Доставка тмц в точку назначения. Перевозка грузов автомобильным транспортом. Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения

28.11.2023 Интернет-магазины

Непроизводственная Компания приобретает канцелярские товары для собственных нужд. Учет расходов по доставке канцтоваров поставщиком.

Вопрос: Непроизводственная Компания приобретает канцелярские товары для собственных нужд. Продавец осуществляет платную доставку канцелярских товаров до места положения Компании. При получении товаров Компании выдается товарная накладная и акт на оказанные услуги по доставке. Как правильно учитывать расходы на доставку: включать в первоначальную стоимость ТМЦ или списывать затраты на транспортные расходы отдельно?

Ответ: В соответствии с п.6 ПБУ 5/01 затраты по доставке ТМЦ относятся к фактическим затратам на их приобретение и включаются в себестоимость. Исключение по учету данных расходов существует только для торговых организаций и в части доставки товаров, стоимость транспортировки включается в состав расходов на продажу. В данной ситуации указанное исключение не применимо, т.к. канцелярские товары используются для собственных нужд, следовательно, они не являются товарами для перепродажи.

Организация вправе учитывать расходы на доставку следующими способами:

В фактической себестоимости каждой единицы материала;

Обособленно на счете 10;

Если организация применяет счет 15 и 16, то на счете 15 с последующим отнесением на счет 16.

Выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике организации.

При этом если организация включает расходы по доставке в стоимость ТМЦ, ей необходимо также выбрать способ распределения расходов при доставке нескольких видов материалов одним транспортом (например, пропорционально их стоимости).

Обоснование

Как отразить в бухучете и при налогообложении транспортно-заготовительные расходы по материалам

В бухучете транспортно-заготовительные расходы учитывайте одним из следующих способов:

непосредственно в фактической себестоимости каждой единицы материалов;

Для организаций, которые вправе вести бухучет в упрощенном виде, предусмотрен особый порядок учета расходов (ч. , ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Теперь малые предприятия вправе самостоятельно формировать учетную политику в соответствии с величиной и спецификой бизнеса, если по конкретному вопросу нет федеральных стандартов.

Если организация включает ТЗР в фактическую себестоимость материалов, то обособленный учет этих расходов не ведите. При поступлении материалов сделайте проводки:


- отражено поступление материалов;

Дебет 10 Кредит 60 (76, 23, 26...)
- отнесены ТЗР на себестоимость материалов.

Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 10, то при поступлении материалов сделайте следующие проводки:

Дебет 10 Кредит 60 (20, 21, 75...)
- отражено поступление материалов по учетной стоимости;

Дебет 10 субсчет «Транспортно-заготовительные расходы» Кредит 60 (76, 23, 26...)
- учтены ТЗР.

Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 15, то при поступлении материалов нужно сделать проводки:

Дебет 15 Кредит 60 (76)
- отражено поступление материалов в оценке, предусмотренной договором (другими документами);

Дебет 15 Кредит 60 (76)
- учтены в фактической себестоимости материалов ТЗР;

Дебет 10 Кредит 15
- оприходованы материалы по учетной цене.

Отклонения фактической стоимости от учетной цены списывайте в момент оприходования материалов проводками:

Дебет 16 Кредит 15
- отражено отклонение фактической стоимости поступивших материалов от их учетной цены;

Дебет 15 Кредит 16
- отражено превышение учетной цены над фактической стоимостью приобретенных материалов.

Если ТЗР отражаются обособленно, то их аналитический учет следует вести в разрезе отдельных видов и групп материалов. Это означает, что общую сумму ТЗР, связанных с заготовлением и доставкой разнородных материалов, нужно распределять между ними.

Из этого правила есть исключение. Если соотношение ТЗР и стоимости заготовленных (доставленных) материалов незначительно, то их можно не распределять и учитывать в общей сумме:

Если организация ведет обособленный учет ТЗР, материалы отражаются в бухучете по учетным ценам. В качестве учетных цен организация может применять:

планово-расчетную цену, утвержденную организацией;

договорную цену;

фактическую себестоимость материалов за прошлый отчетный период (месяц, квартал, год);

среднюю цену группы (если плановая цена установлена не на конкретный номенклатурный номер, а на их группу).

Если учетная цена отклоняется от фактической себестоимости более чем на 10 процентов, ее нужно пересмотреть.

Если ТЗР учитываются обособленно, то списывать их нужно на те же счета, на которые списываются материалы. Оформите это в конце месяца проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26...) Кредит 16 (10 субсчет «Транспортно-заготовительные расходы»)
- списаны ТЗР по израсходованным материалам.

Ситуация: как распределить в бухучете ТЗР по нескольким видам материалов, доставленных одним транспортным средством ПБУ 1/2008). Например, при доставке разнородных материалов одним транспортным средством ТЗР можно распределить пропорционально количеству материалов, их весу или объему в зависимости от специфики деятельности организации (или от ассортимента полученных активов).

Если в одну поставку включено несколько разнородных групп материалов (например, одни материалы измеряются в штуках, другие - в килограммах), то сначала организация должна распределить ТЗР между этими группами. Сделать это можно, например, пропорционально количеству мест, занятых в транспортном средстве. Есть другой вариант - привести все единицы измерения к одной, например, к килограммам. Второй вариант более универсален, но требует более сложных расчетов. Внутри одной группы материалов ТЗР можно распределить пропорционально тем единицам измерения, в которых учитывается каждый номенклатурный номер этой группы.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

Практически любая компания в хозяйственной деятельности сталкивается с операцией по приобретению и доставке товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Несмотря на кажущуюся простоту с оформлением документов, подтверждающих данную операцию, нередко возникают затруднения. Ведь компания может доставить ТМЦ как собственными силами, так и силами покупателя, а также нанять специальную транспортную компанию по перевозке груза. Разберемся, какие документы нужны для подтверждения понесенных расходов.

Прежде всего вспомним, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ). Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет ведется на основе данных первичных документов. В бухгалтерском учете организации применяют самостоятельно разработанные и утвержденные формы первичных документов (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухучете)). При этом они должны содержать обязательные реквизиты, поименованные в ч. 2 ст. 9 данного Закона.
Что же это за первичные документы? Во-первых, товарная накладная. Для оформления продажи (отпуска) ТМЦ сторонней организации предусмотрена товарная накладная. Несмотря на то что унифицированные формы больше необязательны, компании чаще всего применяют именно их. Напомним, что товарная накладная по форме N ТОРГ-12 была утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.
Товарная накладная составляется в двух экземплярах, один из которых остается в организации, сдающей ТМЦ, для подтверждения основания их списания. Второй передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
Во-вторых, товарно-транспортная накладная (ТТН), которая предназначена для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. ТТН по форме N 1-Т утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.
Документ состоит из двух разделов:
- товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей,
- и транспортного, определяющего взаимоотношения заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
Чтобы понять, всегда ли нужны эти документы, обратимся к Приказу Минфина России от 28.12.2001 N 119н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов". В п. 49 сказано, что при перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными).
А вот согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Судебная практика. В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.04.2009 по делу N А19-10710/08-11-Ф02-1646/09 отмечено, что организации, осуществляющие перевозку грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные. ТТН является единственным документом, служащим для списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

Судебная практика. Аналогичное мнение изложено в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.11.2008 N А19-4274/08-43-Ф02-5524/08. Там отмечено, что для принятия к учету товара, поступающего автомобильным транспортом, необходима совокупность документов: ТТН и товарной накладной.

Если покупатель не оплачивает транспортировку груза (отсутствует договор на оказание услуг по транспортировке груза сторонней организацией), то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров могут служить либо ТТН, либо товарная накладная (Письмо Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/42). И это логично, ведь у ТТН заполняется товарный раздел, служащий для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, аналогично функциям товарной накладной.
Интересно мнение ФНС России, изложенное в Письме от 18.08.2009 N ШС-20-3/1195: если покупатель заказчиком перевозки не является, то ТТН для него не нужна. В принципе сказанное понятно, ведь у покупателя отсутствует договор транспортировки груза. Соответственно, ТТН не оформляется, т.к. она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком.
Как видите, комплект документов зависит от наличия договора оказания услуг по доставке груза.
В-третьих, транспортная накладная (ТН), составленная грузоотправителем, которая с 25.07.2011 подтверждает заключение договора перевозки груза. Форма указана в Приложении N 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом (далее - Правила), которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.
Отметим, что согласно п. 20 ст. 2, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" транспортная накладная является перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза.
ТТН по форме N 1-Т не отменена. Однако, поскольку с 2013 г. применение унифицированных форм не является обязательным, для подтверждения расходов на доставку ТМЦ автомобильным транспортом целесообразно применять транспортную накладную по форме, приведенной в Приложении N 4 к Правилам (Письма Минфина России от 30.04.2013 N 03-03-06/1/15213, от 23.04.2013 N 03-03-06/1/14014).

К сведению. Изначально финансовое ведомство допускало применение в этих целях либо ТТН по форме N 1-Т, либо транспортной накладной по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (Письма Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/500, от 17.08.2011 N 03-03-06/1/498, от 22.12.2011 N 03-03-10/123). В этих же разъяснениях Минфин России отмечал, что, если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство. Таким образом, покупатель, вывозя груз собственным автомобильным транспортом, оформляет только путевой лист на свое транспортное средство.
Аналогичную точку зрения можно найти и в Письмах налоговых органов (Письма ФНС России от 16.07.2012 N ЕД-4-3/11630, от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@, УФНС России от 01.11.2011 N 16-15/105706@).
Затем позиция поменялась. Минфин России в Письме от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5971 отметил, что 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, поэтому следует применять ТН, а не ТТН.

Обратите внимание: основное отличие транспортной накладной от ТТН по форме N 1-Т состоит в том, что в ней отсутствует товарный раздел. В результате если использовать транспортную накладную в качестве первичного документа, то все данные о товаре будут указаны только в товарной накладной по форме N ТОРГ-12.

Применение документов

Пакет документов, необходимых для подтверждения понесенных расходов, напрямую зависит от условий транспортировки (перевозки) ТМЦ. Рассмотрим, какие документы необходимы в различных ситуациях.

Ситуация 1. Продавец заключил договор с транспортной компанией

Продавец продает товар покупателю. Обязанность по доставке груза лежит на продавце, который заключает договор с автотранспортной компанией на перевозку груза. Здесь возможны два варианта.

Оформляется ТТН

Как отмечалось выше, ТТН предназначена для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Она служит для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Обратите внимание: функции те же, что и у товарной накладной (по форме N ТОРГ-12).
Также ТТН служит для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с автотранспортной компанией за оказанные им услуги по перевозке грузов.
ТТН выписывается поставщиком в четырех экземплярах. Первый экземпляр остается у продавца и применяется для списания стоимости товаров. Второй передается водителем покупателю и предназначается для оприходования товаров. Третий и четвертый экземпляры передаются перевозчику. Третий экземпляр служит основанием для расчетов автотранспортной компании и заказчика перевозки груза (в данном случае - продавца). Четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы.
Отметим, что в разделе "Сведения о грузе" ТТН достаточно сложно перечислить все наименования и характеристики передаваемых ТМЦ. В качестве товарного раздела к ней как неотъемлемая часть должна прилагаться специальная форма, утвержденная в установленном порядке. По ней производится списание ТМЦ у грузоотправителя и оприходование у грузополучателя, а также ведется складской, оперативный и бухгалтерский учет. Таковой может быть товарная накладная по форме N ТОРГ-12, выписываемая в двух экземплярах. После отметки покупателя о получении один экземпляр остается у покупателя, второй - у продавца.
В этих случаях в ТТН необходимо указать, что в качестве товарного раздела приложена форма, без которой ТТН считается недействительной и не должна применяться для расчетов с грузоотправителями и грузополучателями, а также для учета выполненных объемов перевозок и начисления заработной платы водителю.
Другими словами, если в ТТН можно перечислить все наименования и характеристики товара, то заполнять товарную накладную по форме N ТОРГ-12 уже необязательно.
Покупатель от перевозчика примет и оприходует товар по ТТН. Если к ней в качестве неотъемлемой части будет приложена товарная накладная, то количество и ассортимент товара будут сверяться по последней.
Кстати, Минфин России в Письме от 22.10.2013 N 03-03-06/1/44091 отмечал, что списание себестоимости отгруженного товара на основании транспортной накладной (вместо товарной) довольно рискованно. Иначе говоря, финансовое ведомство считает, что кроме ТТН необходимо иметь в наличии и товарную накладную по форме, утвержденной руководителем организации, согласно ст. 9 Закона N 402-ФЗ (унифицированную или самостоятельно разработанную).
Отметим, что продавец также выставляет счет-фактуру на отгружаемый товар в двух экземплярах. Один остается у него, второй передается вместе с грузом покупателю.
Автотранспортная компания для подтверждения факта оказания услуг составляет акт выполненных работ по перевозке груза, а также счет-фактуру в двух экземплярах. Один экземпляр этих документов остается у нее, второй - у продавца.

ТН составляется в трех экземплярах - по одному для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика (п. 9 Правил). Она является перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза.
В отличие от ТТН, у нее отсутствует товарный раздел, соответственно, нет информации о цене и стоимости товара. Поэтому необходимо оформить товарную накладную (N ТОРГ-12 или самостоятельно разработанную), которая будет являться первичным учетным документом по учету ТМЦ. Она оформляется в двух экземплярах (один - для продавца, второй - для покупателя).
Как видим, в этом случае необходимо оформлять два документа: товарную накладную и транспортную накладную.
Счета-фактуры выписываются аналогично первому варианту: на товар и на выполненные услуги автотранспортной компанией. Последняя также составляет акт выполненных работ по оказанной услуге в двух экземплярах: на себя и продавца.

Ситуация 2. Покупатель заключил договор с транспортной компанией

Продавец передает товар покупателю. При этом заключается договор со сторонней организацией на перевозку груза. Допустим, обязанность по доставке груза лежит на покупателе и он заключает договор с автотранспортной компанией. Следует отметить, что если договор оказания автотранспортных услуг заключается покупателем, то оформлять ТТН или ТН должен покупатель (п. 6 Правил).
Здесь также возможны два варианта.

Оформляется ТТН

Сначала она заполняется покупателем как заказчиком транспортных услуг в транспортном разделе в четырех экземплярах и передается перевозчику. Последний едет к продавцу, который заполняет в ТТН товарный раздел, вписав все характеристики отгружаемого товара. Если все их сложно вписать в ТТН, то вносится запись о том, что неотъемлемой ее частью является товарная накладная (N ТОРГ-12 или самостоятельно разработанная), где и отражены характеристики товара.
Расписавшись в ТТН, продавец один экземпляр оставляет себе, а три других отдает перевозчику для передачи груза покупателю. Один после приемки груза останется у перевозчика, второй поступит покупателю в качестве расчетов за транспортные услуги вместе со счетом от транспортной компании, третий прикладывается к путевому листу транспортной компании.
Оформление счетов-фактур и актов выполненных работ производится аналогично первой ситуации.

Оформляется транспортная накладная по форме согласно Приложению N 4 к Правилам

Как говорилось ранее, ТН является договором перевозки, и поставщик не делает в ней никаких отметок. Составляет ее покупатель, который будет являться в данном случае и грузоотправителем, и грузополучателем одновременно, заполняя графы за обе стороны. Поэтому ТН в этой ситуации может быть выписана в двух, а не в трех экземплярах: по одному для перевозчика и покупателя.
Все остальные документы (товарная накладная, счета-фактуры и акты выполненных работ) выписываются и оформляются в порядке, описанном ранее.

Ситуация 3. Покупатель вывозит товар собственным автотранспортом

Продавец продает товар покупателю с собственного склада. Последний вывозит груз на своем автомобиле. Соответственно, договор перевозки груза не заключается, услуги по перевозке не оказываются, и транспортная накладная не составляется.
В этом случае затраты по перевозке груза у покупателя и факт его перевозки подтверждаются путевым листом, оформляемым покупателем на транспортное средство у себя в организации (Письма Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/500, от 17.08.2011 N 03-03-06/1/498, УФНС России от 01.11.2011 N 16-15/105706@).
При этом продавец составляет товарную накладную (N ТОРГ-12 или самостоятельно разработанную форму) и счет-фактуру на отгрузку товара в двух экземплярах: для покупателя и для себя.

Ситуация 4. Продавец доставляет товар собственным автотранспортом

Данная ситуация аналогична предыдущей, с той лишь разницей, что путевой лист на транспортное средство для подтверждения доставки груза и расходов на нее выписывает продавец.

Перевозим без реализации

На практике может возникнуть вопрос: какие первичные документы потребуются для подтверждения понесенных расходов для перевозки, допустим, своей мебели при переезде или имущества на выставку в место ее проведения?
Здесь также могут возникнуть две ситуации.

Вывозим имущество на собственном транспорте

Так как договор на перевозку груза отсутствует, ТТН и ТН не выписываются. Для подтверждения факта перевозки и понесенных расходов (например, на бензин) необходимо оформить путевой лист на транспортное средство.
Также следует оформить товарную накладную. Если груз получаете сами (скажем, при переезде), то грузоотправитель и грузополучатель - одно и то же лицо. В этом случае организация может выписать товарную накладную в одном экземпляре - для себя.
Если груз получает другая компания (например, на выставке), то требуется выписывать товарную накладную в двух экземплярах: по одному на каждую организацию.
Счет-фактура при этом не выписывается, так как данная отгрузка не является реализацией ТМЦ.

Перевозка груза осуществляется сторонней транспортной компанией

В данном случае составляется договор автотранспортных услуг, оказывается услуга по перевозке. Следовательно, необходимо оформление транспортной накладной или ТТН. Но, как мы указывали раньше, целесообразно выбрать в качестве первичного документа именно ТН. Ее можно оформить в двух экземплярах, если груз получаем самостоятельно, поскольку в данном случае мы являемся одновременно и грузоотправителем, и грузополучателем.
К ней также выписывается товарная накладная. Если груз получает сама организация (заказчик), то можно обойтись одним экземпляром данного документа. Счет-фактура не выписывается.

К сведению. Организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, для подтверждения своих расходов по доставке ТМЦ, а также списания стоимости имущества при отгрузке должны иметь все перечисленные выше первичные документы. В противном случае может возникнуть ситуация, когда с понесенных расходов фирме придется заплатить еще и налог на прибыль в размере 20% их стоимости (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.09.2011 N А79-8159/2010).
Организации, работающие на упрощенной системе налогообложения, также заинтересованы иметь подтверждающие первичные документы, чтобы не переплатить единого налога с сумм, не подтвержденных первичными документами на товар.
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав сумм НДС к вычету. При этом должны быть в наличии первичные учетные документы (ст. 169 НК РФ). Хотя судебная практика показывает, что при отсутствии некоторых из них все равно можно принять суммы НДС к вычету по предъявленным счетам-фактурам (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2008 по делу N А56-2004/2007, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2007 по делу N А56-2004/2007).

Товарно-транспортная накладная ТТН (форма N1-Т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозки на территории РФ и, как правило, оформляется грузоотправителем. Однако по согласованию сторон документ может составляться и перевозчиком.

Для организации, осуществляющей перевозку груза, оформление и наличие у водителя путевого листа и перевозочных документов является обязательным.

Товарно-транспортная накладная содержит следующие показатели:

Ø вид перевозки (централизованные, контейнерные, пакетные и др.);

Ø род груза и его масса;

Ø продолжительность простоя под погрузкой-разгрузкой;

Ø расстояние перевозки.

Согласно Уставу автомобильного транспорта и Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, грузоотправители и грузополучатели несут ответственность за достоверность данных, указанных в товарно-транспортной накладной:

Ø масса перевозимого груза;

Ø количество грузовых мест;

Ø время прибытия под погрузку-разгрузку;

Ø время убытия из пункта погрузки (разгрузки).

Автотранспортное предприятие отвечает за правильность указанных в накладной расстояний перевозок, проставляемых при поступлении товарно-транспортной накладной вместе с путевым листом в предприятие. Если расчеты осуществляются за выполненный объем перевозок, автотранспортное предприятие отвечает за пра­вильность указания класса груза.

Товарно-транспортная накладная состоит из товарного и транспортного разделов, поэтому выполняет одновременно несколько функций.

Товарный раздел определяет отношения между отправителем и получателем груза и служит для списания ТМЦ со склада у грузоотправителя и оприходования их на склад грузополучателя.

Транспортный раздел отражает отношения между грузоотправителем (заказчиком автотранспортных услуг) с организацией (владельцем транспорта), выполняющей перевозку грузов, и служит для учета транспортных работ и расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов и другим сопутствующим работам.



Правильное оформление ТТН важно и для отправителя, и для получателя груза, поскольку ТТН является документом, подтверждающим выполнение грузоотправителем своих обязанностей перед грузополучателем в соответствии с заключенным между ними договором.

ТТН на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов (незаполненные поля прочеркиваются).

Если на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, ТТН выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.

Как правило, ТТН выписывается в четырех экземплярах:

Ø первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначен для списания ТМЦ со склада;

Ø второй, третий и четвертый экземпляры заверяются подписями и печатями (штампами) грузоотправителя, подписью водителя и вручаются водителю;

Ø второй экземпляр сдается водителем грузополучателю для оприходования ТМЦ у получателя груза;

Ø третий и четвертый экземпляры, заверяемые подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются в бухгалтерию транспортной организации - владельцу автотранспорта;

Ø третий экземпляр, служащий основанием для расчета платы за перевозку, транспортная организация - владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику-заказчику автотранспорта;

Ø четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

По грузам нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, товарно-транспортная накладная выписывается в трех экземплярах:

Ø первый и второй экземпляры передаются организации - владельцу автотранспорта;

Ø первый экземпляр служит основанием для расчетов организации - владельца автотранспорта с грузоотправителем и прилагается к счету;

Ø второй экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы;

Ø третий экземпляр остается у грузоотправителя и служит основанием для учета выполненных объемов перевозок.

Грузоотправитель может выписывать дополнительные экземпляры ТТН, количество которых устанавливается участниками договора.

В зависимости от особенностей товаров к ТТН могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.

Рассмотрим заполнение ТТН грузоотправителем (общий случай оформления ТТН), когда товар перевозит специализированная организация, оказывающая транспортные услуги.

Сначала часть реквизитов ТТН заполняется грузоотправителем до прибытия автомобиля под погрузку. В заголовочной части ТТН грузоотправитель проставляет дату ее составления и присваивает ей номер.

Кроме этого заполняются следующие данные: наименование грузоотправителя, грузополучателя и плательщика транспортных услуг (плательщиком выступает грузоотправитель); их реквизиты - такие, как адрес, номер телефона и расчетный счет организации, оплачивающей транспортную работу, а также коды ОКПО отправителя и получателя груза).

В товарном разделе заполняется таблица данных о товаре (коды, номенклатура, количество, цена, наименование, единицы измерения, упаковка, количество мест и масса, сумма).

В случаях, когда для списания ТМЦ у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя требуются, помимо указанных в ТТН, дополнительные характеристики отгружаемых товаров, к ТТН могут прилагаться специализированные формы, например, товарная накладная по форме ТОРГ-12. В этом случае в таблице товарного раздела ТТН указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой ТТН считается недействительной и не должна применяться для расчетов между грузоотправителем и грузополучателем и для учета транспортной работы.

При выдаче грузоотправителем документов, определяющих качество груза и взаимоотношения поставщика и покупателя (например, сертификаты, счета, счета-фактуры, счета-проформы, удостоверения, свидетельства и т.д.), которые перечисляются в строке "Приложение", водитель обязан принять эти документы и передать их вместе с грузом грузополучателю.

Следует иметь в виду, что при приемке груза, перевозимого навалом, насыпью, наливом или в контейнерах, в ТТН должна быть указана масса такого груза в тоннах (с точностью до 0,01). При приеме к перевозке тарно-штучного груза в ТТН следует обязательно указывать только общее количество и маркировку грузовых мест.

Если накладная состоит более чем из одного листа, указываются количество листов продолжения, номера их бланков и номера записей, общее количество наименований товара, количество мест, масса груза, наценка, сумма складских расходов и общая сумма "Всего к оплате".

В строке "Всего на сумму" прописью записывается общую стоимость отгруженных товаров, а в строке "Отпуск разрешил" указывается должность лица, ответственного за отгрузку товарно-материальных ценностей, которое своей подписью удостоверяет правильность сделанных записей и разрешает произвести отправку груза грузополучателю.

В соответствующем поле ставит свою подпись и главный бухгалтер.

В транспортном разделе указываются наименование транспортной организации и ее реквизиты, наименование и реквизиты организации, которая будет оплачивать услуги по перевозке, а в строках "Пункт погрузки" и "Пункт разгрузки" - соответствующие адреса.

В таблице "Сведения о грузе" грузоотправитель до прибытия автомобиля под погрузку может:

Ø в графе 1 "Краткое описание груза" - указать наименование груза;

Ø в графе 2 "С грузом следуют документы" - вписать наименования и номера документов, прилагаемых к ТТН (сертификатов, удостоверений, свидетельств и т.д.); указанные документы водитель-экспедитор обязан принять и передать вместе с грузом грузополучателю;

Ø в графе 3 "Вид упаковки" - записать сокращенно вид тары, в которой перевозится груз (например: "ящики", "коробки", пр.); при предъявлении к перевозке неупакованного груза указывается сокращенно "н/у";

Ø в графе 4 "Количество мест" - указать количество мест отдельно по каждому из приведенных в графе 1 наименованию груза и по каждому виду упаковки; при перевозке грузов пакетами на поддонах указывается количество пакетов, при перевозке грузов навалом, насыпью или наливом вносится соответствующая запись, а количество мест не указывается.

После прибытия автомобиля на основании предъявленного водителем путевого листа и других необходимых документов грузоотправитель заполняет остальные реквизиты ТТН.

В транспортном разделе вписываются дата и номер путевого листа и все необходимые реквизиты прибывшего под погрузку автомобиля, такие, как фамилия, имя и отчество водителя, реквизиты лицензионной карточки, подтверждающей право заниматься грузоперевозками, марка автомобиля и его государственный номерной знак и др. Если какой-либо реквизит отсутствует, ставится прочерк.

В таблице "Сведения о грузе" указываются:

Ø в графе 5 - способ, которым определена масса груза; при взвешивании груза на весах должен быть указан тип весов (товарные весы, автомобильные весы и др.); если вес груза определен по стандарту, замеру или расчетным путем, в графе производится соответствующая запись (масса груза и количество грузовых мест определяются совместно грузоотправителем и перевозчиком техническими средствами грузоотправителя);

Ø графы 6 "Код груза" и 8 "Класс груза" заполняет организация-перевозчик;

Ø в графе 9 "Масса брутто" - масса груза (т) с точностью до 0,01 по видам наименований перевозимых грузов и общая масса груза.

При оформлении нескольких ездок с грузом по одной ТТН в строке "Количество ездок, заездов" указывается общее количество выполненных ездок.

Если перевозка грузов осуществляется под пломбой грузоотправителя (крытые фургоны, контейнеры, цистерны и т.п.), в ТТН в соответствующих полях под таблицей "Сведения о грузе" ставятся оттиски пломбы.

Если при приемке груза получателем окажется, что пломба была повреждена, составляется акт и в ТТН в разделе "Отметки о составленных актах" делается соответствующая запись.

В строке "Сдал" ниже таблицы "Сведения о грузе" материально-ответственное лицо грузоотправителя своей подписью удостоверяет сдачу груза водителю, а в следующей строке за прием товара к перевозке расписывается водитель.

В разделе "Погрузочно-разгрузочные операции" грузоотправитель заполняет реквизиты по погрузочным работам: наименование организации, выполняющей погрузочные операции (в нашем примере это сам грузоотправитель), способ погрузки (ручной, механизированный и т.д.), наименование механизма, которым выполнены погрузочные работы, и его характеристики (грузоподъемность, емкость ковша и т.д.), затем проставляет время прибытия автомобиля под погрузку и убытия после ее окончания.

Временем прибытия под погрузку считается время предъявления водителем путевого листа у въездных ворот (контрольно-пропускного пункта). Временем убытия автомобиля из-под погрузки считается время подписания и передачи ТТН водителю.

Если в одной ездке груз отгружается по нескольким ТТН, время прибытия под погрузку записывается в первой из них, а в остальных в соответствующих графах ставятся прочерки.

В товарном разделе в строке "Отпуск груза произвел" записываются должность и ФИО представителя грузоотправителя, выдавшего груз к перевозке, ставится его подпись и штамп (печать) и, таким образом, удостоверяется правильность всех данных в ТТН, а также выдача груза к перевозке.

В строке "Груз к перевозке принял" записывается ФИО водителя (экспедитора), который своей подписью заверяет прием грузов к перевозке, а в поле "По доверенности N" - номер доверенности, дата и название организации-перевозчика, которая ее выдала.

Груз считается принятым к перевозке после передачи водителем грузоотправителю подписанного им экземпляра ТТН.

Рассмотрим заполнение ТТН грузополучателем . Грузополучатель после доставки и приемки груза от водителя в трех экземплярах ТТН заполняет следующие реквизиты.

В транспортном разделе грузополучателем заполняются:

Ø реквизиты по разгрузочным операциям: наименование организации, выполняющей разгрузку (в нашем примере - это грузополучатель), способ разгрузки, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания;

Ø в строке "Сдал водитель-экспедитор" водитель-экспедитор своей подписью удостоверяет сдачу груза грузополучателю;

Ø в строке "Принял" (ниже таблицы "Сведения о грузе") проставляются должность, ФИО лица, принявшего груз, подпись этого лица, а также штамп грузополучателя, чем и удостоверяется прием груза.

Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись и на других товаросопроводительных документах, следующих вместе с грузом, и заверяет ее круглой печатью организации.

После приема товара по количеству и качеству грузополучатель в товарном разделе ставит свою подпись в строке "Груз получил грузополучатель". В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику.

В ТТН следует сделать отметку о составлении акта.

Грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за все последствия неправильности или неполноты сведений, указанных ими в ТТН. Автотранспортные предприятия имеют право проверять правильность этих сведений. Второй экземпляр ТТН остается у грузополучателя и служит основанием для оприходования товаров и проведения взаиморасчетов с грузоотправителем. Третий и четвертый экземпляры ТТН, заверенные подписями и печатями грузоотправителя, грузополучателя и водителя, вместе с путевым листом водитель сдает диспетчеру (или в бухгалтерию) организации-перевозчика.

Заполнение ТТН организацией-перевозчиком. После доставки груза по назначению на сданных водителем диспетчеру (или в бухгалтерию) экземплярах ТТН в разделе "Прочие сведения" записываются:

Ø в графах 20-24 - расстояние перевозки груза;

Ø в графе 25 - код экспедирования груза;

Ø в графах 26 и 27 - суммы, начисленные водителю за выполненную транспортную работу;

Ø в графах 29 и 30 - поправочные коэффициенты к зарплате водителя (для изменения расценок водителю) и к основному тарифу.

Раздел "Прочие сведения" заполняется, чтобы рассчитать стоимость услуги по перевозке и предъявить счет заказчику транспортной услуги.

Поскольку рассматривается заполнение ТТН грузоотправителем и грузополучателем, а расчет стоимости транспортных услуг входит в компетенцию перевозчика в соответствии с заключенным договором на оказание транспортных услуг, в примере поля "Таксировка и Расчет стоимости" за оказание услуг по перевозке не заполнялись.

В соглашении перевозчика с грузоотправителем и грузополучателем может предусматриваться участие водителя в погрузке и разгрузке грузов с соответствующей оплатой его труда.

Погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения водителю правильно оформленных товарно-транспортных документов на погруженный или выгруженный груз.

Форма ТОРГ-2 «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей» применяется для оформления приемки товарно-материальных ценностей (ТМЦ), имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика. Является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю. Приемка товаров получателем по количеству, качеству и комплектности товаров от организации транспорта и почтовых отправлений от организаций связи оформляется актом в соответствии с правилами, действующими на транспорте и в организациях связи.

Акт о приемке товаров по количеству составляется в соответствии с фактическим наличием товаров, данными, содержащимися в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиям к качеству товаров, предусмотренными в договоре или контракте.

Акт составляется по результатам приемки членами комиссии и экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы с участием представителей организаций поставщика и получателя или представителем организации-получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации.

Акт составляется отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу. В графах 6, 7, 8 (12, 13, 14) указывается краткая характеристика товара - основные сведения, характеризующие товар: артикул товара; сорт, категория; размер, рост; полнота, модель и т.п. Графы 10, 11 (16, 17), 21, 23 заполняются в соответствии с правилами приемки импортных товаров (в части указания цены и стоимости импортного товара в денежном выражении).

ТМЦ, по которым не установлены расхождения по количеству и по качеству, в актах не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта следующего содержания: "По остальным товарно-материальным ценностям, перечисленным в сопроводительных документах поставщика, расхождений в количестве и качестве нет". При приемке ТМЦ акты о приемке с приложением документов (счета-фактуры, накладные и т.д.) передаются в бухгалтерию под расписку и для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации, доставившей груз. Акт по форме N ТОРГ-2 составляется на отечественные товары в четырех экземплярах.

Форма ТОРГ-12 «Товарная накладная» применяется для оформления продажи (отпуска) ТМЦ сторонней организации. Составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей ТМЦ, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации - основание для оприходования ТМЦ.

Форма МХ-21 «Отчет экспедитора» применяется для учета ТМЦ, доставленных грузополучателям через экспедицию организации - производителя (поставщика). Экспедитор (водитель - экспедитор) отчитывается перед бухгалтерией своей организации за доставленные ТМЦ грузополучателям по каждому рейсу автотранспорта. Составляется экспедитором (водителем - экспедитором) на основании результатов доставки ТМЦ грузополучателям. Количество экземпляров акта и комплектность составленных документов определяется в каждом конкретном случае.

9.3. Комплексы задач обработки первичных учетных документов. Оформление отчетности по выполнению плана перевозок и статистической отчетности

Путевой лист с приложенными к нему товарно-транспортными накладными водитель сдает сменному диспетчеру отдела эксплуа­тации, проверяющему правильность его заполнения и выполне­ние сменного задания, а в отделе таксировки рассчитываются итоги работы автомобиля за день, которые записываются в соответствующем разделе путевого листа:

Ø время в наряде (автомобиле-часы в наряде - АЧ н ), исчисляющееся с момента выезда автомобиля из гаража на автомобильные дороги общего пользования до его возвра­щения на предприятие, организацию, в гараж за вычетом времени на обед и отдых водителя (по данным путевого листа);

Ø время простоя (автомобиле-часы простоя - АЧ п ), складывающееся из времени простоя под погрузкой-разгрузкой АЧ п-р (по данным транспортных накладных), вре­мени простоя на линии из-за технических неисправностей авто­мобиля и по другим эксплуатационным причинам (по данным пу­тевого листа);

Ø время в движении (автомобиле-часы движения - АЧ д ) - разница между временем в наряде и временем в простое (АЧ д = ДЧ н - АЧ п );

Ø число ездок с грузом n , определяюшееся подсчетом числа пробегов с грузом между начальным пунктом погрузки и конечным пунктом разгрузки (разгрузка части груза из автомобиля в промежуточных пунктах маршрута считается заездами);

Ø общий пробег L o (по данным путевого листа) - разница между показаниями спидометра при возвращении на пред­приятие, в гараж и при выезде на линию из гаража;

Ø пробег с грузом L г , равный сумме расстояний перевозки грузов по каждой ездке (на основе товарно-транспортных накладных);

Ø пробег без груза , составляющий разницу между общим пробе­гом и пробегом с грузом;

Ø количество перевезенного груза Q (т), определяемое по товарно-транспортным накладным суммированием фактической массы брутто перевезенного груза, доставленного в пункты назначения (из общего количества перевезенного груза выделяется количество груза, перевезенного на прицепах); вес штуч­ных, длинномерных и объемных грузов (дрова, лесомате­риалы, песок, известь) может быть определен с по­мощью установленных для этой цели переводных коэффициентов;

Ø объем транспортной работы (грузооборот) R (т-км), рассчитывающееся умножением массы перевезенного груза на расстояние перевозки (пробег с грузом) по каждой ездке (заезду) и последующим суммированием грузооборота по всем ездкам (из общего количества выделяется количество, выполненное на прицепах);

Ø фактический расход горючего (по данным путевого листа), равный суммарному количеству горючего, находившегося в баке автомобиля в момент выезда на работу и полученного за время работы (в том числе в виде тало­нов), за вычетом остатка, с которым автомобиль возвращается на предприятие, в гараж;

Ø рас­ход горючего по нормам , установленным для отдельных марок автомобилей.

Сопоставление фактического расхода горючего с рас­ходом по норме (часто используются ведомственные и фирменные производственные нормы) позволяет определить размер экономии или пере­расхода горючего каждым водителем и в соответствии с этим про­изводить доплату или удержания из заработной платы.

Если в организации есть склад ГСМ, водители заправляют топ­ливо непосредственно в своем автохозяйстве. В противном случае им выделяют деньги, талоны, иные средства платежа для приоб­ретения топлива. Возникает необходимость подсчета и списания этих средств. Ситуация осложняется из-за постоянных изменений цен на автозаправочных станциях.

Путевая и перевозочная документация является также основа­нием для определения стоимостных показателей перевозок грузов по результатам работыза день (смену, рейс):

Ø заработная плата водителя (рассчитывается по данным путе­вого листа и прилагаемых к нему транспортным накладным), включающая: оплату за количество перевезенного груза, отра­ботанное время, выполненные при перевозке транспортно-экспедиторские операции, прочие работы и услуги, доплату (удержа­ния) за экономию (перерасход) горючего, за качество обслужи­вания потребителей, штрафы за нарушения условий выполнения задания и другие выплаты и удержания в соответствии с законода­тельными актами и нормативными положениями, действующими на предприятии;

Ø стоимость выполненной транспортной работы, которая рас­считывается по каждой транспортной накладной (основными со­ставляющими итоговой стоимости являются стоимость перевозки грузов, доплаты за транспортно-экспедиторские операции, про­чие работы и услуги, сумма налогов и сборов).

Из общей стоимости определяется плата, которую должен получить перевозчик от заказчика-плательщика за выполненные перевозки грузов и сопутствующие перевозке транспортно-экспе­диторские операции и услуги.

Результат расчетов стоимости транс­портной работы фиксируется в соответствующем разделе транс­портной накладной и служит основанием для выписки платежно­го документа заказчику-плательщику. На основании записей в путевом листе также производится начисление заработной платы грузчикам.

Для грузовых автомобилей, работающих по часовому (повременному) тарифу, первичным документом для учета перевозок является путевой лист автомобиля, на основе которого определяют следующие показатели:

Ø автомобиле-дни работы (АД р );

Ø автомобиле-часы в наряде (АЧ н ), в том числе в простое технической неисправности (АЧ т );

Ø общий пробег (L o ).

После обработки путевого листа и транспортных накладных тре­тий экземпляр накладной вместе с платежным поручением на­правляется заказчику-плательщику, а четвертый экземпляр пере­дается вместе с путевым листом в архив перевозчика.

Обработка информации по данным путевых и перевозочных документов обеспечивает оперативно-технический учет, контроль и анализ деятельности перевозчика, со­ставление статистической и бухгалтерской отчетности для органов государственного управления и контроля.

Предприятие, исходя из особенностей выполняемых перевозок грузов, может ввести собственные формы оперативного учета работы водителей и используемого автотранспорта. В оперативных формах учета могут учитываться не только показатели выработки, но и экономические показатели: стоимость оказанных транспортных услуг, затраты на выполнение перевозок, в том числе и по элементам доставки (Табл).

Учет показателей работы водителей за день

Информация из путевых листов и товарно-транспортных накладных группируется в сводки для подведения итоговых показателей (Рис.):

Ø по автоколоннам;

Ø по маркам автомобилей;

Ø по предприятию в целом;

Ø по родам груза (по номенклатуре грузов);

Ø по грузоотправителям (по клиентуре).

Рисунок. Состав ежедневных сводок автотранспортного предприятия

Ежедневные сводки используются для составления месячных сводных ведомостей (Рис.).

Грузовые автотранспортные предприятия, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, должны представлять статистическую отчетность по перевозкам в органы государственной статистики и региональному органу, осуществляющему государственное управление деятельностью автомобиль­ного транспорта, по формам: №1-автотранс, N2-автотранспорт, №3-автотранс, №6-автотранс (Рис.).

Рисунок Месячные сводные ведомости автотранспортного предприятия о выполнении плана перевозок

Рисунок. Месячные аналитические сводные ведомости автотранспортного предприятия

Рисунок. Структура и содержание форм государственной статистической от­четности автотранспортного предприятия

Для составления квартальной статистической отчетности, начиная с I квартала 2006 г., введены в действие новые формы федерального государственного статистического наблюдения :

Ø N 65-автотранс «Сведения о продукции автомобильного транспорта» ;

Ø NМП-1 (автогруз) «Сведения о перевозочной деятельности малого предприятия - владельца (арендатора) грузоперевозящих автомобилей» .

При этом сохранены без изменения формы федерального государственного статистического наблюдения: № 1-автотранс (срочная), N 1-автотранспорт (обследование), N 1-АПТ, N 1-ТР (автотранспорт) - год, N 2-автотранспорт (выборочное обследование), № 3-автотранс, № 6-автотранс, «Анкета обследования перевозочной деятельности предпринимателей-владельцев грузовых автомобилей» и N 31-ГА (срочная) .

На сегодняшний день существуют два бланка, оформляемых на перевозку грузов. Первый - товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т (утв. Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78, далее - Постановление N 78). Второй - (далее - ТН) без номера формы. ТН приведена в Приложении N 4 к Правилам перевозок грузов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 (далее - Правила). Эти Правила вступили в силу с 25 июля 2011 г. С этой же даты действует новый бланк, в свою очередь форма N 1-Т не отменена.

Три бланка

При покупке товара коммерсанту необходимы документы, подтверждающие передачу ценностей, а в некоторых случаях и их доставку.
Передача товара (продажа) сопровождается оформлением товарной накладной по форме N ТОРГ-12 . Она составляется продавцом в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у продавца для списания ценностей с учета и подтверждения их передачи клиенту. Второй - передается покупателю для принятия купленного (ИП делает соответствующую запись в книге учета доходов и расходов).
Товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т предназначена для учета ценностей (товаров) и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом . Бланк включает два раздела. Товарный раздел определяет взаимоотношения грузоотправителя и грузополучателя. На основании этого раздела грузоотправитель спишет товар, а грузополучатель оприходует полученные ценности. Фактически сведения этого раздела повторяют информацию, содержащуюся в ТОРГ-12. Второй раздел посвящен вопросам перевозки. Здесь указываются сведения о грузе, его особенностях, сопровождающих документах, приводится информация о погрузочно-разгрузочных операциях.
Грубо говоря, форма N 1-Т - это ТОРГ-12, дополненная транспортным разделом. Из-за этого нередко возникают споры: достаточно ли при продаже товара составить форму N 1-Т, ведь сведения о товаре в ней содержатся, и нет необходимости дублировать их в ТОРГ-12. Контролеры требуют составлять оба бланка. Хотя нормативные акты позволяют обойтись одной лишь ТТН, имея на руках формы N N 1-Т и ТОРГ-12, бизнесмен избежит возможных претензий.

Правила предлагают новый бланк для подтверждения перевозки. Транспортная накладная (далее - ТН) по новой форме отличается от формы N 1-Т в первую очередь тем, что в нем отсутствует товарный раздел. Новая ТН не заменяет собой товарную накладную по форме N ТОРГ-12, она регулирует исключительно вопросы перевозки. Появление нового бланка теоретически снимет вопросы об оформлении ТТН и ТОРГ-12. Теперь все однозначно: передачу товара подтверждает ТОРГ-12, а доставку - ТН.
ТТН не отменена, каких-либо указаний о том, когда нужно оформлять ТН, чиновники не утвердили. Пока коммерсантам приходится в этих вопросах разбираться самостоятельно.

Правила перевозки груза автотранспортом

Перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки , по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или кодексом (п. 2 ст. 785 ГК РФ).
Иными словами, отдельный договор составлять не нужно. Само по себе оформление транспортной накладной (или иного документа на перевозку) уже указывает на наличие договора. Как видите, Кодекс не требует составлять именно ТН, а допускает "иной документ". Таковым вполне может стать прежний бланк ТТН.
Согласно Правилам договор перевозки может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа (п. 6 Правил). Лицо, которому требуется организовать перевозку (это может быть как покупатель, так и продавец, в зависимости от условий продажи товара) направляет перевозчику заказ. При наличии договора об организации перевозки груза, когда осуществляются систематические перевозки (ст. 798 ГК РФ), грузовладелец направляет перевозчику заявку.
Унифицированной формы заказа и заявки Правила не предлагают. Это может быть любой документ, письмо, сообщение, где указывалось бы намерение грузовладельца. Направление заказа (заявки) еще не указывает на заключение договора, а лишь на намерение его заключить. Перевозчик, получив заказ (заявку), в течение трех дней информирует грузоотправителя о согласии или отказе (с письменным обоснованием причин). Далее грузоотправитель оформит транспортную накладную, а это уже указывает на наличие договора.
Итак, транспортная накладная составляется, когда перевозка товара осуществляется в рамках договора перевозки груза. Рассмотрим возможные варианты.

Доставку организует продавец

Поставщик может включить стоимость доставки в цену товара либо предоставлять клиентам дополнительную услугу - доставку. В первом случае покупатель оплачивает товар, а доставка для него по условиям сделки будет бесплатной. Такой схемой нередко пользуются "вмененщики". Если в договоре стоимость доставки выделена отдельной строкой и не включена в стоимость реализованных товаров, то оказание услуг по доставке считается самостоятельным видом деятельности. Соответственно, ЕНВД придется платить не только с розничной торговли, но и по услугам перевозки грузов. Когда доставка для покупателя "бесплатна", то есть включена в цену товара и не указана отдельной строкой в документах, то дополнительного вида деятельности не возникает, реализация и доставка осуществляются в рамках розницы (Письмо Минфина России от 28 апреля 2005 г. N 03-06-05-04/112).

Наша справка. Если покупатель не оплачивает доставку, для оприходования товара и отражения в учете его стоимости достаточно либо товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т, либо товарной накладной по форме N ТОРГ-12 (Письмо Минфина России от 15 июня 2010 г. N 03-03-06/1/413).

Итак, стоимость доставки для покупателя включена в цену. Далее возможны два варианта: поставщик организует доставку собственным транспортом или привлекает стороннего перевозчика.
Когда продавец осуществляет доставку собственными силами, договор перевозки не возникает, а значит и транспортную накладную составлять не нужно. Передачу товара подтвердит ТОРГ-12. Доставка товара оформляется путевым листом водителя, работающего у поставщика. Покупателю документы, подтверждающие доставку, не нужны, он за нее отдельно не платит, так что расходы учитывать не нужно, а стоимость товара он учтет на основе товарных накладных.

Наша справка. Ранее бланки путевых листов были утверждены Приказом Минтранса России от 30 июня 2000 г. N 68. Сейчас действует Приказ Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152, который отменяет старый бланк, однако новой формы не предлагает, а ограничивается лишь Обязательными реквизитами для путевых листов. Можно воспользоваться старым бланком, доработав его и не забыв об обязательных реквизитах.

Если продавец привлекает стороннего перевозчика, то возникает договор перевозки, который заключается между продавцом и перевозчиком. На товар, помимо двух экземпляров ТОРГ-12, оформляется три экземпляра транспортной накладной (продавцу-грузоотправителю, перевозчику, покупателю-грузополучателю).
Когда доставка осуществляется продавцом за отдельную плату (в документах стоимость указана отдельно) или предоставляется покупателю как дополнительная услуга (клиент может ее заказать или отказаться, забрав товар самостоятельно), отношения регулируют нормы договора о перевозке. При этом не играет роли, организуется доставка собственным транспортом продавца или сторонним перевозчиком. Покупатель направляет продавцу заказ на перевозку, в свою очередь продавец составит транспортную накладную, чем подтвердит заключение договора перевозки.

Доставку организует покупатель

Если продавец не осуществляет доставку, у покупателя два варианта: самовывоз или обращение к стороннему перевозчику.
При самовывозе договор перевозки не возникает, заключать его попросту не с кем, соответственно, и транспортную накладную оформлять не нужно. Поставщик со склада передаст товар по накладной ТОРГ-12. Водитель покупателя получит ценности и доставит их до склада покупателя. В данном случае достаточно путевого листа, который подтвердит поездку водителя. На учет ценности принимаются по товарной накладной ТОРГ-12.
Тот факт, что приобретенный товар перевозится автомобильным транспортом, еще не означает необходимость заполнения транспортной накладной. При самовывозе не нужно оформлять транспортную накладную, и на это указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 9 декабря 2010 г. N 8835/10. В споре инспекторы отказали в вычете НДС по приобретенным ценностям, так как на товар не оформлялась транспортная накладная. Для вычета, при наличии товарной накладной по форме ТОРГ-12, транспортная накладная не нужна. Ее обязательное наличие не предусматривается требованиями по заполнению ТОРГ-12 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132). ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автотранспортом, является документом, определяющим взаимоотношения по выполнению перевозки грузов, служащим в том числе для расчетов с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные ими услуги по перевозке грузов. Когда покупатель не выступает в качестве заказчика по договору перевозки, ТТН не нужны.
Когда покупатель привлекает стороннего перевозчика для доставки груза, отношения регулируются договором перевозки. Заказчиком в данном случае будет покупатель, следовательно, именно ему придется оформлять транспортную накладную.
Продавец составит лишь товарную накладную по форме ТОРГ-12 и передаст груз. Право собственности на товар переходит в момент передачи товара, то есть на складе поставщика. Поставщик в договоре перевозки уже не выступает грузоотправителем. В данной ситуации со склада поставщика товар передает перевозчику покупатель, который получил свой товар, то есть в договоре перевозки грузоотправителем и грузополучателем выступает покупатель. Именно он и составляет ТН.
Подведем итог. В случае, когда привлекается сторонний перевозчик (в роли заказчика выступает поставщик или покупатель), транспортная накладная оформляется, так как правоотношения регулируются договором перевозки. Отметим, подписывать отдельный договор перевозки вовсе не нужно, сам факт составления транспортной накладной указывает на наличие договора (грубо говоря, транспортная накладная выступает в роли договора).
При самовывозе груза транспортная накладная не составляется (только, если она необходима самому покупателю для учета). Если доставку организует продавец собственным транспортом, все зависит от условий продажи товара. Когда покупатель не оплачивает доставку (цена включена в стоимость товара или осуществляется бесплатно), договор перевозки не возникает. Если доставка оплачивается отдельно, в документах ее стоимость указана отдельно, перевозка оформляется транспортной накладной.

ТТН и ТН

"Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно Приложению N 4" (п. 6 Правил). Заключение договора в любом случае подтверждается накладной или иным документом, что предусмотрено Гражданским кодексом. Этот порядок Правила изменить не могут. Это означает, что оговорка "если иное не предусмотрено договором..." касается формы накладной. Получается, если иное предусмотреть договором, например: заключение договора подтверждается оформлением товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т, то нарушением Правил это не будет. Впрочем, контролерам такой ход может и не понравиться. Но, подчеркнем, бланк ТТН не отменен, Кодекс и Правила вполне допускают его применение.
Новая форма накладной не отменяет ТТН, она иначе составлена, но функция бланка та же - обосновать перевозку товара. Формально нормы, запрещающие или обязывающие составлять ТТН или ТН, отсутствуют. Оформление товарно-транспортной накладной вместо новой ТН может не понравиться только контролерам. Но подобные претензии можно оспорить и доказать перевозку груза, имея на руках ТТН, которая, повторим, не отменена.

Юридическая консультация. Чем больше документов, тем лучше
Официальных разъяснений о том, какой бланк оформлять при перевозке (ТТН или ТН), нет. Контролеры в частных ответах рекомендуют составлять оба бланка, но совет этот оптимизма не прибавляет, особенно если вспомнить, насколько бланки громоздки. Минтранс России в Письме от 20 июля 2011 г. N 03-01/08-1980ис указывает, что "использование транспортной накладной не исключает также и применение накладных форм N N 1-Т и ТОРГ-12". Ведомство не требует составлять именно ТН или ТТН либо заполнять обе формы, а допускает применение бланков наравне. Причем ведомство не ссылается на какие-либо нормативные документы. Что, в общем-то, объяснимо, ведь подобных документов нет. Один нюанс: у Минтранса нет полномочий для толкования постановлений Правительства РФ и Госкомстата. Некоторые эксперты сейчас рекомендуют оформлять все три документа (ТОРГ-12, ТТН, ТН), указывая, что транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки; ТТН по форме N 1-Т необходима для учета движения груза и расчета за перевозку; товарная накладная (форма N ТОРГ-12) оформляет факт реализации товаров покупателю. Такое количество документов обезопасит от любых претензий, но в принципе можно обойтись лишь одним документом на перевозку. Но сэкономить время вполне возможно. ТН и ТТН обосновывают перевозку и указывают на заключение договора перевозки. Документы фактически дублируют друг друга, и каких-либо санкций последовать не может. Скорее всего, чиновники укажут на необходимость оформлять перевозки новой накладной (ведь зачем-то она появилась). Официальных разъяснений Минфина и ФНС России относительно применения транспортных накладных пока нет.

19.06.2012

Масштабное производство и оптовая торговля немыслимы без автомобильных грузоперевозок. Но транспортные документы – один из самых проблемных участков в бухгалтерии.

Для транспортировки груза могут использоваться мультимодальные перевозки, в которых последовательно задействованы разные виды транспорта. От самолета до собачьей упряжки. Но самыми распространенными остаются автомобильные перевозки. В то же время их документальное оформление вызывает у бухгалтеров массу вопросов. Ответы на них нужно искать в области автотранспортного права. Между тем даже контролирующим ведомствам не под силу разобраться в его хитросплетениях. Это показывает практика многочисленных официальных разъяснений.

Варианты транспортировки

Для перевозки товарно-материальных ценностей компания может использовать свой автотранспорт, числящийся в составе основных средств, собственных или арендованных. А может заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией или индивидуальным предпринимателем - на оказание услуг перевозки (гл. 40 ГК РФ, Федеральный закон от 8.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта») либо транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ, Федеральный закон от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Но когда место погрузки груза и его место доставки, указанные в договоре, находятся на территории разных стран, применяется Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве 19.05.1956 г.). Такие перевозки в нашей статье не рассматриваются.

Перевозчик оказывает услугу лично, непосредственно предоставляя грузоотправителю транспортное средство под погрузку. А экспедитор – это лицо, оказывающее комплексную услугу организации перевозки. Главное условие такой организации – доставка груза адресату, указанному клиентом. Результат тот же, что у перевозчика. Но для его достижения экспедитор не только самостоятельно доставляет груз или заключает договоры с другими перевозчиками. Он осуществляет самые разные операции вспомогательного характера, обеспечивающие грузоперевозку. Например, подготовку товаров к транспортировке, передачу груза от одного перевозчика к другому, оформление перевозочных документов, страхование и выполнение таможенных формальностей. Перевозчик же, помимо транспортировки, выполняет только погрузочно-разгрузочные работы.

Если заказчик наделит перевозчика несвойственными ему функциями, то договор перевозки будет переквалифицирован судом. Разумеется, это возможно в рамках спора, хозяйственного или налогового.

На транспортном рынке предлагают услуги и разнообразные посредники. Они оказывают помощь в осуществлении отдельных «сопутствующих» операций, не принимая на себя обязанности по достижению конечной цели – вручению груза грузополучателю. Чаще всего приходится иметь дело с агентами (гл. 52 ГК РФ) или диспетчерами (гл. 39 ГК РФ).

Задача бухгалтера – обеспечить транспортировку товарно-материальных ценностей надлежащими документами, на основании которых компания безбоязненно сможет принять к вычету предъявленный НДС и признать расходы по налогу на прибыль. Для этого бухгалтер должен разобраться в правовой природе транспортных операций.

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

В сфере грузоперевозок действует два свода правил. Назовем их «российские» и «советские». Первые – современный подзаконный акт, обеспечивающий применение Устава автомобильного транспорта, то бишь Закона № 259-ФЗ. Это Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее Правила). Вторые были приняты в эпоху СССР. Это Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 (далее Общие правила).

Закон № 259-ФЗ регулирует правоотношения, возникающие при перевозке груза по договору, за плату. В этой сфере, при коммерческих перевозках, и применяются «российские» Правила.

Из п. 1 ст. 1 Закона № 259-ФЗ следует, что «советские» Общие правила на коммерческие перевозки не распространяются. Ведь нормативным правовым актом Российской Федерации они не являются. Сфера действия Общих правил – автотранспортное «самообслуживание», когда компании используют корпоративный транспорт без заключения договора перевозки. Примеры: грузоперевозки между структурными подразделениями компании, доставка товаров покупателям по договорам поставки. В обоих примерах компания выступает владельцем транспортируемых ценностей (к покупателю право собственности перейдет после вручения ему товара).

Перевозчик везет груз, ему не принадлежащий. За его сохранность он отвечает перед грузоотправителем и грузополучателем. Заказчиком по договору перевозки является грузоотправитель. Он оплачивает услугу перевозчика. Содержание услуги – перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на его получение лицу, то есть грузополучателю. Следовательно, приемку услуги перевозчика осуществляет грузополучатель. Поэтому оформлять специальный акт приемки-передачи услуг между перевозчиком и грузоотправителем не требуется.

Каждые правила предусматривают свой перевозочный документ , наличие которого обязательно для перевозки. Согласно Правилам – это транспортная накладная (ТН), а в соответствии с Общими правиламитоварно-транспортная накладная (ТТН). Форма ТТН утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 г. № 78 (далее Постановление № 78). Прямое предписание об использовании ТТН при перевозках грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях содержит п. 2 инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР от 30.11.1983 г. № 10/998 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Эта инструкция была издана в поддержку Общих правил.

Таковы источники правового регулирования автоперевозок.

Остается добавить, что Постановление № 78, а с ним и форма ТТН не являются обязательными к применению. Дело в том, что это постановление не имеет регистрационного номера в Минюсте России и официально не опубликовано (в нарушение п. 10 указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763, п. 3 ст. 15 Конституции РФ, п. 6 постановления Пленума Верховного суда РФ от 31.10.1995 г. № 8). По этой пикантной причине норма о применении ТТН оказывается в «подвешенном» состоянии. Чем компании успешно пользуются в налоговых спорах.

Минфин РФ в ряде писем, последнее из которых – от 22.12.2011 г. № 03-03-10/123, разъясняет следующее. Если компания не заключает договор перевозки и везет груз на собственном автомобиле, то затраты на транспортировку подтверждает путевой лист .

Формы путевых листов также утверждены Постановлением № 78. Из него следует, что путевые листы грузового автомобиля применяются совместно с ТТН. В путевом листе указываются номера ТТН, а в транспортном разделе ТТН – номер путевого листа.

Примечательно, что в случае перевозок для внутренних нужд нормативного предписания о необходимости путевого листа мы не обнаружим. Но он является общепризнанным основным первичным документом учета работы грузового автомобиля. Его форму нужно признать функциональной и оптимальной.

Зато для коммерческих грузоперевозок путевой лист обязателен. Сведения о нем указываются в ТН, он выполняет роль доверенности на получение водителем груза у отправителя.

Документирование грузоперевозок

Постановления Правительства РФ являются составной частью законодательства о бухгалтерском учете (ст. 3 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Поэтому ТН – это первичный документ для всех участников коммерческой перевозки – грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя.

Применению ТН посвящено рекордное количество писем Минфина России. Правда, это ответы конкретным налогоплательщикам. В основе заданных вопросов – непонимание отличия ТН от ТТН. Впрочем, в разницу между ними не углублялись и чиновники. Но, чтобы выстроить надлежащий документооборот, нужно четко понимать назначение каждой из форм.

Поясним свойства ТН на примере.

Предположим, продавец для доставки товаров покупателю нанял перевозчика. Для оформления торговых операций он применяет товарные накладные по унифицированной форме № ТОРГ-12. А на перевозки у него имеются транспортные накладные.

Между тем перевозчик перевозит не товары, а грузы, причем партиями. Приемку товаров по количеству, ассортименту и качеству он не осуществляет. В таре и под упаковкой товары не видны. «Превращение» товаров в груз – это отдельная хозяйственная операция продавца-грузоотправителя.

Обратимся к ТОРГ-12. В ней указывается дата составления и приводится перечень товаров в тех наименованиях и единицах, в которых они числятся в учете продавца. На эту дату перечисленные товары, оставаясь на складе продавца, считаются зарезервированными для покупателя.

В левой нижней части ТОРГ-12 должностные лица продавца (лицо, разрешившее отпуск груза, и главный (старший) бухгалтер) удостоверяют преобразование товаров в груз. Последний характеризуется массой и количеством мест. Эти данные заносятся в п. 3 транспортной накладной.

Дата в левой нижней части ТОРГ-12 характеризует момент передачи груза перевозчику. Ее подтверждает подпись должностного лица продавца в реквизите «Отпуск груза произвел». Заметим, что перевозчик подписывает приемку груза только в ТН.

Дата в правой нижней части ТОРГ-12 относится к вручению груза, а не товаров. С точки зрения продавца, безразлично, кто получил груз: сам покупатель-грузополучатель или его представитель (по доверенности). Заполнению подлежит один из реквизитов – «Груз принял» (если груз передан представителю) или «Груз получил грузополучатель» (эта подпись заверяется печатью покупателя). Неиспользованный реквизит прочеркивается. А как в дальнейшем происходит передача груза от поверенного к доверителю (покупателю-грузополучателю) – продавца-грузоотправителя не касается.

Оприходование поступивших товаров покупатель оформляет путем наложения на ТОРГ-12 штампа (п. 2.1.3 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 г. № 1-794/32-5; п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. 49 приказом Минфина России от 28.12.2001 г. № 119н). Экземпляр ТОРГ-12 с оттиском такого штампа он возвратит продавцу. Одновременно этот экземпляр играет роль акта приемки-передачи услуг перевозчика, подписанного уполномоченным на это лицом (грузополучателем) на другом конце маршрута.

В заголовочной части ТОРГ-12 предусмотрен реквизит «Транспортная накладная (номер, дата)». А в ТН имеется п. 4 «Сопроводительные документы на груз». В нем указывают номер и дату составления ТОРГ-12, а также количество ее экземпляров, направляемых покупателю. В состав сопроводительных документов к ТН продавец может включить и счет-фактуру.

Как видно, ТН и ТОРГ-12 неразрывно связаны. При этом ТОРГ-12 конкретизирует объект перевозки. В совокупности эти два документа эквивалентны ТТН. Причем отдельно взятая ТН не позволяет установить, что именно перевозит компания. В п. 3 «Наименование груза» ТН указывают отгрузочное (обобщенное) наименование груза, а не «бухгалтерские» характеристики товаров. Поэтому ТН без приложения ТОРГ-12 не обеспечивает соблюдения критериев п. 1 ст. 252 НК РФ.

Последнее официальное разъяснение о транспортных документах адресовано уже неопределенному кругу лиц (п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Это письмо ФНС России от 21.03.2012 г. № ЕД-4-3/4681@. В нем сказано, что первичным документом, подтверждающим затраты на автоперевозку, является либо ТН, либо ТТН. Составлять на одну поездку две формы не требуется. Нюансов их применения чиновники по-прежнему не раскрыли. Зато мы показали, как рассуждать и действовать на практике.

Документирование транспортной экспедиции

Юридическая классификация сделки определяет подход к ее документированию. Наглядный пример тому – договор транспортной экспедиции.

С точки зрения налоговых инспекторов, экспедитор – это посредник, поскольку он действует за вознаграждение по поручению клиента в его интересах и за его счет.

Между тем транспортная экспедиция – самостоятельный вид услуг (постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.1999 г. № 5056/98; решение Арбитражного суда г. Москвы от 4.05.2008 г. по делу № А40-53580/07-104-296, поддержанное определением ВАС РФ от 7.05.2009 г. № ВАС-2785/09 по делу № А40-53580/07-104-296).

Правда, в п. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ сказано, что клиент возмещает расходы экспедитора по организации перевозки. Однако прямой нормы, обязывающей стороны договора указывать размер вознаграждения экспедитора, мы не обнаружим. Условие о возмещении применяется, если экспедитор оплачивает услуги третьих лиц, не предусмотренные договором (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6.05.2009 г. № А33-16012/2008-03АП-1277/2009 по делу № А33-16012/2008). В остальных случаях цена договора считается твердой.

Кстати, аналогичную структуру имеет цена работы по договору подряда. Она включает вознаграждение подрядчика и компенсацию его издержек (п. 2 ст. 709 ГК РФ). При этом подрядчик тоже действует по заданию заказчика (п. 1 ст. 702 ГК РФ) и вправе привлекать к исполнению своих обязанностей субподрядчиков (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Только вот генеральный подрядчик посредником не считается.

Тем не менее Минфин России в письмах от 30.03.2005 г. № 03-04-11/69 и от 21.06.2004 г. № 03-03-11/103 указывает, что экспедитор уплачивает НДС в бюджет только с суммы своего вознаграждения. Такая позиция по сути опирается на ст. 156 НК РФ. Но сфера применения этой статьи ограничена договорами трех видов – поручения, агентскими и комиссии. На услуги транспортной экспедиции она не распространяется (постановление ФАС Московского округа от 14.04.2011 г. № КА-А40/2627-11 по делу № А40-84019/10-99-418). А постановление Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» не дает экспедитору права на перевыставление счетов-фактур по расходам, «возмещаемым» клиентом.

В налоговом учете услуги экспедитора можно рассматривать по аналогии с посредническими (пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ), но не обязательно. С равным основанием клиент может классифицировать затраты по договору как материальные расходы (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ), поскольку цель и результат транспортно-экспедиционной деятельности – доставка груза. Тогда не потребуются и документы, подтверждающие затраты экспедитора.

Вариант учетной политики клиент выбирает самостоятельно (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Еще один важный нюанс. Экспедиторские документы (экспедиторская расписка, поручение экспедитору, складская расписка) – неотъемлемая часть договора транспортной экспедиции. Первичными учетными документами они не являются. Причем в договоре транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не предусмотренных правилами транспортно-экспедиционной деятельности (п. 6 и п. 7 Порядка оформления и форм экспедиторских документов, утв. приказом Минтранса России от 11.02.2008 г. № 23).