Профстандарты. Профессиональный стандарт Профессиональный стандарт структура и требования

28.11.2023 Финансы

Закон о профстандартах сделал обязательным их применение с 1 июля 2016 года. Многие работодатели и по сей день игнорируют профстандарт при подготовке проектов должностных инструкций. Прежде всего необходимо разобраться для всех ли требования закона безусловно обязательны к исполнению. В нашей статье мы не только по полочкам разберем что такое стандарт и из чего он состоит, но и расскажем, кто не сможет “отвертеться” от его применения.

В России завершается масштабное реформирование системы оплаты труда и переход от ее привязки к уровню квалификации на систему профессиональных стандартов (далее - ПС). Разработанные профстандарты призваны заменить привычные, но устаревшие квалификационные справочники.

Переход на ПС преследует еще одну цель. Приведение системы подготовки специалистов на всех уровнях профессионального образования в соответствие с реальными требованиями каждой профессии.

Из этой статьи вы узнаете:

Требования профессионального стандарта не содержат требования:

  • А. К уровню профессионального образования сотрудника
  • Б. К полу сотрудника
  • В. К качеству выполняемой работы

Что такое профессиональные стандарты

Прежде чем освещать вопросы по применению профессиональных стандартов , необходимо понять, что они собой представляют. Для этого обратимся к главному документу, регламентирующему отношения в сфере труда — Трудовому кодексу. С 1.01.2017 г. началось действие обновленной главы 31 этого акта. В нее еще в 2012 г. официально включены такие понятия, как «профессиональный стандарт» и «квалификация» (ст. 195.1 ТК РФ).

Квалификация в профессиональном стандарте

Под квалификацией закон понимает определенный уровень опыта, а также составляющей его триады: знаний, навыков и умений. Описание же этой квалификации, необходимой для успешного выполнения сотрудником его трудовой функции, и будет профессиональной нормой. Иными словами, ПС — это система требований к работнику, отраженная в нормативном документе. В нем устанавливаются и фиксируются требования в определенной профессиональной области. На сегодняшний день разработано и утверждено более 1500 таких документов.

Читайте также

Требования норм касаются:

  • уровня профессионального образования сотрудника;
  • его практического опыта;
  • к содержанию труда;
  • к качеству выполняемой работы;
  • к условиям, в которых ведется трудовая деятельность.

Структурными единицами норм можно назвать выделяемые для каждой конкретной сферы приложения труда квалификационные уровни. Они отличаются друг от друга:

  • сложностью поручаемой работы;
  • необходимыми для этого знаниями и умениями;
  • уровнем самостоятельности работника;
  • степенью ответственности.

Более подробное разъяснение смотрите в видео:

Кому выгодны профстандарты

Использование ПС для указанных профессий обязательно для всех работодателей, независимо от формы собственности предприятия. За невыполнение этого требования предусмотрена ответственность по ст. 5.27 КоАП, как и за любое другое нарушение трудового законодательства.

Размер штрафа для должностного лица 1-5 тыс. руб, для предприятия — до 50 тыс. руб. Однако, учитывая новизну норм, пока больше составляется предписаний об устранении нарушений, чем административных протоколов.

Правовые основы профстандарта

Обязательные профстандарты с 2017 года

На начало 2017 г. ПС разработаны уже для 40 отраслей экономики. В перечень вошли все основные промышленные отрасли, сельскохозяйственное производство; связь и транспорт, строительство, сфера услуг. Помимо новых норм, число которых приближается к 2000, обновлены и усовершенствованы некоторые из уже существующих.

В качестве примера новых, вступающих в силу с июля, можно назвать стандарты в следующих областях:

  • Подбор персонала и КДП;
  • Нормирование труда;
  • Развитие и обучение персонала и др.

Обязывающие требования включают наличие высшего образования. А для занятия руководящих должностей потребуется еще и дополнительное профобразование и определенный опыт, то есть стаж работы по специальности.

Когда необходимо переименовать должность работника в соответствии с профессиональным стандартом?

  • А. Только в случаях, когда на этом настаивает работник
  • Б. Во всех случаях перехода на систему профстандартов
  • В. Только в случаях, если работа по должности связана с получением работником каких-либо льгот, либо налагает на него определенные ограничения.

Не уверены в ответе? Читайте объяснение ниже

Внедрение профстандартов пошагово

Шаг 1. Приказы.

В задачи руководителя входит не только организовать переход на систему ПС, но и уведомить об этом всех сотрудников. Этой цели служит приказ, которым одновременно назначается комиссия, ответственная за проведение всех необходимых мероприятий и устанавливаются сроки. Целесообразно назначить в комиссию тех работников, кто напрямую связан с применением стандартов: кадровиков, юристов, экономистов и специалистов по охране труда.

Читайте также

Шаг 2. План-график.

Он составляется на первом же заседании комиссии, а затем утверждается приказом директора (руководителя). Каких-либо строгих требований к форме плана или его содержанию нет. Обычно такой документ включает перечень промежуточных этапов и сроки их выполнения. За проведение каждого мероприятия из списка назначается ответственный из числа членов комиссии. Он может привлекать других сотрудников или запрашивать у них необходимую информацию.

Шаг 3. Соотнесение должностей и стандартов.

Для этого потребуются сами стандарты и штатное расписание. Но необходимо иметь в виду, что наименования должностей далеко не всегда в этих двух документах совпадают. Это нормально, так как ПС описывает не конкретную должность, а вид деятельности, профессиональную область.

Шаг 4. Переименование должностей.

Необходимость проведения такого мероприятия есть далеко не всегда. Закон требует изменения только в том случае, если работа на должности связана с получением работником каких-либо льгот, либо налагает на него определенные ограничения. Необходимо помнить, что речь идет об изменении одного из условий трудового договора. Это требует соблюдения особого порядка, включающего заключение дополнительного соглашения с работником.

Шаг 5. Изменение должностных обязанностей.

Согласно ст. 72 ТК РФ любые изменения в них возможны только в случае, если работник на это согласен. В одностороннем порядке работодатель может лишь уточнить и конкретизировать ряд функций, но не вводить одни или исключать другие.

Шаг 6. Внедрение новых систем оплаты.

Переход на использование ПС изменяет и условия начисления зарплаты. Сотрудникам, имеющим равный уровень ответственности и самостоятельности полагается и равный заработок. С ростом квалификационных требований она должна пропорционально увеличиваться. Изменения должны быть зафиксированы в локальных актах и доведены до сведения работников заблаговременно.

Шаг 7. Аттестация.

Главной целью этого мероприятия является прояснение вопроса о соответствии сотрудников внедряемым стандартам. По результатам сотрудники могут быть направлены на учебу, переведены на иную работу или даже уволены.

В том случае, если уровень квалификации оказался выше чем реально имеющийся у работника на этой должности, работодатель вправе поднять вопрос о необходимости получения дополнительного образования. Оно может быть получено как за счет средств работодателя, так и самого работника.

Рабочие квалификации сотрудников должны соответствовать строго определенным требованиям – профессиональным стандартам . Получая образование, будущий профессионал должен обретать комплекс определенных компетенций, сочетание которых и образует упомянутый стандарт. Точно такой же, в идеале, должен требоваться от специалиста при трудоустройстве.

Зачем понадобилось в современной нормативной базе понятие «профессиональные стандарты»? Как их применять на практике? Кому они будут необходимы в первую очередь? Попробуем рассмотреть это законодательное новшество, вступившее в силу с лета 2016 года.

Как раньше жили без профстандартов?

ТК оперирует термином «квалификация » (ст. 195), понимая под ним конкретный уровень трудовых навыков, специальных знаний, опыта работы, необходимых для той или иной должности. Когда человека трудоустраивали на «должность по его квалификации», это значило, что он должен соответствовать квалификационной характеристике данной должности, приведенной в Едином квалификационном справочнике (ЕКС).

Этот документ на сегодня является почти безнадежно устаревшим: многих перечисленных в нем должностей уже просто не существует, тогда как многие современные профессии вообще не упомянуты. «Осовременивание» единых квалификационных справочников было бы слишком трудоемким и нецелесообразным. Нужен был новый уровень устранения этой проблемы.

Было принято решение о замене данной нормативной базы более удобным и универсальным инструментом для определения квалификационного минимума – профессиональными стандартами.

Профстандарты и другие близкие понятия

Правомерно утверждать, что профстандарты – это квалификационные характеристики, приведенные в большее соответствие с запросами современности. Законодатели, утверждая порядок разработки и применения профессиональных стандартов (Постановление Правительства РФ № 23 от 22.02.2013 г.), использовали модернизированные сочетания претензий к профессиям, до этого детально отточив их в специализированных кругах.

Профстандарт по отношению к квалификационному требованию является более реалистичным, близким к трудовой действительности.

ВАЖНО! Определения «квалификация» и «профессиональный стандарт» не тождественны: ст. 195 ТК РФ в п.1 уточняет, что профстандарт является характеристикой квалификации. Понятие «профстандарт» введено в ТК только в 2012 году.

Родственным термином, приводящимся в ТК и других нормативных документах, является «трудовая функция ». Ст. 57 ТК обязывает работодателя указывать ее в тексте трудового договора, то есть уточнять ту работу, которую работник должен будет исполнять в рамках своей должности, не противоречащей его квалификации. Теперь для этой цели можно воспользоваться примерными определениями должностей, перечисленными в разделе ІІІ нужного профстандарта. Но тогда уж работник обязан соответствовать и приведенному к ним комплексу требований.

ВНИМАНИЕ! Профессиональный стандарт определяет не должности и даже не профессии, а область деятельности, поэтому он и более универсален. Например, стандарт «Бухгалтер» предусматривает такое же наименование должности, а начальника отдела кадров можно найти в профстандарте «Специалист в области управления персоналом».

Ключевые направления профстандартов

В каких именно аспектах трудовых отношений должны применяться профессиональные стандарты? Законодательная база предусматривает три основные сферы их применения.

  1. Работа с персоналом на предприятии :
    • кадровая политика;
    • должностные инструкции и их изменение;
    • тарификация сотрудников;
    • аттестация;
    • организация повышения профессионального уровня и др.
  2. Связь обучения и профессиональной деятельности . Образовательные программы планируют разрабатывать с учетом профстандартов, то есть будущий работник будет овладевать комплексом необходимых и достаточных профессиональных характеристик. Недопустимы ситуации, когда выпускник по определенной специальности обладает одним набором компетенций, а работодателю нужен совсем другой.
  3. Отражение реального опыта профессиональной деятельности . При разработке стратегий оценивания для получения сертификата или диплома того или иного уровня будут учтены не образовательные успехи, как раньше, а актуальные требования к профессии, отраженные в стандартах.

Где с ними познакомиться?

Министерство Труда РФ приняло примерно 8 сотен из 1000 запланированных профстандартов. В ближайших планах (не позже, чем через два года) – принятие 2 тысяч наименований стандартов.

Изначально собирались начать их введение в практику с государственного сектора. Предполагалось, что коммерческие организации будут сами устанавливать для себя комплекс требований к своим наемным работникам. Однако, эта мысль признана непродуктивной. В ФЗ № 122 точно прописано, что профессиональные стандарты касаются всех трудовых сфер и предприятий всех форм собственности:

  • государственных учреждений;
  • бюджетных организаций;
  • коммерческих структур;
  • некоммерческих объединений;

По мере реализации материалов про профстандарты, мы будем выкладывать их тут. Следите за ссылками внизу этой страницы.

Кому не уклониться от профстандартов?

С 01.07.2016 года использование стандартов объявлено непременным условием для всех предпринимателей, как того требует ТК или другие документы. То есть, принимая на работу сотрудника, по сфере деятельности которого профстандарт уже утвержден, работодатель непременно должен использовать именно его, а не квалификационный справочник. Если же нужный стандарт по данной профессии еще не принят, можно по-прежнему пользоваться квалификационным справочником.

Когда позиции в ЕКС и в профстандарте одинаковые, нужно отдать предпочтение профстандарту как более современному варианту.

Какими именно требованиями к наемному работнику (по стандартам или по ЕКС) будет руководствоваться работодатель, должно быть указано в его локальных правовых актах.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вид профессиональной деятельности предусматривает определенные льготы (например, пенсию раньше срока, выплату компенсаций за вредность и т.п.) или ограничения, то называть такую должность нужно в строгом соответствии с профстандартом или ЕКС, если такого стандарта пока нет.

Как начать применять профстандарты?

  1. Открыть перечень профстандартов, опубликованный на официальном сайте Минтруда РФ.
  2. Выписать из своего штатного расписания наименование должностей.
  3. Найти стандарт, соответствующий каждой должности из вашего списка. Для этого надо смотреть, соответствуют ли прописанные в стандарте компетенции принятым у вас запросам к той или иной должности. Так, для ІТ-специалистов имеется около 27 профстандартов, и надо изучать, какому из них будет соответствовать именно ваш «айтишник».
  4. Сравнить документы по кадрам с примерными названиями должностей из текста профстандарта. Если этой должности не положены льготы, компенсации или ограничения, именовать ее по стандарту необязательно.
  5. Если необходимого вам стандарта в реестре еще нет, поинтересуйтесь, когда он будет принят, возможно, вскоре на него все равно придется переходить.
  6. Если квалификация вашего сотрудника не соответствует профстандарту, вы как работодатель можете выбрать один из вариантов:
    • уволить сотрудника по результатам аттестации;
    • организовать его профессиональное обучение.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Несоответствие работника профстандарту – это нарушение ТК, предусматривающее ответственность работодателя: не может «сапоги тачать пирожник».

Возможные санкции трудовой инспекции

Работодатели были проинформированы о необходимости перехода на требования профстандартов за год до того, как ФЗ № 122 вступил в силу. Таким образом, Министерство труда теоретически предполагает, что внедрением профессиональных стандартов активно занимаются все предприниматели страны. Если это не так, тем хуже для них.

С 1 июля 2016 года трудовая инспекция вправе проверить соблюдение закона в этой области, и если в Трудовом кодексе имеются какие-либо требования к квалификации сотрудников, то профессиональные стандарты нужно применять по ним без исключений. Административная ответственность может составить от 30 до 100 тыс. руб.

Ближайшие планы

По задумке законодателей, вскоре откроются независимые центры, оценивающие квалификацию именно по профессиональным стандартам. Оценив свой уровень как профессионала и получив соответствующий определенному профстандарту сертификат, можно существенно поднять свои позиции на рынке труда. А работодатель может вместо внутренних аттестаций направлять в такие центры своих сотрудников.

С лета 2016 года мы вступили в новую эру, когда профессиональный стандарт в образовании, как и в других сферах применять стало обязательным. Процедура их внедрения в организации - процесс безусловно непростой и занимающий много времени.

Если коммерческие компании могут и не всегда обращаться к стандартам, то для сферы образования они являются обязательными. Какие же бывают виды стандарта профессионального образования и какова процедура внедрения профессиональных стандартов среднего профессионального образования, сейчас разберемся.

План внедрения профессиональных стандартов в образовании

Первым этапом стоит создать рабочую комиссию по внедрению стандартов. Как правило, в рабочую группу включают представителей служб персонала, юристов, а также тех специалистов, которые будут непосредственно работать со стандартами. Председателем такой группы назначается руководитель учреждения. Для создания рабочей группы издается приказ. Составляется он в свободной форме на бланке учреждения. В нем прописывается состав группы (комиссии), цели и задачи внедрения профстандарта, срок завершения всех процедур и результат, который мы хотим получить на выходе. После подписания руководителем, с приказом необходимо ознакомить членов комиссии под роспись и передать приказ на хранение.

Не лишним будет и разработка положения о работе комиссии. В нем необходимо описать цели для которых она создана, задачи, которые необходимо будет решать, ее права и обязанности. А также порядок проведения заседаний и их периодичность. Ввести в действие положение необходимо также приказом руководителя организации. Все заседания рабочей группы должны быть оформлены протоколом, а все принятые решения - актом.

Следующим этапом комиссия утверждает план мероприятий по внедрению стандартов, а также реестр профстандартов образования, которые будут применяться конкретно в этом учреждении. Еще на этапе планирования стоит определиться с исчерпывающим списком стандартов необходимых в процессе деятельности. Не стоит вводить в действие те, которые не нужны Вам в текущий момент и не понадобятся в ближайшем будущем. Так перечень стандартов профессионально технического образования будет существенно отличаться от такого перечня в общеобразовательном учреждении или тем более в детском саду.

В процессе составления списка необходимо соотнести название профессий в штатном расписании с имеющимися профстандартами. Различие в наименованиях может быть расценено как нарушение трудового законодательства и повлечь за собой наложение штрафных санкций. Причем штраф будет выписан за каждый неверно составленный договор в отдельности. Таким образом при значительной численности персонала штрафы могут достигать астрономических сумм.

Соблюдение идентичности названий должностей будет гарантией того, что у работника в момент оформления пенсии не возникнет препятствий. Если трудовой кодекс или другие законодательные акты предусматривают льготы (компенсации) для некоторых профессий, то эта должность должна в точности соответствовать профстандарту. В противном случае льготы не будут действовать. Поэтому в процессе принятия перечня профессиональных стандартов в образовании очень важно сопоставлять названия принятое в учреждении и то, которое допускает профстандарт. Причем в первую очередь стоит опираться на содержание стандарта, а потом уже на название.

При возникновении разночтений их конечно нужно устранить. Самым доступным является введение в штатное расписание должности с “правильным” названием и перевод работника на вновь введенную должность. А после “старую” должность исключить из штатного.

Основные требования предъявляемые профстандартами конечно не являются требованиями к названию должности. Основным моментом является уровень квалификации трудящегося. Все работники чья деятельность попадает под действие профстандарта должны будут “подтянуть” свои знания до необходимого установленного уровня.

После согласования перечня необходимо определить категории педагогического состава, для которых необходимо провести профессиональную подготовку (переподготовку). Эти категории работников направляются на обучение в учреждения с государственной лицензией с которыми у организации заключен договор на обучение.

После проведенных процедур часто возникает потребность во внесении изменений или дополнений в кадровые документы. Наибольшим правкам подвергаются должностные инструкции. Эти документы не являются обязательными, но как правило есть в любой компании. А если документ есть, то его нужно привести в соответствие новым реалиям. Часто это является единственным документом, где отражены требования к кандидату на должность, а также описывается какие конкретно задачи должен выполнять сотрудник в процессе работы. Стоит отметить, что профстандарт является только основой для разработки Ваших внутренних актов и в нем указаны необходимый минимум по профессии. Из этого можем сделать вывод, что компания вправе установить более жесткие требования к профессии.

Вносить изменения в должностные инструкции (ДИ) придется тем образом, которым они были выпущены. Если ДИ является самостоятельным актом, то это самый простой вариант. Выпускаем новую редакцию и утверждаем ее. Сложнее обстоит дело, если ДИ является приложением к трудовому договору. Тогда необходимо будет издать дополнительные соглашения к трудовым договорам (для каждого сотрудника отдельно). Этот способ значительно увеличивает объем работы. В любом случае с измененной ДИ необходимо будет под роспись ознакомить всех сотрудников, которых затрагивает такие изменения.

Списки профстандартов со временем дополняются новыми профессиями и компании нужно периодически проверять не выпущены ли новые стандарты.

Перечень профстандартов в образовании

Реестр профессиональных стандартов образования в 2016 году включает в себя 4 позиции:

  • Педагог;
  • Педагог-психолог;
  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых;
  • Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Если в 2016 году в области образования проходила еще только апробация профстандартов в ряде пилотных регионов, то с 1 января 2017 года они станут обязательными к применению для всех образовательных учреждений. Руководствоваться ими работодателю придется не только при разработке ДИ и трудовых договоров, но и при выборе системы оплаты труда.

Наиболее широко используемым будет профессиональный стандарт педагога. В него включают работу не только работу учителей общеобразовательных школ, но также воспитателей детских садов. Профстандарт педагога допускает к работе гражданина только в случае наличия у него высшего или среднеспециального образования в образовательной сфере или по направлению преподавания. Если образование не соответствует этим требованиям, то необходимо пройти дополнительное образования в сфере, которой планируется рабочая деятельность.

Кроме того установлены ограничения к допущению преподавательской деятельности. Так учителем или воспитателем не может работать лицо ранее лишенное права заниматься такой деятельностью, лица ранее судимые, страдающие определенными заболеваниями или недееспособные. А вот требований к стажу профстандарт педагога не предъявляет. Поэтому выпускники, сразу после получения диплома, могут сразу окунуться в преподавательский процесс.

Перечень утвержденных профессиональных стандартов в образовании конечно является еще не исчерпывающим. На данный момент происходит активная процедура его разработки и дополнения.

Профстандартом называют специальный документ, содержащий в себе описания и характеристику всех должностей в какой-то одной рабочей сфере. В этой статье будет рассмотрен профессиональный стандарт специалистов по управлению персоналом.

Общие сведения

Само понятие профстандарта относительно новое. Оно было введено в оборот в июле 2016 года. Не стоит путать представленный документ с должностной инструкцией. Так, если последняя будет полезна, скорее, для работников, то профстандарты - для руководства и работодателей. Стоит также отметить, что начальству будет гораздо удобнее ориентироваться при помощи профстандарта. Все потому, что сам документ включает в себя список должностей на предприятии и описание функциональных обязанностей каждого рабочего лица.

Стоит, наконец, отметить главную тему статьи - профессиональный стандарт специалиста в области управления персоналом. Этот документ также включает в себя названия основных рабочих должностей и закрепление за каждым лицом трудовых функций. Стоит чуть подробнее рассказать и о структуре профстандарта. Итак, приступим.

Структура профстандарта

Какой структурой обладает рассматриваемый Специалист по управлению персоналом, как уже ясно, является ключевым лицом в документе. Однако сам профстандарт раскрывает общие сведения о разрядах, квалификационных уровнях и должностях представленной сферы.

Первый раздел документа дает наиболее общие сведения о специальности. Дается характеристика трудовой, социальной, экономической, культурной или даже политической деятельности работников.

Второй раздел - это то, на чем строится весь профессиональный стандарт. Специалист по управлению персоналом, менеджер, заместитель директора и многие другие рабочие лица рассматриваются с позиций их обязанностей и функций именно в этом разделе.

Третий раздел помогает определить основные требования к работникам. Сюда также относятся трудовые функции, но даются они в более широком смысле.

Последний раздел, согласно приказу № 691н Минтруда, необходим для записи данных о составителях профстандарта.

Трудовые функции

Как уже было сказано выше, сразу несколько категорий и подкатегорий рабочих лиц закрепляет представленный профессиональный стандарт.

Специалист по управлению персоналом, тем не менее, обладает некоторыми обобщенными функциями и обязанностями, которые стоит выделить. Так, работник отвечает:

  • за качественный оборот документов в кадровом отделе;
  • эффективное обеспечение организации персоналом (для этого специалист обязан грамотно анализировать состояние рабочих мест);
  • оценивание и аттестацию рабочих лиц;
  • своевременную оплату труда;
  • разработку определенных мероприятий в рамках своей компетенции.

Таким образом, работник имеет довольно большое количество обязанностей, которые закрепляет за ним профессиональный стандарт. Специалист по управлению персоналом обладает и многими другими функциями. Все их можно посмотреть в профстандарте.

Первый блок квалификационных уровней

Сразу стоит отметить, что представленный профстандарт фиксирует информацию о восьми различных специалистах.

Первое, что необходимо выделить, - группу А. Сюда относится специалист по делопроизводству в отделе кадров. Требования к данному работнику чуть ослабли: отныне специалисту необходимо иметь хотя бы профессиональное среднее образование или диплом соответствующих курсов. Незначительно урезалось и общее количество функций.

К группе В относится работник, занимающийся подбором персонала. Требования к нему сохранились - осталось необходимым высшее образование, а опыт все так же не нужен.

Группа С включает в себя, по сути, все прошлые стандарты профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента, однако в отношении специалиста, оценивающего и аттестующего персонал. Все, что изменилось в данном случае, - сами функции работника. Они стали более четкими и узкими.

Второй блок квалификационных уровней

Здесь необходимо выделить группы D, E и F. К группе D относится специалист, занимающийся развитием и обучением персонала. Как и в прошлых случаях, немного изменились условия обучения по профессии, а также несколько детализировались обязанности.

Работник по оплате и нормированию труда относится к группе E. У данного специалиста больше не рассматривается опыт работы, но зато стала необходима дополнительная профессиональная подготовка. Количество задач чуть упорядочилось в зависимости от степени конкретности.

Специалисты по социальным программам, относящиеся к группе F, обрели расширенный, но детализированный функционал. Стоит отметить и удаление некоторых параметров, которое закрепляет рассматриваемый профессиональный стандарт. Специалист по управлению персоналом утвержден, таким образом, более четко.

Третий блок квалификационных уровней

Оставшиеся две группы, G и H, включают в себя руководителей подразделений. Стоит, однако, отметить, что ни руководитель структурных подразделений (бывший начальник отдела кадров), ни директор по управлению персоналом не получили каких-то значительных изменений.

Все функции данных работников остались такими же, которые некогда закреплял специальный справочник (приказ "Специалист по управлению персоналом"). Профессиональный стандарт, однако, вводит обязательство дополнительного обучения. В целом же две представленные группы не подверглись серьезной модернизации.

Достоинства и недостатки профстандарта

Профессиональный стандарт, как документ, появившийся совсем недавно, стал объектом рассуждений для многих компаний и организаций. Некоторые считают, что введенный в оборот акт совершенно неактуален и бессмысленен. Другие же утверждают, что подобного рода стандарты нужно было ввести уже давно - настолько они удобные и полезные.

Разобраться в том, чего же все-таки у профстандарта больше - преимуществ или недостатков, не так уж и просто. Во-первых, зависеть все будет от компании, в которой он применяется. Так, по утверждениям многих руководителей, рассматриваемый документ попросту невозможно применять в сфере малого бизнеса. Зато работу крупных, в особенности государственных предприятий, можно будет с легкостью регулировать при помощи представленного нормативного акта. Во-вторых, не так уж и прост, по заверениям лиц-руководителей, алгоритм внедрения профессионального стандарта. Специалист в области управления персоналом, например, является очень сложным с организационной точки зрения лицом. Однако связать все возникающие проблемы и трудности можно, например, с относительной новизной документа.

Национальная система квалификации призвана урегулировать отношения в сфере труда. В 2017 году в силу вступит несколько профессиональных стандартов, четыре из которых имеют непосредственное отношение к педагогической деятельности. Чтобы у руководителей образовательных учреждений не было проблем с контролирующими структурами при вводе профстандартов, им необходимо быть в курсе всех изменений.

25 января эту актуальную тему обсуждали на вебинаре «Профстандарты в 2017: что же нужно делать?». Важность обсуждаемых на мероприятии вопросов ярче всего проиллюстрировало количество участников. По ходу рассказа эксперта, в вебинарную комнату вошли 117 человек из разных уголков страны. Это солидное количество участников для вебинара.

Мероприятие провёл Владимир Игоревич Блинов, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования», профессор кафедры педагогики МПГУ, автор учебно-методической литературы по актуальным вопросам развития системы среднего профессионального образования, эксперт Экспертного совета экспертизы образовательных программ, учебных изданий и электронных образовательных ресурсов для образовательных учреждений, реализующих программы начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (ФИРО), эксперт учебных изданий НФПК.

Сам термин «профессиональные стандарты» появился 50-60 лет назад. Именно тогда были первые опыты по внедрению подобной схемы работы в развитых странах.

Успешную практику введения профстандартов мы можем наблюдать в Ирландии, — рассказал Владимир Блинов. — Аналоги программы реализуются в Германии и Австрии. Во многих странах это дало положительный результат с точки зрения роста производительности труда. В России работа находится в самом начале. Говорить, что мы полностью готовы к переходу на профстандарты, нельзя. В нашей стране пока нет данных статистики по этому направлению. Я думаю, что мы получим положительный результат с введением профстандартов в сфере информатизации, строительства.

Профстандарты применяются:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Функции профстандартов:

  • Определить трудовой функционал работника.
  • Разработать ФГОСы для профессионального образования.
  • Создать программы профессионального обучения.
  • Провести независимую оценку квалификации.

— Это важный пункт, призванный создать доверительные отношения сферы труда и профессионального образования, — прокомментировал Блинов. — Сейчас такого взаимодействия нет. Расхожая фраза — «забудьте всё, чему учили в школе (университете)» перешла на уровень законодательных актов. Работодатели сами хотят проверять квалификацию работников.

Больше всего вопросов у участников вебинара вызвали 2 аспекта: уровень образования, необходимый педагогам при введении профстандартов, и перенос даты введения профстандарта для педагогов.

Образование и квалификация

Работодатели часто задают сотрудникам вопрос перед приёмом на работу: «Какое у Вас образование?». Не всегда у человека с хорошим образованием есть необходимая для должности квалификация, и, наоборот, у квалифицированного специалиста не всегда есть нужный уровень образования. Профстандарты жёстче регламентируют необходимый уровень обучения для разных должностей.

— Многие руководители спрашивают меня: «Неужели придётся уволить всех, кто по уровню образования не подходит?», — рассказал эксперт. — Нет, конечно. Во многих случаях из ситуации недостатка образования можно выйти, пройдя курсы. Нередко случается, что человек окончил технический вуз, а хотел бы работать в образовании. Для этого ему нужно пройти курсы повышения квалификации по педагогике.

По трудовому законодательству уволить сотрудника просто так нельзя. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить другую должность в этой же организации или отправить на профессиональную переподготовку (повышение квалификации). В соответствии со ст. 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Вопросы от участников

1) Разенкова Надежда Ефимовна: Может ли работать в высшей школе преподаватель, имеющий высшее образование по укрупненной группе специальностей и переподготовку по профилю преподаваемой дисциплины?

— Может. Простой пример: преподаватель английского языка работает в вузе. Есть институты, где преподают бакалавры, прошедшие переподготовку. По профстандартам такого уровня образования достаточно. Но это не значит, что каждый университет возьмёт на работу бакалавра. Многое зависит от амбиций вуза. Кадровая политика определяется ректоратом.

2) Салдина Зинаида Петровна: Как быть воспитателям, педагогам дополнительного образования, которые имеют большой стаж работы, но не имеют педагогического образования?

Достаточно профессиональной подготовки, это записано в профессиональных стандартах. Необходимо найти небольшие курсы и пройти их. Это формальное требование.

Почему отодвинули введение профстандарта для педагогов?

Профессиональные стандарты проходят длительный путь от рождения до применения в действие. Это новшество сложное и требует тщательной проработки. Руководителям учреждений разрешают вводить новую систему постепенно, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 года переходный период для всех профстандартов.

Уже утверждены профстандарты для:

  • педагогов дополнительного образования детей и взрослых;
  • педагогов профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
  • педагогов-психологов.

Несколько лет пытаются ввести в работу профстандарт для педагогов общего образования, но дата постоянно переносится. И в этом году дата внедрения нового профессионального стандарта для учителей отложена до 1 сентября 2019 года. Профстандарт "Педагог" относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения. Не относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Новая система квалификации слишком сложна для быстрого введения, — считает Владимир Блинов. — С одной стороны, это плохо - резать хвост по частям, но с другой стороны, давайте отнесёмся с пониманием к переносу сроков. Из-за не доработанных до конца стандартов, могли пострадать люди. (Для руководителей предусмотрены штрафные санкции за отказ от профстандартов). С остальными профстандартами далеко не всё понятно. Думаю и разработка, и введение их затянется. Наверно это правильно, что принимается решение о пролонгации сроков.

Кроме профстандартов для рядовых сотрудников, рассматривается введение профстандарта руководителя. В этом случае требования к деятельности ректора или директора тоже будут подробно описаны.

— Этот стандарт - необычный, он отличается от остальных, — прокомментировал эксперт. - Предполагалось, что он будет направлен на руководство учреждения в целом, а его разработали применительно только к директору (ректору). В этом профстандарте все жёстко привязывается к первому лицу организации.

О сроках введения стандарта для руководителей пока ничего не говорится.

Вопросы от участников

— Нет отдельного стандарта для педагогов ДОУ. Есть стандарт для педагогов общего образования. Этот стандарт уже готов, но было принято решение перенести его введение до 2019 года.

  • Мороко Наталья Юрьевна: Каков путь карьерного роста воспитателя ДОУ при введении профстандартов? Возможно ли доработать перечень должностей в определенной организации, например, перечень должностей в дошкольной организации?

— Честно скажу, мне тоже он непонятен. В общей схеме профстандартов есть тупики. Если бы были прописаны профстандарты для методистов, можно было бы уходить на более высокую должность в этом направлении. Сейчас карьерный путь педагога ДОУ - либо уходить в руководство, либо менять род деятельности. Отвечаю на вторую часть вопроса: новые должности ввести можно, но необходимо помнить, что льготы прописаны государством для определённых должностей, вводя новое название, Вы можете лишить их работника.

  • Салдина Зинаида Петровна: Если внедрение профстандарта пролонгировано до 2019 года, какая подготовительная работа должна проводиться в образовательной организации на данный момент?

— Определённого регламента подготовки для такого долгого срока нет. За 2 месяца учредитель обязан дать руководству предписание о введении профстандартов. Тогда и начнётся подготовительная работа.

После окончания мероприятия, участники не торопились покидать вебинарную комнату. У них появлялись все новые вопросы. Владимир Игоревич Блинов задержался, чтобы ответить на максимально возможное количество вопросов. Некоторые вопросы и предложения он пообещал передать лично разработчикам профстандартов.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.