их. Например, в соответствии с действующим законодательством нельзя связывать помощь, оказываемую многодетной семье, с требованием к ней ограничить свою детородную активность.

Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг.

Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенции возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследствии прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий. Скажем, сохранение семейных и школьных связей детей, оказавшихся в состоянии дезадаптации, для них самих, для их близких и для общества в целом несравненно благоприятнее и прагматичнее, чем впоследствии борьба с детским бродяжничеством, преступностью и т.п.

Принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. Традиции тоталитарного общества заставляют нас во многих случаях выдвигать на первый план интересы государства и общества. Например, при анализе социальной дезинтеграции семьи принято говорить, что снижение рождаемости отрицательно скажется на трудовых ресурсах, которыми общество будет располагать в следующих поколениях, на контингенте призывников для Вооруженных Сил, который через десять лет окажется совершенно недостаточным для нужд государства. Следует помнить, что все эти, безусловно, важные приоритеты не могут стоять на первом плане для социального работника: важнейшая цель его деятельности -- обеспечение способности его клиента к социальному функционированию, создание благоприятных условий для его социального самочувствия и развития его личности. Потребности государства и общества удовлетворяются в результате его деятельности лишь опосредованно.

В рамках данного принципа можно рассматривать суверенность и автономность клиента, которой вправе принимать или не принимать помощь социальных работников, вправе выбирать тот или иной вид помощи или сценарий разрешения своих жизненных проблем, должен получать полную информацию относительно работы с ним, а также имеет право оградить свою личную жизнь от постороннего вмешательства в той мере, в какой это не наносит ущерба правам и интересам других лиц.

Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Вряд ли кто-либо может вместо самого человека разрешить его жизненные затруднения, устранить конфликтную ситуацию, наладить отношения с близкими людьми. Социальный работник должен консультировать клиента в выборе стратегии выхода из кризиса, оказывать ему психологическую помощь, побуждать к самопомощи, содействовать объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей. Разумеется, в этом случае речь идет о клиентах, достаточно дееспособных с точки зрения своих интеллектуальных, психических и физических ресурсов. Люди с ограниченными возможностями, дети, престарелые, не имеющие потенциала самопомощи, разумеется, имеют право получать помощь, не проявляя при этом собственной активности.

Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Правда, реальная величина этих средств зависит прежде всего от социально-экономических возможностей государства и от представлений общества о том, что входит в необходимый социальный минимум для индивида. Поэтому социальные ресурсы Германии или Швеции, например, с их устойчивой экономикой и традиционно высоким уровнем жизни отличаются от уровня обеспеченности социальной помощи в нашей стране с ее трудностями в экономике и предельно аскетическими привычками населения. Однако действие принципа проявляется повсюду: социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов, использовать другие не запрещенные законом способы.

Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведения о болезнях, негативных привычках, психических заболеваниях, семейных конфликтах, криминальном прошлом или настоящем. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях; она не должна разглашаться, кроме случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, прежде всего детям.

Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Политические, религиозные и национальные особенности индивидов, нуждающихся в помощи, их поведенческие стереотипы и сама их внешность может оказаться непривычной для лиц, занимающихся социальной работой. Определенные элементы ксенофобии, т.е. неприязни и страха перед проявлениями чуждых традиций, распространены в нашем обществе. Социальные работники не свободны от иллюзии считать свою точку зрения, свой стереотип поведения, свои представления о хорошем и плохом единственно верными и нормативными. Между тем разнообразие человеческих типов, национально-культурных традиций, обычаев поведения является залогом жизнеспособности развития всего человечества. Никто не должен выносить осуждение деятельности другого человека до тех пор, пока она не представляет опасности и не наносит ущерб окружающим. Социальный работник не может сортировать клиентов на «хороших» и «плохих», «удобных» и «неудобных». Каждый, кто нуждается в помощи, должен получить ее. Профессиональная толерантность специалиста по социальной работе означает признание закономерности разнообразия клиентов и терпимость к проявлениям этого разнообразия.

Знание об окружающей нас социальной действительности -- это важнейшее орудие практического воздействия на нее. Существенными компонентами системы элементов научной теории являются вытекающие из закономерностей и принципов следствия, запечатленные в методах, технологических алгоритмах и приемах. Они дают ключ к решению проблемных ситуаций и практических задач. Система категорий, закономерностей и принципов социальной работы сочетает в себе логическую непротиворечивость, верифицируемость и практическую направленность.

социальный работа понятийный категориальный