Материальной основой финансовой политики являются. Финансовая политика: ее цели, задачи и элементы. Взаимосвязь финансовой стратегии, тактики и финансового механизма. Современная финансовая политика Российской Федерации. Финансовая политика на уровне госу

04.04.2022 Производство

Введение

1. Понятие финансовой политики

3. Типы финансовой политики

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Цель контрольной работы - рассмотреть понятие финансовой политики и ее типы.

Понятие финансовой политики

финансовый политика классический неоклассический

Финансовая политика - совокупность методологических принципов, практических форм организаций и методов использования финансов. направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.

Финансовая политика позволяет соединить воедино возможности управления (регулирование со стороны государства), которые присущи финансам, с конкретными формами и методами организацией органов управления финансовой системы. Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:

Управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов;

Общность функций всех финансовых учреждений;

Общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:

Зависимость от конечной цели;

Макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

Соответствие интересам всех членов общества;

Использование экономических законов;

Учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развитие экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала (для достижения финансовой устойчивости и финансовой независимости). Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т.п.

Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение, которое предусматривает определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: Законы, Указы Президента, Постановления правительства, инструкции, приказы и письма министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъектов, международные договоры.

Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений, которая направлена на реализацию государственной программы не только экономического развития, но и социального. Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества.

1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Финансовый механизм -- наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

В составе финансовой политики, как правило, выделяют как относительно самостоятельные бюджетную и кредитно-денежную политики.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в определении источников формирования доходов государственного бюджета, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в определении источников и способов покрытия бюджетного дефицита, форм и методов управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая, таможенная, инвестиционная политики и политика управления государственным кредитом.

Налоговая политика направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.

Таможенная политика представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы "не убегали" из России, а, наоборот, чтобы приходил приток иностранного капитала.

Политика управления государственным кредитом связана с обеспечением деятельности государства в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. В России регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования.

Кредитно-денежная политика представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

В свою очередь, в составе кредитно-денежной политики приобретают относительную самостоятельность денежная, кредитная, ценовая политики и финансовая политика на рынке ценных бумаг.

Денежная политика направлена на обеспечение устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты.

Кредитная политика направлена на обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы).

Ценовая политика - регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур - монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны - недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.

Финансовая политика на рынке ценных бумаг - управление деятельностью финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курсы покупки и продажи); через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансирования, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов).

Все большее значение приобретает международная финансовая политика . В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях.

Задачами финансовой политики являются:

Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

Установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

Организация, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами;

Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами.

Типы финансовой политики

Классическая.

Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.

Регулирующая.

В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж. М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

Неокласическая.

Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.

Планово-директивная.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.

Заключение

Таким образом, финансовая политика - понятие многоплановое. В целом ее сфера определяется параметрами участия государства в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из господствующих на отдельных исторических этапов развития общества теоретических концепций. Также финансовая политика зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев.

Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов и их распределения для выполнения государством своих функций и программ. Важнейшим местом среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.

Кроме того, внутри нее различают достаточно самостоятельные направления, как антимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную, налоговую, страховую и таможенную политику. При этом все они между собой взаимосвязаны: одна влияет на другую. И, поэтому, должны разрабатываться и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи между собой.

Финансовая политика - это не только управление финансами, но и воздействие на среду, в которой осуществляется финансовый процесс. Например, очень много зависит от общественного мнения, который влияет на финансовый процесс - это спрос на иностранную валюту, доверие населения к банкам и фондовому сектору и т.д.

Также, при проведении финансовой политики необходимо учитывать существующую социально-экономическую реальность (обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного положения).


Похожая информация.


Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Финансовая политика: механизм, цели и задачи

Финансовая политика содержит обширный комплекс мероприятий:

  • - разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
  • - создание финансового механизма;
  • - управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

В основу финансовой политики входят стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач.

Финансовая политика - составная часть экономической политики государства. В ней отражены главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. финансовая политика бюджетная россия

Нужно придерживаться конкретных особенностей исторического развития общества при разработке финансовой политики. Должна учитываться особенность внутренней и международной политики, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной. Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Цели и задачи финансовой политики. Финансовая политика может выделить два целевых направления ее проведения: фискальное и регулирующее.

В первую очередь: решение фискальных задач государства, которые связаны с балансированием доходов и расходов государства. Оптимальной является ситуация, при которой все расходы государства покрываются за счет его текущих обязательных доходов. Достичь равновесия трудно, так как потребности в осуществлении расходов более динамичны и превышают возможности по сбору доходов. Поэтому государству постоянно приходится искать пути сокращения расходов или увеличения доходов. И то и другое направление является сложным при его осуществлении. Трудность заключается в поиске дополнительных доходов, потому что это приводит к росту налогов для плательщиков и отрицательно влияет на всю совокупность доходов, получаемых государством.

Механизм воздействия налоговой нагрузки на объем поступающих доходов определяется законом Лэффера (рис. 2.1).

Закон заключается в первоначальном росте налогов, что приводит к увеличению доходов государства и постепенно достигается точка оптимума, которая характеризует оптимальный уровень налогового изъятия, удовлетворяющий, с одной стороны, плательщиков, а с другой - государство, получающее максимум доходов.

При дальнейшем повышении налогового бремени сверх оптимального уровня объем доходов сокращается и стремится к нулевой отметке при 100 %-ном уровне изъятия.

Рис. 2.1. Кривая Лэффера. Источник:

Такое снижение доходов происходит за счет снижения стимулов развития экономической деятельности и посредством сокрытия объектов обложения и уклонения от уплаты налогов. Эта зависимость между налоговым бременем и доходами проявляется только в условиях рыночной экономики, когда экономические субъекты свободны в выборе своего поведения. В условиях плановой экономики закон Лэффера не действует, так как все решения об использовании финансовых ресурсов принимаются государством.

Кроме фискальных целей финансовая политика предполагает проведение регулирования экономических процессов. Государство располагает определенными инструментами, которые оказывают влияние на интересы экономических субъектов (налоги, государственный кредит, бюджетные ассигнования, различные нормы и нормативы) и при помощи которых регулируются финансовые отношения.

К регулируемым экономическим процессам относятся: экономический рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий. Регулирование может осуществляться государством стихийно или сознательно. Если государство не ставит перед собой целей регулирования и основной задачей финансовой политики является фискальная, то в таком случае регулирование осуществляется стихийно. Положительный или отрицательный результат такого регулирования определяется случайными факторами совпадения интересов государства и экономических субъектов. Существует два механизма финансового регулирования: стимулирующий и рестрикционный. Стимулирующий механизм направлен на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения. Рестрикционный механизм связан с сокращением денежных средств, которое достигается за счет усиления налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финансирования, в целях сдерживания деловой активности и стабилизации денежного обращения.

Возникают определенные сложности, которые связаны с выбором целей регулирования. С помощью одного и того же механизма регулирования нельзя воздействовать на все экономические процессы для достижения одновременного положительного воздействия на них.

Финансовые инструменты регулирования обеспечивают решение среднесрочных и долговременных задач, что связано с необходимостью наличия значительного периода времени для изменения законодательства и адаптации экономических субъектов к новым условиям деятельности. Для оперативного воздействия на экономические процессы государство использует кредитно-денежные инструменты: учетную ставку или ставку рефинансирования, прямые операции государства на кредитном, валютном и фондовом рынках и нормы обязательного резервирования средств кредитных учреждений в Центробанке.

Финансовый механизм. Главной составляющей финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм - это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений, финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм - наиболее динамичная часть финансовой политики . Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, налоговую базу, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

Финансовый механизм подразделяется на: директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм в финансовых отношениях которых участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. Иногда, директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство не участвует.

Регулирующий финансовый механизм в сегменте финансов которых, интерес государства не привлечен. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов.

При выработке целей и задач социальной политики государства важное место отводится разработке политики в области государственного социального страхования . При этом государство оценивает возможную степень участия субъектов хозяйствования в ее проведении, определяет собственные финансовые возможности реализации социальных гарантий населению, корректирует направления развития государственного социального страхования, методы мобилизации и формы расходования средств государственных социальных внебюджетных фондов в соответствии с действующими условиями функционирования экономики. Политика в области государственного социального страхования позволяет сгладить воздействие неблагоприятных факторов, влияющих на трудоспособность населения, стимулировать создание безопасных условий жизни и труда, добиться улучшения состояния здоровья нации и сгладить неблагоприятное воздействие рыночных условий хозяйствования на социально незащищенные слои населения.

Государство для осуществления своих функций и достижения опре­деленных государственных социально-экономических задач использует, как отмечалось выше, финансы. Важную роль в реализации поставлен­ных целей играет в современных условиях финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие финансов на эконо­мическое и социальное развитие общества.

Финансовая политика представляет собой совокупность целенаправ­ленных мер государства в области управления финансами в целях опре­деления наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономиче­ской политики государства. Это деятельность государства, предприятия по целенаправленному использованию финансов. Содержание финансо­вой политики включает: выработку концепций развития финансов, опре­деление основных направлений их использования и разработку мер, на­правленных на достижение поставленных целей. Финансовая полити­ка - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.

Основными целями и задачами финансовой политики являются:

Обеспечение условий для формирования максимально возмож­ных финансовых ресурсов;


2.3. Финансовая политика* 41

Установление рационального с точки зрения государства распре­
деления и использования финансовых ресурсов;

Организация регулирования и стимулирования экономических
и социальных процессов финансовыми методами;

Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии
с изменяющимися целями и задачами стратегии;

Создание эффективной и максимально деловой системы управле­
ния финансами.

Одна из главных задач финансовой политики - предотвращать соци­альную напряженность в обществе, преодолевать спад производства, по­вышать социальную защиту населения.

Государство, являясь главным субъектом финансовой политики, раз­рабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действия на предстоящий период, средства и пути достижения стратегических задач.

Общими принципами формирования финансовой политики государ­ства являются:

- выработка научно обоснованной концепции развития финансов,
которая формируется на основе анализа экономики, перспектив ее стаби­
лизации и развития, учета потребностей народного хозяйства и населе­
ния страны в финансовых ресурсах;

- концентрация определенной части финансовых ресурсов в центра­
лизованных фондах государства
для обеспечения финансирования расхо­
дов на содержание правительства, армии, судебно-исполнительных орга­
нов, учреждений образования, здравоохранения, культуры и др.;

- определение главных направлений наиболее эффективного исполь­
зования финансовых ресурсов государства
путем распределения их преж­
де всего в приоритетные сферы;

- регулирование финансовых отношений с использованием фискаль­
ной политики,
предусматривающей совершенствование политики прави­
тельства в области налогообложения в целях пополнения государствен­
ной казны.

Главными направлениями государственной финансовой политики яв­ляются: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможен­ная политика.

Бюджетная политика, которой отводится главное место в финансо­вой политике, предполагает реализацию совокупности мер по осуществ­лению взаимодействия бюджетов разных уровней. Она выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджет­ного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом.


42 Глава 2. Управление финансами

Характер решения этих вопросов определяет социально-экономическую направленность бюджетной политики.

Налоговая политика предполагает разработку и реализацию ком­плекса мер по совершенствованию налоговой системы, принципов ее по­строения и условий функционирования, мер по повышению эффектив­ности и оптимизации налогообложения. Основная цель современной на­логовой политики -^ формирование такой налоговой системы, которая была бы необременительной для субъектов хозяйствования как по уров­ню изъятия доходов в форме налоговых платежей, так и в части простоты и прозрачности процедур расчета и уплаты налогов, совершенства нало­говой отчетности и упорядочения налоговых проверок. Следует отме­тить, что в стране в последние годы проделана значительная работа по со­вершенствованию налоговой системы. К ее положительным итогам мож­но отнести повышение собираемости налогов при снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования вследствие снижения ставки нало­га на прибыль с 35 до 24%, ставки НДС - с 20 до 18%, единого социально­го налога - с 38,5 до 26%. Эта работа должна быть продолжена. Налого­вая система должна создавать справедливые и одинаковые условия для развития бизнеса всем экономическим агентам, формировать в стране, наряду с другими факторами, благоприятный инвестиционный климат, способствуя при этом максимальной мобилизации денежных средств в бюджеты всех уровней.

Инвестиционная политика представляет собой систему мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных ин­вестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача этой политики заключается в определении приоритетов в финансирова­нии инвестиционной деятельности, создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы крупные капиталы не утекали из России, а наоборот, что­бы происходил приток иностранного капитала. Проведение инвестици­онной политики предполагает финансирование федеральных целевых программ, стимулирующих инновационное развитие экономики.

Социальная финансовая политика направлена на решение задач фи­нансового обеспечения социального развития общества, улучшение ус­ловий жизни и благосостояния населения, других социальных прав граж­дан России, предусмотренных Конституцией РФ. Она, в частности, охва­тывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным группам населения и др. Реализация со­циальной финансовой политики предполагает упорядочение социаль­ных пособий и льгот, предоставление их в первую очередь социально уяз­вимым слоям населения, сохранение стабильности доходов государст­венных социальных внебюджетных фондов в целях обеспечения уровня


2.3. Финансовая политика* 43

Пенсий, адекватного прожиточному уровню, гарантированного уровня предоставления медицинской помощи и социальных выплат по времен­ной нетрудоспособности. Практическая реализация задач финансовой политики позволит обеспечить социальную стабильность общества и со­циальную защищенность малообеспеченных и нетрудоспособных слоев населения, последовательно осуществить государственные социальные га­рантии, установленные в Конституции РФ. Нельзя забывать при этом, что улучшение условий жизни и благосостояния населения является непре­менным и обязательным условием успешного роста экономики страны.

Таможенная политика направлена на регулирование экономических взаимоотношений с другими государствами и защиту внутреннего рынка и национальных производителей с помощью методов тарифного и нета­рифного регулирования.

Таким образом, финансовая политика - это часть социально-эконо­мической политики государства по обеспечению сбалансированного рос­та финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны, особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

В условиях повышения экономической роли государства влияние го­сударственных финансов на экономику значительно усиливается. Госу­дарство в зависимости от конкретн ой ситуации и фазы экономического цикла может стимулировать или сдерживать экономический рост, спо­собствовать расширению экспорта, решать социальные задачи и т. д. Учитывая важность государственной финансовой политики, ряд прин­ципиальных решений по ее осуществлению принимается законодатель­ными органами власти - парламентами, которые утверждают государст­венные бюджеты и отчеты об их исполнении, уровень (ставки) налогов и порядок их взимания, предельный размер государственного долга и др.

Инструментом осуществления финансовой политики государства является финансовый механизм. Финансовый механизм - совокупность форм организации финансовых отношений, методов (способов) форми­рования и использования финансовых ресурсов, применяемых общест­вом в целях создания благоприятных условий для экономического и со­циального развития общества. В соответствии со структурой финансовой системы финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий (организаций, учреждений), страховой механизм, бюджет­ный механизм и т. д. В каждом из них согласно функциональному назна­чению можно выделить следующие звенья: мобилизация финансовых ре­сурсов, финансирование, стимулирование и др.

Используя различные элементы финансового механизма, органы власти (всех уровней) стремятся обеспечить реализацию целей финансо-


44 Глава 2. Управление финансами

Вой политики, решение ее перспективных задач. Совершенствование, корректировка тех или иных элементов хозяйственного механизма про-1 исходят путем изменения соответствующих норм и правил функциони­рования каждого структурного элемента финансового механизма.

Важную роль в реализации финансовой политики играет совершенст­вование финансового механизма управления предприятиями, направлен­ного на организацию взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств в целях эффективного их воздействия на конечные ре­зультаты производства. Здесь следует выделить совершенствование фи­нансовых методов и финансовых рычагов воздействия на хозяйственный процесс путем более совершенного налогообложения, страхования, обос­нованного установления курса валют, процентной ставки, амортизации, арендной платы, стоимости ценных бумаг и т. д. Нельзя при этом недо­оценивать правовое обеспечение предприятий (законы, указы, постанов­ления, приказы министерств), а также своевременное и качественное нормативное и информационное обеспечение (инструкции, нормативы, методические указания и др.), которые выпускаются Министерством фи­нансов, Министерством по налогам и сборам, Государственным таможен­ным комитетом и т. д.

В связи с таким важным значением финансовой политики, являю­щейся, как отмечалось, составной частью общей экономической полити­ки страны, ей в современной России уделяется исключительно большое внимание. Каковы особенности и стратегические контуры формирова­ния и реализации финансовой политики России в ближайшей и средне­срочной перспективе?

1. Максимально сблизить финансовую политику с задачами социаль­
но-экономического развития страны,
обеспечить единство целей финан­
совой политики и целей развития экономики. В реальной действительно­
сти финансовая политика последнего десятилетия была направлена пре­
имущественно на быстрое изменение прежнего социального строя, она
была в значительной мере оторвана от задач социально-экономического
развития общества. Принятие в качестве приоритетных целей финансо­
вой политики «недопущение бюджетного дефицита», «осуществление
финансовой стабилизации», «существенное снижение уровня инфля­
ции», «вхождение в мировую финансовую систему» является эффектив­
ным средством и условием решения намеченных социально-экономиче­
ских задач общества. При этом важно понимать и другое: без обеспечения
в стране экономического роста невозможно решение ни одной сколь­
ко-нибудь важной задачи финансовой политики.

2. Реализация перспективной задачи финансовой политики должна
предусматривать вхождение или встраивание финансовой системы Рос­
сии в международную финансовую систему.
Это потребует соответствую-


2.3. Финансовая политика» 45

Щего обучения новым финансовым технологиям, нового уровня знаний корпоративных финансов, финансового менеджмента и т. д. Однако главным направлением в финансовой политике должно стать укрепле­ние рубля, повышение доверия к отечественным финансовым, банков­ским и кредитным инструментам. Рубль должен занять равноправное по­ложение среди других валют, а в дальнейшем превратиться в сильную ва­люту. Необходимо постепенно уходить от практики деления денежного оборота на относительно автономные, развивающиеся по своим прави­лам части: рублевую, долларовую, бартерную. При неустойчивом рубле, зависимом от количества поступающих в страну долларов, трудно, если не невозможно, решить задачу восстановления единого управления де­нежным оборотом страны.

3. Финансовая политика должна быть направлена на существенное
сокращение, а затем и предотвращение бегства капитала из страны.
Крупный отток капитала, нелицензированный его вывоз, утаивание час­
ти валютной выручки от экспорта продукции на счетах в офшорных бан­
ках, перевод авансовых платежей за поставку импортной продукции без
получения соответствующего товара - все это резко снижает потенциал
рубля. Потребуется время для разработки и принятия соответствующих
законов, в первую очередь закона о бегстве капитала, а также выработки
мер по более эффективному валютному контролю.

4. Предстоит повысить качество бюджета, которое определяется
как устойчивостью доходов и высокой собираемостью налогов, так и от-
лаженностью системы его исполнения. Здесь важно упорядочить систе­
му казначейства, усовершенствовать вертикальную систему финансово­
го контроля, особенно крупных ассигнований, обеспечить создание еди­
ной системы бухгалтерского учета расходов бюджета.

5. Один из перспективных вопросов финансовой политики - вопрос
о соотношении бюджетов разных уровней: бюджета центра и региональ­
ных бюджетов. Не меняя резко сложившиеся пропорции между бюдже­
тами разных уровней, необходимо тем не менее совершенствовать меж­
бюджетные отношения. Необходимо в рамках принятого Бюджетного
кодекса, концепции развития межбюджетных отношений стремиться
к постепенному увеличению доли финансовых ресурсов региональных
бюджетов, доведя это соотношение до 50: 50. В настоящее время это со­
отношение складывается не в пользу региональных бюджетов.

6. Сохраняет актуальность проблема совершенствования налоговой
системы.
И это тоже важнейшая часть финансовой политики. Необходи­
мо сделать налоговую систему реалистичной, учитывающей финансовое
положение предприятий. Для позитивного воздействия налогов на эко­
номический рост следует разумно сочетать единство налоговых ставок
с возможным дифференцированным режимом их использования, пре-


46 Глава 2. Управление финансами

Доставляя скидки тем компаниям, которые расширяют рынок сбыта нуж­ной обществу продукции или снижают цены на нее. Все еще сложна и ну­ждается в упрощении система налогообложения малого бизнеса. И в этой сфере налоги еще не стали локомотивом его развития. Рассматривая во­прос шире, можно сказать, что сама финансовая политика в целом, во всех ее направлениях должна иметь большую инвестиционную направ­ленность.

РЕЗЮМЕ

1. Управление финансами представляет собой процесс целенаправ­
ленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на фи­
нансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов
для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования,
целей и задач их деятельности. Управление государственными финанса­
ми имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических
институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицит­
ного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты
как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

2. Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятель­
ности органов государственной власти, органов местного самоуправле­
ния и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации
о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эф­
фективности принятых управленческих решений. Данный контроль осу­
ществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помога­
ет сопоставить фактические результаты от использования финансовых
ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста фи­
нансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного ис­
пользования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным
отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля.
От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плано­
вой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законо­
дательства.

3. Формируемые рыночные условия хозяйствования требуют посто­
янного совершенствования механизма управления финансами на мак­
ро- и микроуровне, разработки новых, все более современных методов
управления финансами. Это совершенствование должно быть направлено
на обеспечение финансовой самостоятельности административно-терри­
ториальных образований, финансовую устойчивость субъектов хозяйст­
вования, их финансовую активность, создание необходимых условий для
стабильного развития экономики.


2.3. Финансовая политика «47

4. Финансовая политика представляет собой совокупность целена­правленных мер государства в области управления финансами в целях определения наиболее эффективных, отвечающих современным услови­ям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономи­ческой политики государства. Это деятельность государства, предпри­ятия по целенаправленному использованию финансов. Содержание фи­нансовой политики включает: выработку концепций развития финансов, определение основных направлений их использования и разработку мер, направленных на достижение поставленных целей. Финансовая полити­ка - это самостоятельная сфера деятельности государства в области фи­нансовых отношений.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что понимается под управлением финансами?

2. Какие органы управления финансами в РФ существуют на федеральном, регио­
нальном и местном уровнях?

3. Каковы цели и задачи финансового контроля?

4. Каковы основные задачи и функции Министерства финансов РФ?

5. Что понимается под финансовой политикой и каковы направления ее проведения
на современном этапе?

6. В чем заключается научный подход к выработке финансовой политики?

7. Что понимается под финансовым механизмом?

1. Бабич А., Павлова Л. Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

2- Грязнова А. Г. Финансы. М.: Финансы и статистика, 2004.

3- Дадашев А. 3., ЧерникД. Г. Финансовая система России: учеб. посо­
бие. М., 1997.

4. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. посо­бие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2003.

5- Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика,2004.

"■ Финансы: учеб. / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. М.: Фи­нансы и статистика, 2004.

?■ Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъему и благосостоянию / под ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.

Тема 10. Финансовая политика

Финансовая политика используется государством для осуществления своих функций и задач.

Финансовая политика связана с деятельностью органов законодательной и исполнительной власти и объединяет мероприятия, методы и формы организации и использования финансов для обеспечения социально-экономического развития государства.

Основной целью финансовой политики является повышение уровня общественного благосостояния. Основной задачей финансовой политики является обеспечение реализации конкретных государственных программ соответствующими финансовыми ресурсами.

Финансовая политика проявляется в следующем:

В финансовом законодательстве;

в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов;

в перераспределении финансовых ресурсов между отдельными слоями

населения, отраслями, регионами;

В структуре доходов и расходов бюджета. Результативность финансовой политики зависит от условий:

от учёта действия объективных экономических законов развития общества;

от изучения и использования опыта предыдущих этапов хозяйственного строительства;

от учёта специфики современных условий. Изменений во внешней и внутренней политике;

от комплексности в разработке мероприятий, связанных с совершенствованием финансовых отношений. Звенья финансовой политики:

1. Разработка научно обоснованных концепций развития финансов.

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период.

3. Осуществление практических действий по достижению поставленных целей. В зависимости от длительности и поставленных целей финансовая политика

делится на два вида:

Финансовую тактику;

Финансовую стратегию.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика должна быть гибкой, т. к. экономические и социальные условия постоянно изменяются.

Финансовая стратегия - это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий крупномасштабных задач. В процессе её разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, разрабатываются принципы построения финансовой системы, финансовых отношений.

Финансовая тактика и стратегия взаимосвязаны. Стратегия ставит задачи, а тактика позволяет в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами их решать.

Финансовая политика оказывает активное воздействие на социально-экономическое развитие общества, поэтому велика роль научного подхода к изучению факторов, влияющих на политику. Недооценка этих факторов может привести к кризисной ситуации.

При правильной разработке и проведении финансовой политики растут объёмы финансовых ресурсов, что позволяет направить дополнительные средства на социальные нужды, развитие производства.

1. Современная финансовая политика Украины.

Современную финансовую политику Украины определяет состояние экономики страны (внутренняя и внешняя задолженность, реорганизация производства, спад производства во многих отраслях).

В 1990 году была принята концепция перехода Украины к рыночной экономике, в которой выделены следующие основные задачи:

1. Приватизация предприятий.

2. Проведение земельной реформы.

3. Демонополизация экономики.

4. Обеспечение свободы предпринимательства.

5. Реформа финансовой, бюджетной, банковской систем.

6. Создание рыночной инфраструктуры (денежного, фондового, товарного, рынков).

7. Государственное регулирование экономики с помощью рыночных методов.

8. Обеспечение социальной защиты населения.

9. Совершенствование внешнеэкономической деятельности.

10. Защита окружающей среды.

С целью выполнения этих задач в Украине были приняты документы, отображающие финансовую политику. В 1992 г. была утверждена Программа экономических реформ и политики Украины (для МВФ), в которой определены основные направления финансовой политики:

1. Совершенствование налогового регулирования (изменение налоговых ставок, использование налогового кредита).

2. Внедрение страховой медицины.

3. Обеспечение законодательного ограничения бюджетного дефицита. Однако глубокий кризис не позволил выполнить в полном объеме эти

направления. Поэтому был взят курс на проведение глубокой реформы финансовой и бюджетной систем путём:

1. Разграничения финансовой и бюджетной систем,

2. Разграничения финансов госпредприятий и госбюджета.

3. Обеспечение децентрализации государственных финансов, разграничение государственного и местного бюджетов.

4. Преобразование налоговой системы.

5. Обеспечение системы достоверного финансового учета, отчетности и своевременности уплаты налогов.

6. Создание централизованной системы казначейства для контроля за расходами бюджета.

7. Сокращение государственных расходов.

8. Создание рынка финансирования государственного долга за счёт выпуска государственных долговых обязательств, казначейских векселей.

Основным направлением экономической политики считается усиление управляемости экономики с помощью налогов, стимулирования производства, контроля своевременности и полноты уплаты налогов и платежей в бюджет.


Финансовая политика - 5.0 out of 5 based on 2 votes

Сущность политики выражают отношения между социальными группами, классами, нациями по поводу установления, удержания, укрепления и реализации государственной власти.

Субъектами политики выступают отдельные индивиды, классы, элита, государство, партии, профсоюзы и другие социальные общности. По выбранному критерию различают политику: внешнюю и внутреннюю; экономическую, социальную, национальную, военную, культурную; местную, региональную, общегосударственную, международную, мировую (глобальную); стратегическую (долгосрочную) и тактическую (текущую).

Составной частью экономической политики является финансовая политика, которая присущими ей специфическими способами и методами содействует достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой. В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.

Финансовая политика - деятельность государства по целенаправленному использованию финансов.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация и эффективное использование финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

  • выработка научно обоснованных концепций развития финансов;
  • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
  • осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Финансовая политика получает правовое оформление в финансовом праве. Финансовое право - совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем изменения способов организации финансовых отношений, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика предусматривает решение задач текущего периода (в пределах года и меньше), отличается гибкостью, подвижностью.

Основные типы финансовой политики следующие: классическая 1 , регулирующая, неоконсервативная, планово-распределительная, монетаристская.

Классическая финансовая политика основана на трудах классиков политической экономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772- 1823), которые считали, что богатство нации создается не в торговле (здесь денежная форма стоимости меняется на ее товарную форму), а в производстве. Производство же основывается на естественных законах, а поэтому не нуждается во вмешательстве государства через государственные денежные фонды. Государство - это «ночной сторож», охраняющий мир, собственность и правопорядок, но ни в коем случае не хозяйствующий субъект. Государству можно доверить руководство почтой, связью, строительством непомерно дорогих железных дорог, несколькими фискальными монополиями, но от всего,

От лат. ск^юш - образцовый, первоклассный.

что приносит хотя бы среднюю прибыль, государство необходимо отстранить. Провозглашалась догма исключительно жестких бюджетных ограничений во имя «здоровых финансов».

Регулирующая финансовая политика базируется на экономической теории английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946), который полагал, что государство должно вмешиваться в экономику, регулировать ее развитие. Основной инструмент вмешательства в экономику - государственные расходы, при этом допускался бюджетный дефицит. Создание некоторого бюджетного дефицита рассматривалось как мощное средство стимулирования экономической деятельности. Дж. Кейнсом и его последователями были рассмотрены проблемы использования прогрессивной ставки подоходного налога; применение государственного кредита; изменение системы управления финансами путем выделения отдельных служб, занимающихся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом; иные варианты «создания» бюджетных дефицитов и «модели» поведения государственных финансов.

Неоконсервативная финансовая политика. В 70-х гг. XX в. в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность экономической теории не предлагает отказаться от государственного регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства. Финансовая политика в этих условиях строится из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам, ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Планово-распределительная финансовая политика имеет целью обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Финансовый механизм включает инструменты, при помощи которых производится изьятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом ресурсов у государственных предприятии, населения и органов местной власти. Планово-распределительная финансовая политика показала свою достаточно высокую эффективность в период, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы войны, восстановления народного хозяйства и т. п.). В то же время использование такой финансовой политики в иных условиях функционирования, отличающихся от плановой экономики, или без чрезвычайной необходимости может привести к негативным последствиям: катастрофической нехватке наличных денег, снижению объема потребительских товаров, спаду производства, росту импортной зависимости, увеличению экспорта природных ресурсов.

Монетаристская финансовая политика опирается на монетаризм - теорию, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. По мнению монетаристов, деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства, поэтому, чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением, необходимо проводить курс на постепенное увеличение денег в обращении. При проведении монетаристской финансовой политики весь спектр экономической деятельности государства сводится к финансовой сфере, прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета, посредничеству между субъектами хозяйствования.

Значение финансовой политики проявляется в том, что правильно выбранная финансовая политика:

  • стимулирует рост производства, рациональное размещение производительных сил по территории страны;
  • повышает заинтересованность регионов в развитии хозяйства, использовании местных ресурсов;
  • способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира;
  • приводит к повышению материального и культурного уровня населения.

При выработке финансовой политики необходимо учитывать : экономические и финансовые возможности государства; внутреннюю и международную обстановку; отечественный и зарубежный опыт финансового строительства; историю развития финансов, требования глобализации финансовых процессов.

Финансовая политика царской России

Общая концепция финансовой политики России начала формироваться в середине XIX в. и к началу XX в. приобрела определенную завершенность.

Исходными принципами в концепции финансовой политики можно назвать следующие: преемственность, осторожность, бюджетное равновесие, устойчивость денежной системы, централизация денежных средств.

Принцип преемственности базировался на уважении к традициям, к тому, что было создано предшественниками как в области теории финансов, так и на практике.

Принцип осторожности не позволял вносить серьезные изменения в финансовую политику даже в экстремальных условиях, например в период войн, революций. Все делалось для того, чтобы не разрушить финансовую систему, созданную в России к началу XX в. с величайшим трудом и напряжением. Этот принцип полностью соответствовал духу России, ее боязни реформ, ее консерватизму. Кроме определенной пользы данный принцип приносил и очевидный вред, выраженный в сдерживании экономического развития.

Принцип бюджетного равновесия. Бюджет России позволял осуществлять минимально необходимые расходы, которые поддерживали сложившуюся систему экономических отношений. Доходы бюджета на каждый новый финансовый год исчислялись в намеренно заниженных размерах. Разница между реальными и намечаемыми доходами составляла бюджетные остатки, которые, накапливаясь, образовывали так называемую «свободную наличность государственного казначейства» и служили показателем благополучия российских финансов. Как отмечал С.Ю. Витте в своем докладе Государственному Совету о государственной росписи доходов и расходов на 1901 г.: «К финансам России не применима система, согласно которой государство не должно сосредоточивать в своем распоряжении запасные средства. Эта система привела бы в расстройство государственное хозяйство, затруднила бы в случаях бедствий правительственную помощь населению и явилась бы шагом к политическому ослаблению Отечества».

Принцип устойчивости денежной системы. Реализация его осуществлялась через соответствие бумажной денежной массы золотому запасу. Выпуск не обеспеченных золотом кредитных билетов был строго ограничен.

Принцип централизации денежных средств. В государственный бюджет России поступало до 85 % всех денежных средств, тогда как в Англии - 54 %, Пруссии - 68 %. В результате такой финансовой политики в России к началу XX в. была достигнута определенная финансовая стабилизация, обеспечивающая ее экономический рост на коротком отрезке времени.

Финансовая политика в СССР

Строительство социалистических финансов началось только после окончания Гражданской войны. Экономические условия были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Основными задачами данного периода стали оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства, поддержка государственного сектора. Поэтому новая финансовая политика строилась уже на совершенно иных принципах. Экономические и политические условия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства.

Для решения поставленных задач были разработаны финансовые методы развития экономики страны, не имевшие аналогов в истории и прямо противоположные рыночным способам развития. Если в рыночной экономике рост производственной сферы оплачивается из средств, полученных от продажи потребительских товаров, а масштаб экономики расширяется по мере расширения потребительского сектора, то в экономике советского типа средства на развитие производства формировались непосредственного в секторе материального производства путем распределения и перераспределения созданного национального дохода (без этапа купли-продажи на рынке), а потребление росло вслед за возрастанием возможностей экономики.

Под денежным обращением понималось только движение наличных денег. Сфера движения наличных денег отражала распределение денежных доходов населения, а безналичных - распределение средств производства. Денежные знаки имели разное обеспечение. Наличный рубль обеспечивался относительно небольшим объемом предметов потребления и услуг, безналичный - совокупностью средств производства, предназначенных для распределения. Такая система предполагала установление строгих разграничений между сферами действия наличных и безналичных денег: смешивать, а тем более конвертировать наличные («трудовые») деньги в безналичные («счетные») было нельзя.

Основным общегосударственным фондом являлся государственный бюджет, который занимал центральное положение в финансовой системе страны, выполнял функции главного распределительного механизма, с помощью которого перераспределялись средства внутри материального производства (межотраслевое перераспределение), обеспечивалось финансирование большей части организаций непроизводственной сферы, распределялся национальный доход между республиками, областями, районами и т. д.

Выработанная финансовая политика позволила экономике страны в короткие сроки добиться значительных успехов при ограниченных материальных, трудовых и финансовых ресурсах.

Уже к 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим. Главными производителями сельскохозяйственной продукции стали колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации. Налоговая реформа 1930-1931 гг. обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в бюджет. Министр финансов СССР А.Г. Зверев писал: «За 1938-1940 годы продукция индустрии в целом увеличилась почти в 1,5 раза, производство средств производства - более чем в 1,5 раза, а рост машиностроения составил 76 процентов. Каждые 10 часов (в среднем) у нас вступало в строй новое промышленное предприятие» 1 .

Через государственный бюджет страны достигалась очень высокая степень концентрации и централизации ресурсов. За годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) расходы государственного бюджета СССР составили 1146,8 млрд руб., из которых 582,4 млрд руб. было направлено на покрытие военных расходов (50,8 %). В расходной части бюджета наибольшая доля средств на оборону была достигнута в 1943 г. - 59,5 %. Это можно считать пределом военных расходов, так как денежные средства кроме обороны необходимы на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, управление, на прочие цели. В первые послевоенные десятилетия высокий уровень концентрации и централизации ресурсов в бюджете страны сохранялся.

Зверев А.Г. Записки министра. М.: Политиздат, 1973. С. 212.

Государство в послевоенные годы осуществляет ряд мероприятий, в том числе связанных с совершенствованием методов распределения прибыли, оставляя в неизменном виде налоговую систему. Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методы развития и «встраивания» рыночных механизмов оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие - образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием.

Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался с дефицитом. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов - государственных, отраслевых, региональных.

К 1992 г. в стране произошла смена политической ориентации. Государство провозгласило курс на рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности. Важное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества и т. п. Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, распад целых отраслей, а значит, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода. В этих условиях финансовая политика была неустойчива, часто изменялась под влиянием текущего момента.